г. Москва |
|
04 июня 2018 г. |
Дело N А41-107893/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей: Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Старчиковым А.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Стрела" - Зубков П.В. по решению N 2 от 01.10.1999, Герасимович С.А. по доверенности от 10.07.2017,
от заинтересованного лица по делу - Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области - Кузнецов С.В. по доверенности от 09.01.2018,
от заинтересованного лица по делу - Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы - Морозова Э.Е. по доверенности от 19.09.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области и Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы на решение Арбитражного суда Московской области от 01 марта 2018 года по делу N А41-107893/17, принятое судьей Обарчуком А.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стрела" к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, об оспаривании решений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стрела" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Министерству транспорта Московской области, Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (далее - Министерство, Департамент) о признании незаконными Решения Межведомственного координационного совета по формированию маршрутной сети смежных межрегиональных регулярных перевозок между Москвой и Московской областью от 18.08.2017 г. в части отмены маршрута N 365к "Чехов - Чепелево - Москва (м. Южная)" и письма Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 13.11.2017 N 11765 в части уведомления об исключении из реестра смежных межрегиональных автобусных маршрутов регулярных перевозок между Москвой и Московской областью сведений о маршруте N 365к "Чехов - Чепелево - Москва (м. Южная)".
Решением Арбитражного суда Московской области от 01.03.2018 заявленные требования удовлетворены.
Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области и Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы не согласились с выводами суда, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобах.
В судебном заседании представители Министерства и Департамента поддержали доводы апелляционных жалоб, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционные жалобы удовлетворить.
Представители общества в судебном заседании возражали против доводов апелляционных жалоб, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционные жалобы, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что общество на основании Лицензии от 21.03.2012 N АСС-50-616287 осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Согласно Реестра смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью, начальный остановочный пункт которых находится на территории Московской области обществом осуществлялись регулярные перевозки по маршруту N 365к "Чехов - Чепелево - Москва (и. Южная)", с параметрами: 3 единицы автобусов большого класса, 2 единицы - малого класса, по нерегулируемым тарифам.
18.08.2017 г. Межведомственным координационным советом по формированию маршрутной сети смежных межрегиональных регулярных перевозок между Москвой и Московской областью принято решение об отмене данного смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок, оформленное впоследствие Протоколом от 20.09.2017 N 17-29-57/7.
Письмом от 13.11.2017 N Исх. -11765 обществу сообщено, что истечении 180 дней с даты его получения сведения о маршруте N 365к будут исключены из Реестра смежных межрегиональных автобусных маршрутов регулярных перевозок между Москвой и Московской областью.
Не согласившись с принятым решением Межведомственного координационного совета и письмом Министерства, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными и восстановлении нарушенных прав.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия решения суда о признании решения недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации регулярных перевозок) смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок устанавливается, изменяется, отменяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого расположен начальный остановочный пункт по данному маршруту.
Порядок установления, изменения, отмены смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данного маршрута, а также основания для отказа в установлении либо изменении данного маршрута, основания для отмены данного маршрута) устанавливается соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходит данный маршрут, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Данное Соглашение между Правительством Москвы и Правительством Московской области об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью заключено 19 августа 2016 года (регистрационный N 77-901 от 29.08.2016 г.).
В силу пункта 3 Соглашения решения об установлении, изменении, отмене смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью принимаются уполномоченными органами в соответствии с Порядком установления, изменения, отмены смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью (приложение 1 к настоящему Соглашению).
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что решение об установлении, изменении, отмене смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью принимается:
Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (далее - Департамент) - в случаях, когда начальный остановочный пункт соответствующего смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью расположен в границах города Москвы и оформляется правовым актом Департамента;
Министерством транспорта Московской области (далее - Министерство) - в случаях, когда начальный остановочный пункт соответствующего смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью расположен в границах Московской области и оформляется правовым актом Министерства.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в ходе рассмотрения дела в суде заинтересованными лицами доказательства принятия соответствующего решения, официальным образом оформленного и подписанного уполномоченным должностным лицом Министерства, не представлены, однако ввиду того, что в спорном письме от 13.11.2017 N 11765 указывается на будущее исключение маршрута N 365к из Реестра по истечение 180 дней, заявитель обоснованно полагает данное письмо ненормативным правовым актом (решением), которое непосредственно затрагивает его право на осуществление перевозок по маршруту в установленном порядке и в соответствии с ранее принятым решением об этом.
В силу пункта 4 Порядка Межведомственный координационный совет по формированию сети смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью (далее - Межведомственный координационный совет) готовит заключения о целесообразности либо нецелесообразности установления, изменения, отмены смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью, а также о необходимости доработки соответствующего предложения в соответствии с Положением о Межведомственном координационном совете по формированию сети маршрутов (приложение 1 к настоящему Порядку).
Решения, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, принимаются при наличии заключения Межведомственного координационного совета о целесообразности соответственно установления, изменения, отмены смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью, в срок не позднее 30 календарных дней с даты проведения заседания Межведомственного координационного совета, на котором было утверждено указанное заключение.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что в настоящем случае, согласно Протокола заседания Межведомственного координационного совета по формированию маршрутной сети смежных межрегиональных регулярных перевозок между Москвой и Московской областью от 18.08.2017 г. советом принято решение о целесообразности отмены смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок с ранее установленными параметрами перевозок.
В то же время, в срок не позднее 30 календарных дней с даты проведения заседания Межведомственного координационного совета решение об отмене смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок N 365к не принято.
В пункте 16 Положения о Межведомственном координационном совете по формированию сети маршрутов (Приложение N 1 к Порядку) указано, что заключение о целесообразности отмены смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью принимается Межведомственным координационным советом при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
маршрут не соответствует требованиям, установленным правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
техническое состояние улиц, автомобильных дорог, не относящихся к автомобильным дорогам федерального значения, по которым проходит маршрут, и размещенных на них искусственных дорожных сооружений не соответствует максимальным полной массе и (или) габаритам транспортных средств, которые предлагается использовать для осуществления регулярных перевозок по данному маршруту;
отсутствие устойчивого пассажиропотока на маршруте, а также отказ перевозчика от осуществления перевозок пассажиров по маршруту.
В судебном заседании суд первой инстанции Министерством представлено Предложение об отмене смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок между городом Московской и Московской областью б/н б/д, не подписанное каким-либо должностным лицом, в котором указано, что причины отмены маршрута следующие:
- отмена маршрута по нерегулируемым тарифам в связи с многочисленными обращениями граждан и учетом мнения органов местного самоуправления о необходимости установления на данном сообщении регулируемого тарифа,
- для обеспечения жителей городского округа Чехов социально ориентированными перевозками и наибольшего территориального охвата социально значимых объектов округа, на котором отдельным категориям граждан будут предоставляться меры социальной поддержки, при этом, не допустить дублирования.
Суд первой инстанции правомерно указал, что указанные выше причины отмены маршрута не могут в силу пункта 16 Положения о Межведомственном координационном совете по формированию сети маршрутов являться основанием для принятия заключения о целесообразности отмены маршрута, поскольку там не поименованы. Более того, в ходе рассмотрения дела в суде доказательства наличия конкретных обращений граждан и (или) органов местного самоуправления суду не представлены.
Также обоснованным является вывод суда первой инстанции, что дальнейшее открытие Министерством маршрута под номером 365 "Чехов - Чепелево - Москва (м. Южная)" с параметрами 18 единиц автобусов большого класса свидетельствует о том, что маршрут установленным правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров соответствует, техническое состояние улиц, автомобильных дорог, по которым проходит маршрут, максимальным полной массе и (или) габаритам транспортных средств заявителя (3 единицы автобусов большого класса, 2 единицы - малого класса) также соответствует, а равно направление на схожий маршрут 18 единиц транспортных средств по сравнению с 5 единицами эксплуатирующимися в настоящее время говорит об устойчивости пассажиропотока на маршруте. В случае необходимости перевода маршрута с нерегулируемыми тарифами на маршрут с регулируемыми тарифами, а равно при необходимости изменить параметры маршрута по количеству транспортных средств Министерство должно было изменить параметры маршрута и (или) изменить вид регулярных перевозок, руководствуясь статьей 18 Закона об организации регулярных перевозок.
Также, согласно части 1 статьи 20 Закона об организации регулярных перевозок Министерство или органы местного самоуправления вправе были с целью "обеспечения жителей городского округа Чехов социально ориентированными перевозками и наибольшего территориального охвата социально значимых объектов округа" предоставить отдельным категориям граждан за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, чего уполномоченным органом сделано не было.
Доводы апелляционных жалоб не могут быт приняты во внимание, поскольку не опровергают вывод суда первой инстанции о том, что отсутствовали установленные основания для отмены маршрута.
В материалы дела не представлены доказательства, что оспариваемые судебный акт повлияет на права и обязанности иных лиц, входящих с состав Межведомственного координационного совета.
Решение от 18.08.2017 г. носит рекомендательный характер, но на основании данного решения в адрес ответчика было направлено письмо от 13.11.2017 N 11765, которое непосредственно повлияло на его права в силу содержащегося уведомления об исключении маршрута.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01.03.2018 по делу N А41-107893/17 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-107893/2017
Истец: ООО "СТРЕЛА"
Ответчик: Департамент транспорта и развития дорожно-трансопртной инфаструтуры, Министерство транспорта и дорожной инфаструктуры
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ТРАНСПОРТА И РАЗВИТИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ, МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
13.02.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13296/18
06.12.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-21428/18
23.08.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13296/18
04.06.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6481/18
01.03.2018 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-107893/17