город Воронеж |
|
3 сентября 2018 г. |
Дело N А48-2925/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 3 сентября 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей Протасова А.И.,
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Малюгиным П.А.,
при участии:
от Казенного учреждения Орловской области "Орловский областной государственный заказчик": Толкачева Е.И., представителя по доверенности от 24.11.2017,
от Управления федерального казначейства по Орловской области: Долецкой Е.В., представителя по доверенности N 54-12-39/1972 от 09.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Казенного учреждения Орловской области "Орловский областной государственный заказчик" на решение Арбитражного суда Орловской области от 02.07.2018 по делу N А48-2925/2018 (судья Полинога Ю.В), принятое по заявлению Казенного учреждения Орловской области "Орловский областной государственный заказчик" (ОГРН 1035753000700) к Управлению федерального казначейства по Орловской области (ОГРН 1025700764320) о признании недействительным представления от 13.03.2018 N 54-13-39/23-1505 в части,
УСТАНОВИЛ:
Казенное учреждение Орловской области "Орловский областной государственный заказчик" (далее - Учреждение, КУ ОО "Орловский областной государственный заказчик") обратилось в Арбитражный суд Орловской с заявлением к Управлению федерального казначейства по Орловской области (далее - УФК по Орловской области) о признании недействительными пунктов 6 и 7 представления от 13.03.2018 N 54-13-39/23-1505.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 02.07.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Учреждение ссылается, что все изменения, внесенные в проектно-сметную документацию, осуществлены в пределах как общей цены Контракта, так и в пределах общей стоимости работ по строительству межпоселковой автодороги с. Студенок - п. Рождественский в Троснянском районе Орловской области - в соответствии с п. 2.2.4 Контракта N 43-с от 06.10.2015. Также межпоселковая автодорога "с. Студенок - п. Рождественский" в Троснянском районе Орловской области является линейным объектом и не относится к объекту капитального строительства, в связи с чем на данный объект не распространяются положения ч. 3.5 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ о необходимости получения заключения органа исполнительной власти или организации, проводивших экспертизу проектной документации, в которую внесены изменения.
В представленном отзыве УФК по Орловской области возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Учреждения - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав объяснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Орловской области от 11.01.2018 N 12 "О назначении проведения внепланового контрольного мероприятия в форме выездной проверки" в период с 16.01.2018 по 14.02.2018 УФК по Орловской области в отношении КУ ОО "Орелгосзаказчик" проведена внеплановая выездная проверка получения и использования иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия "Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения" государственной программы Российский Федерации "Развитие транспортной системы" и субсидий из федерального бюджета бюджету Орловской области на строительство и реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", по результатам которой составлен акт выездной проверки от 09.02.2018.
В ходе проведенных контрольных мероприятий было выявлено нецелевое использование бюджетных средств, заключающееся в том, что ОО КУ "Орелгосзаказчик" были приняты и оплачены работы по устройству двух дополнительных подъездов с твердым покрытием к населенным пунктам: селу Пенно-Бырдино и селу Пенно-Удельное, общей протяженностью 600 метров, на сумму 2 032 800 рублей за счет средств федерального бюджета, не отраженные в проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу, согласно которой были выделены средства федерального бюджета.
Также УФК по Орловской области было выявлено нарушение, заключающееся в том, что по исполнении контракта с генподрядчиком ООО "Дормет" в период с 2015 по 2016 годы КУ ОО "Орелгосзаказчик" не направил требование генподрядчику об уплате неустойки в связи с просрочкой исполнения обязательств по контракту на выполнение работ для государственных нужд от 29.10.2015 N 25-с (срок выполнения работ был нарушен от 2 до 162 дней).
По результатам рассмотрения акта выездной проверки от 09.02.2018 УФК по Орловской области в адрес КУ ОО "Орелгосзаказчик" направило представление от 13.03.2018 N 54-13-39/23-1505, в котором изложены оспариваемые нарушения (соответственно, пункты 6,7) и указано на необходимость рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения в течение 30 дней со дня его получения.
Не согласившись с вменением указанных нарушений, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Орловской области с соответствующим заявлением.
Эпизод первый.
Суд установил, что в целях реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 598, Федеральным дорожным агентством с Правительством Орловской области заключены соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Орловской области на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Полномочия государственного заказчика по объектам, включенным в государственную программу Орловской области "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденную постановлением Правительства Орловской области от 04.12.2013 N 411 переданы КУ ОО "Орелгосзаказчик".
Во исполнение госпрограммы КУ ОО "Орелгосзаказчик" заключило и с ООО "Спецстрой-Монтаж" государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд от 06.10.2015 N 43-с (далее - государственный контракт от 06.10.2015 N 43-с) на выполнение работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий", согласно перечню автомобильных дорог, указанных в приложении N 1 к государственному контракту от 06.10.2015 N 43-с.
Согласно п. 2.1 государственного контракта цена Контракта составила в текущих ценах 320 161 476 руб.
Одним из объектов выполнения работ по Контракту являлось строительство межпоселковой автодороги с. Студенок - п. Рождественский в Троснянском районе Орловской области.
Проектно-сметной документацией на данную автомобильную дорогу было предусмотрено устройство в общей сложности 14 пересечений и примыканий, в том числе устройство примыкания влево на ПК16+78 длинной 15 метров (позиция N 9 Ведомости пересечений и примыканий).
Примыкание на ПК16+78 длинной 15 метров являлось общим съездом в направлении двух населенных пунктов - с. Пенно-Бырдино и с. Пенно-Удельное. По окончании предусмотренного проектно-сметной документацией съезда с твердым покрытием на ПК16+78 к данному съезду слева и справа примыкали две грунтовые дороги, ведущие соответственно к с. Пенно-Бырдино икс. Пенно-Удельное.
В период исполнения государственного контракта N 43-с от 06.10.2015 Администрация Пенновского сельского поселения Троснянского района Орловской области на основании письма N 710 от 23.11.2015 обратилась в КУ ОО "Орелгосзаказчик" с просьбой выполнить работы по устройству съездов с твердым покрытием с межпоселковой автодороги с. Студенок - п. Рождественский в Троснянском районе Орловской области к населённому пункту с. Пенно-Бырдино, протяженностью 200 метров, и с. Пенно-Удельное, протяженностью 400 метров.
Одновременно при исполнении государственного контракта N 43-с от 06.10.2015 была установлена ошибка в проектно-сметной документации на автомобильную дорогу (излишне предусмотренные средства на наружное освещение дороги).
Установив необходимость выполнения примыканий (200 и 400 м), КУ ОО "Орелгосзаказчик" согласовало с ООО "Спецстрой-Монтаж" выполнение соответствующих объемом работ за счет средств, полученных в рамках выполнения государственного контракта N 43-с от 06.10.2015 (протокол от 20.01.2017 заседания технического совета, стоимость работ 695 674 руб.).
В результате КУ ОО "Орелгосзаказчик" были приняты и оплачены за счет средств по государственному контракту N 43-с от 06.10.2015 работы по устройству двух дополнительных подъездов с твердым покрытием к населенным пунктам селу Пенно-Бырдино и селу Пенно-Удельное общей протяженностью 0,6 км, не отраженные в проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу, что является нарушением ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2.3.9 Соглашения о предоставлении субсидий от 13.08.2015 N ФДА 48/11-С-1, пункта 1.1. контракта от 06.10.2015 N 43-с.
Так, пунктом 2.3.9 Соглашением о предоставлении субсидий от 13.08.2015 N ФДА 48/11-С-1 определено, что приемка выполненных работ на объектах, включенных в Перечень, осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией.
Согласно пункту 1.1 государственного контракта от 06.10.2015 N 43-с работы по строительству и реконструкции автомобильных дорог осуществляются в соответствии с проектной документацией.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) установлено, что проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим законом.
Поскольку в результате работ по устройству двух дополнительных подъездов с твердым покрытием осуществлено изменение первоначально установленных показателей функционирования участков двух дорог (грунтовых), суд, руководствуясь п. 11, 13, 14.1, 14.3 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 9 ст. 3 Закона N 257-ФЗ, пришел к правильному выводу, что осуществлена реконструкция межпоселковых дорог как линейных объектов, которая в силу требований ч. 2 ст. 48, ч. 1 ст. 52 ГрК РФ осуществляется на основании проектной документации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции признал обоснованными оспариваемые выводы представления о том, что перечисленные выше дополнительные работы, выполненные на объекте, не предусмотренные утвержденной в установленном законом порядке проектной документацией и не включенные в сметную стоимость, не могли оплачиваться за счет средств субсидии, предоставленной в рамках федеральной целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
Вопреки доводам апелляционной жалобы Учреждения данные работы не могли быть выполнены на основании п. 2.2.4 Контракта N 43-с от 06.10.2015 - в пределах общей твердой цены Контракта.
Эпизод второй.
В ходе проводимой проверки УФК по Орловской области установлено нарушение Учреждением ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которой в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
УФК по Орловской области установило, что в соответствии с условиями заключенного между КУ ОО "Орелгосзаказчик" (Заказчик) и ООО "Дормет" (Генподрядчик) контракта N 52-с от 29.10.2015 на выполнение работ для государственных нужд Генподрядчик выполнял работы по реконструкции автомобильной дороги регионального значения "Хомутово -Красная Заря" - Судбище км 0+050 - км 14+200" согласно этапам выполнения работ, определенным Календарным графиком производства работ (Приложение N 2 к Контракту).
Пунктом 5.1 Контракта предусмотрено, что срок окончания работ - декабрь 2016 года (с вводом в эксплуатацию в 2015 году I этапа реконструкции).
Согласно Календарному графику производства работ (Приложение N 2 к Контракту) срок выполнения работ по реконструкции автомобильной дороги регионального значения "Хомутово - Красная Заря" - Судбище км 0+050 - км 14+200" (I этап) - 29.12.2015.
Вместе с тем, ООО "Дормет" были нарушены сроки выполнения работ по Контракту по I этапу. Работы по Контракту по I этапу на сумму 201 803 069,17 руб. были выполнены Генподрядчиком 12.12.2016.
Ответственность Сторон за нарушение условий Контракта N 52-с от 29.10.2015 предусмотрена разделом 11 Контракта.
В частности, в силу п. 11.2.2 Контракта Подрядчик уплачивает Заказчику неустойку (пеню) в случае просрочки выполнения этапов работ, указанных в Календарном графике производства работ (Приложение N 2 к Контракту).
На момент проверки Учреждением требование об уплате неустойки в связи с просрочкой исполнения обязательств по контракту на выполнение работ для государственных нужд от 29.10.2015 N 52-с направлено не было. Претензия с требованием об уплате неустойки в адрес ООО "Дормет" была направлена только во время проведения контрольного мероприятия, 07.02.2018.
Обращаясь в суд, Учреждение не оспаривает необходимость осуществления указанных действий, а лишь указывает на то, что срок исковой давности еще не истек.
Арбитражный суд первой инстанции признал, что такие доводы не могут являться обоснованием для признания незаконным представления в части оспариваемого нарушения (п.7), поскольку направление представления КУ ОО "Орелгосзаказчик" в указанном случае имело цель указать на выявленные нарушения на момент проверки и необходимость принятия мер по их устранению.
Срок выполнения работ по реконструкции автомобильной дороги - 29.12.2015, работы по контракту были выполнены генподрядчиком 12.12.2016, в связи с вышеизложенным арбитражный суд признал срок направления заявителем претензии - 07.02.2018 - неразумным, оснований для признания представления незаконным УФК по Орловской области от 31.07.2017 N 54-12-27/235248 в оспариваемой части не усмотрел.
Рассматривая иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения Арбитражного суда Орловской области от 02.07.2018 в порядке, предусмотренном статьями 268 - 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статьи 333.37 АПК РФ заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты госпошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 02.07.2018 по делу N А48-2925/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.