г. Красноярск |
|
03 сентября 2018 г. |
Дело N А33-11403/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "28" августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "03" сентября 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
при участии:
от ответчика (ООО "Центр трихологии "Здоровые волосы") - Антонова А.А., представителя по доверенности от 16.05.2018, Атаманова В.Э., представителя по доверенности от 16.05.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр трихологии "Здоровые волосы"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "16" июля 2018 года по делу N А33-11403/2018, принятое судьей Чурилиной Е.М.,
установил:
территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Красноярскому краю ИНН 2460073298, ОГРН 1062460001900 (далее - служба, административный орган) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Центр трихологии "Здоровые волосы" ИНН 2464264649, ОГРН 1142468049151 (далее - ООО "ЦТ "Здоровые волосы", общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "16" июля 2018 года заявление службы удовлетворено, ООО "ЦТ "Здоровые волосы" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Из апелляционной жалобы следует, что Правилами проведения патолого-анатомических исследований, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.03.2016 N 179н (далее - Правила N 179н) предусмотрено два вида патологоанатомического исследования: патологоанатомическое вскрытие и прижизненное патологоанатомическое исследование. В соответствии с Порядком патолого-анатомических вскрытий, утвержденных приказом Минздрава России от 06.06.2013 N 354н (далее - Порядок N 354н), лицензия по профилю "патологическая анатомия" требуется при проведении патологоанатомических вскрытий, поэтому общество считает, что для проведения прижизненных патологоанатомических исследований достаточной иметь лицензию по профилю "гистология".
Также общество указывает, что самостоятельно не проводило прижизненное патологоанатомическое исследование биопсийного материала Чумаковой О.А., так как вырезку биопсийного материала с последующей консервацией осуществляло КГБУЗ "Дивногорская районная больница" на основании заключенного между обществом и названной больницей договора, обществом осуществлялось только микроскопическое изучение биопсийного материала.
Представители общества в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
ООО "ЦТ "Здоровые волосы" заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела справки от 24.07.2018 N 1430 КГБУЗ "Дивногорская районная больница", так как судом первой инстанции было отклонено ходатайство общества о вызове представителя КГБУЗ "Дивногорская районная больница", поэтому не было возможности представить доказательства, что названной больницей производились вырезка и консервация биопсийного материала Чумаковой О.А.
Суд апелляционной инстанции протокольным определением отказал в удовлетворении заявленного ходатайства на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как обществом не обоснована невозможность получения и представления данной справки при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Заявление обществом при рассмотрении спора в суде первой инстанции ходатайства о привлечении КГБУЗ "Дивногорская районная больница" в качестве свидетеля не препятствовало ему получить соответствующие сведения от названной больницы в форме справки.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил, уведомлен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), на судебное заседание своих представителей не направил.
От административного органа поступило ходатайство вх.N 16593 от 28.08.2018 о переносе судебного разбирательства в связи с участием представителя в ином судебном заседании по делу N А33-12348/2018 (приложение: копия определения об отложении судебного разбирательства от 24.07.2018).
Апелляционный суд протокольным определением отказал в удовлетворении ходатайства о переносе судебного разбирательства в соответствии со статьями 158, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку службой не обоснованы необходимость участия ее представителя в судебном заседании, а также невозможность направления для участия в судебном заседании другого представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей административного органа.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ООО "ЦТ "Здоровые волосы" осуществляет медицинскую деятельность на основании бессрочной лицензии от 09.03.2017 N N ЛО-24-01-003572, выданной Министерством здравоохранения Красноярского края, в том числе в области гистологии. Право на осуществление медицинской деятельности в области патологической анатомии данная лицензия обществу не представляет.
Административным органом на основании приказа от 29.03.2018 N 29-03/3/18 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.
По результатам проверки составлен акт проверки от 27.04.2018 N 56, согласно которому обществом проведены прижизненные патологоанатомические исследования при отсутствии лицензии на осуществление медицинской деятельности в области патологической анатомии.
Материалы проверки послужили основанием для составления службой протокола от 03.05.2018 N 048-18мю об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения службы в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителей общества и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно статье 28.3 КоАП РФ, Положению о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, утвержденному приказом Минздрава России от 13.12.2012 N 1040н, Положению о Территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Красноярскому краю, утвержденному приказом Росздравнадзора от 06.06.2013N 2325-Пр/13 протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом уполномоченного органа в пределах предоставленной компетенции.
Службой соблюдены требования к организации и проведению внеплановой документарной проверки, установленные Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьей 19 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проверка проведена на основании мотивированного представления о необходимости проведения внеплановой проверки от 29.03.2018 N 20 с указанием обстоятельств, которые могут повлечь возникновение угрозы жизни и здоровья граждан.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения судом дела об административном правонарушении не истекли.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Объективная сторона указанного правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны.
В соответствии с пунктом 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность относится к лицензируемым видам деятельности.
Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, определяет Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291.
Согласно приложению к указанному Положению в перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, подлежащих лицензированию, входят работы (услуги) по гистологии, патологической анатомии.
Правилами N 179н установлен порядок проведения патологоанатомических исследований в патологоанатомических бюро или патологоанатомических отделениях медицинских организаций и иных организаций, осуществляющих медицинскую деятельность на основании лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по патологической анатомии и гистологии (пункт 1 данных Правил).
Согласно пункту 2 указанных правил патологоанатомические исследования проводятся в целях определения диагноза заболевания, мероприятий по лечению пациента.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Правил N 179н патологоанатомические исследования включают в себя прижизненные патологоанатомические исследования по биопсийному (операционному) материалу.
Прижизненные патологоанатомические исследования проводятся в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи при наличии медицинских показаний (пункт 6 Правил N 179н).
Пунктом 8 Правил N 179н предусмотрено, что предметом прижизненного патологоанатомического исследования является изучение макро- и микроскопических изменений фрагментов тканей, органов или последов (далее - биопсийный (операционный) материал).
Пунктом 16 Правил N 179н установлены этапы проведения прижизненного патологоанатомического исследования:
1) макроскопическое изучение биопсийного (операционного) материала - проводится врачом-патологоанатомом с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с внесением данных макроскопического исследования в пункт 22 Протокола;
2) вырезка из биопсийного (операционного) материала - включает в себя иссечение кусочков органов и тканей (тканевых образцов) и помещение их в фиксирующие растворы; объем вырезки и назначаемые окраски (реакции, определения) определяются врачом-патологоанатомом исходя из задач прижизненного патолого-анатомического исследования, объема биопсийного (операционного) материала, способа его взятия, диагноза заболевания (состояния) и другой информации, содержащейся в выписке из медицинской документации пациента, указанной в пункте 11 настоящих Правил, с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи;
3) лабораторная обработка биопсийного (операционного) материала - осуществляется медицинским работником со средним медицинским образованием;
4) микроскопическое изучение биопсийного (операционного) материала (далее - микроскопия) - проводится врачом-патологоанатомом и представляет собой микроскопическое изучение (оценку) микропрепаратов.
Суд первой инстанции в соответствии с Правилами N 179н правильно признал, что проведение прижизненных патологоанатомических исследований возможно только при наличии лицензий на осуществление медицинской деятельности по патологической анатомии и гистологии.
Общество считает, что в соответствии с Порядок N 354н лицензия по профилю "патологическая анатомия" требуется при проведении патологоанатомических вскрытий, поэтому для проведения прижизненных патологоанатомических исследований достаточной иметь лицензию по профилю "гистология".
Данный довод не может быть принят во внимание, так как проведение патологоанатомических вскрытий в соответствии с Порядком N 354н не исключает необходимость наличия лицензии на патологическую анатомию при проведении прижизненных патологоанатомических исследований.
Лицензия, позволяющая ООО "ЦТ "Здоровые волосы" осуществлять медицинскую деятельность по патологической анатомии, у общества отсутствует.
Факт оказания обществом медицинских услуг, связанных с проведением прижизненных патологоанатомических исследований, подтверждается актом проверки от 27.04.2018 N 56, протоколом от 03.05.2018 N 048-18 мю об административном правонарушении, предписанием от 27.04.2018 N 56, протоколом гистологического исследования биопсийного (операционного материала) от 23.01.2018, письмом КГБУЗ "Красноярское краевое патолого-анатомическое бюро" от 05.03.2018 N 455, договором на оказание медицинских услуг юридическим лицам от 18.12.2017 N Д18, договором на оказание медицинских услуг от 20.12.2017 N 124.
При этом судом первой инстанции учтено, что протокол от 23.01.2018 результатов гистологического исследования содержит описание всех четырех стадий исследования, предусмотренных Правилами N 179н, в том числе стадии, предусматривающие осуществление вырезки из биопсийного материала (иссечение кусочков органов и тканей (тканевых образцов)) и помещение их в фиксирующие растворы (пункты 19, 21 протокола), микро- и макроскопическое изучение биопсийного материала, описание результатов изучения в протоколе.
Осуществление указанной медицинской деятельности предусматривает наличие лицензии не только на выполнение работ (услуг) по гистологии, но и наличие лицензии на выполнение работ (услуг) по патологической анатомии (пункт 1 Правил N 179н).
Довод общества о том, что вырезку биопсийного материала с последующей консервацией осуществляло КГБУЗ "Дивногорская районная больница" на основании заключенного между обществом и названной больницей договора, не подтвержден материалами дела. Напротив, согласно сведениям от 18.04.2018 N 910, представленным КГБУЗ "Дивногорская районная больница" на запрос службы, названным лечебным учреждением в 2017-2018 года патогистологических исследований пациента Чумаковой А.С. в патологоанатомическом отделении больницы не проводилось.
Оказание медицинской помощи (услуги) при отсутствии лицензии медицинской организации влечет за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также нарушение прав пациента на получение качественной медицинской помощи, оказываемой с требованиями законодательства.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт осуществления ООО "ЦТ "Здоровые волосы" медицинской деятельности по проведению прижизненных патологоанатомических исследований без лицензии на патологическую анатомию, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административный орган доказал отсутствие объективных препятствий для соблюдения требования о наличии лицензии на патологическую анатомию при проведении прижизненных патологоанатомических исследований.
Таким образом, вина общества в совершении вменяемого правонарушения установлена судом первой инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Доказательства, подтверждающие обстоятельства, отягчающие административную ответственность, в материалах дела отсутствуют, об их наличии не заявлено, при рассмотрении дела в судах первой и апелляционным судом указанные обстоятельства не установлены.
Положения статьи 4.1.1 КоАП РФ не подлежат применению, поскольку осуществление медицинской деятельности (оказание медицинской помощи (услуги)) при отсутствии у медицинской организации лицензии создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также влечет нарушение прав пациента (потенциальных потребителей) на получение качественной медицинской помощи, оказываемой в соответствии с требованиями законодательства, постановку верного диагноза и назначение надлежащего лечения.
Учитывая размер санкции, установленный частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ для юридических лиц (в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей), положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ применению также не подлежат.
Согласно части 2 статьи 4.2. КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции признал смягчающим ответственность обстоятельством совершение административного правонарушения впервые и назначил наказание в минимальном размере, установленном частью 2 статьи 14.11 КоАП РФ.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения отсутствуют.
Рассмотрение апелляционной жалобы на заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "16" июля 2018 года по делу N А33-11403/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.