г. Пермь |
|
04 сентября 2018 г. |
Дело N А60-16712/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Поляковой М.А., Семенова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Некрасовой А.С.,
при участии:
от заявителя: Глухова Н.Г. (паспорт, доверенность от 18.01.2018);
от ответчика: представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Свердловской области апелляционную жалобу ответчика, Департамента лесного хозяйства Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 июня 2018 года,
принятое судьей В.В. Парамоновой
по делу N А60-16712/2018
по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (ОГРН 1056604000970, ИНН 6671163413)
к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области
о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельных участков,
установил:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области (далее - ответчик) о признании незаконным оформленного письмом от 26.01.2018 N 24-08-15-546 отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под размещение опор 98,99, 102 ВЛ 35 КВ Красногвардейская - Горки.
Решением арбитражного суда от 08.06.2018 (резолютивная часть от 04.06.2018) заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с кадастровым номером 66:11:6912003:2 под размещение опор 98,99, 102 ВЛ 35 КВ Красногвардейская - Горки, оформленный письмом от 26.01.2018 N 24-08-15-546. Суд обязал ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с кадастровым номером 66:11:6912003:2 под размещение опор 98,99,102 ВЛ 35 кВ Красногвардейская - Горки.
Решение суда от 08.06.2018 обжаловано ответчиком в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что строительство, реконструкция и последующая эксплуатация линий электропередач является одним из видов разрешенного использования леса в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). Ответчик не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что осуществление деятельности, не связанной с непосредственной рубкой леса, исключает отнесение участка к лесному фонду и исключает возможность осуществления использования леса. Ответчик указывает, что противоречия между данными государственных реестров отсутствует, земельный участок является лесным, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение суда без изменения. В отзыве на апелляционную жалобу указывает, что линия электропередачи не является объектом, использующим лес.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявителю на праве собственности принадлежит Электросетевой комплекс подстанции ПС 110/35/6 кВ "Красногвардейская", в состав которого входит ВЛ 35 кВ Красногвардейская-Горки.
В целях оформления прав на земельный участок под указанным электросетевым объектом заявителем был заключен договор подряда с ООО "ГеоКад" N 176/2017/СЭ от 01.08.2017 на проведение кадастровых работ.
В ходе проведения кадастровых работ кадастровым инженером установлено, что часть опор ВЛ (опоры 98, 99, 102) размещены на землях гослесфонда в границах участка 66:11:6912003:2, входящего в единое землепользование 66:11:0000000:29 (Ирбитский район Свердловской области).
27.12.2017 заявитель направил ответчику заявление об утверждении схемы расположения многоконтурного земельного участка под опорами 98,99,102 ВЛ 35 кВ Красногвардейска-Горки.
Письмом от 26.01.2018 N 24-08-15-546 в ответ на обращение об утверждении схемы расположения земельного участка под объектом недвижимости ответчик сообщил, что земельный участок с кадастровым номером 66:11:6912003:2 относится к землям гослесфонда и предоставляется в порядке, определенным ЛК РФ.
Считая отказ ответчика незаконным, нарушающим права и интересы ОАО "МРСК Урала", заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности материалами дела отсутствия материально-правовых оснований для отказа ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Судом первой инстанции установлено, что на момент обращения заявителя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Федеральным законом N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" введена в действие с 11.08.2017 статья 4.7 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 "О введении в действие Лесного Кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 4.7 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 "О введении в действие Лесного Кодекса Российской Федерации" образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что если лесной участок, указанный в части 1 настоящей статьи подлежит образованию из состава земель лесного фонда, то в решении о предварительном согласовании его предоставления категория земель указывается исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании объекта недвижимости имущества, который расположен на таком лесном участке. При этом принятия решения о переводе лесного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не требуется.
В соответствии со статьей 87 ЗК РФ категория земель под объектами электросетевого хозяйства установлена как "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения" (далее - земли промышленности).
Исходя из буквального толкования перечисленных норм под объектом недвижимости, права на который возникли до 01.01.2016 и который не является объектом использования леса, категория земель устанавливается иной нежели земли лесного фонда, а образование такого земельного участка подлежит путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о государственной регистрации права на электросетевой комплекс 110/35/10/6 кВ Красногвардейская право собственности на указанный объект недвижимости возникли у заявителя в 2008 году при реорганизации правопредшественника ОАО "Свердловэнерго" путем присоединения последнего к ОАО "МРСК Урала". Ранее указанный объект принадлежал на праве собственности ОАО "Свердловэнерго" на основании Плана приватизации, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 09.12.2004 66 АБ 541527.
В соответствии с данными технического паспорта электросетевого объекта ВЛ 35 кВ Красногвардейская-Горки введена в эксплуатацию в 1972 г.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что объект недвижимости, для размещения которого была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории под опорами 98, 99, 102, равно как и права на этот объект возникли до 01.01.2016.
Также судом установлено, что назначение объекта ВЛ 35 кВ Красногвардейская-Горки связано с осуществлением бесперебойного энергоснабжения населенных пунктов с. Горки (Ирбитский район Свердловской области), пос. Красногвардейский (Артемовский район Свердловской области).
Согласно данным технического паспорта, а именно экспликации линий напряжением 35-110 кВ электросетевого комплекса ПС 110/35/10/6 кВ "Красногвардейская", указанная линия состоит из 135 опор, протяженность указанной линии составляет 22,50 км., при этом только 2,5 км линии размещены в Ирбитском районе и только участок под 3 опорами размещен на землях гослесфонда. Иные опоры размещены на землях промышленности и землях населенных пунктов Артемовского и Ирбитского района.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что опоры ВЛ 98,99,102 не могут быть признаны объектом использования леса.
Учитывая, что назначение самого объекта недвижимости - ВЛ 35 кВ "Красногвардейская-Горки" связано с осуществлением энергоснабжения населенных пунктов - села Горки и поселка Красногвардейский и не связано с использованием лесов, земельный участок, на котором расположены опоры ВЛ 35 кВ "Красногвардейская-Горки" в границах лесного участка отвечает признакам, предусмотренным статьей 4.7 Федерального закона N 201-ФЗ и подлежит формированию путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона N 280-ФЗ при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3.5 Федерального закона N 137 -ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлен запрет на отказ в согласовании схемы расположения, подготовленный для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества, лесопарка или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, лесопарка, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 01.01.2016, зарегистрированы в ЕГРН и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов.
Принимая во внимание, что отказ в утверждении представленной схемы не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права заявителя, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства по делу, правильно установил юридически значимые обстоятельства по делу, имеющие значение для разрешения спора, дал им надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и положениям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку повторяют доводы ответчика, изложенные в суде первой инстанции, получившие надлежащую оценку в обжалуемом судебном акте. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено. Решение суда от 08.06.2018 является законным и обоснованным.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 июня 2018 года по делу N А60-16712/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
М.А. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.