г. Санкт-Петербург |
|
03 сентября 2018 г. |
Дело N А21-845/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Зотеевой Л.В., Юркова И.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бургановой А.А.
при участии:
от заявителя: не явился извещен
от ответчика: не явился извещен
от 3-го лица: не явился извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-15204/2018, 13АП-16393/2018) ООО "МКД Сервис" и МП "Калининградтеплосеть" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.05.2018 по делу N А21-845/2018 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению ООО "МКД Сервис"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
3-е лицо: МП "Калининградтеплосеть"
об оспаривании предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "МКД Сервис" (далее - заявитель, Управляющая компания, Общество, ООО "МКД Сервис") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство) N ЖК-2/1005/КАС/1567-о от 20.12.2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное предприятие "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград" (далее - МП "Калининградтеплосеть", третье лицо, Предприятие).
Решением суда от 16.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "МКД Сервис" направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявления.
Общество указывает, что система горячего водоснабжения (далее также - ГВС) в доме является нецентрализованной, технический паспорт и информация с сайта являются ненадлежащими источниками для определения типа системы ГВС в доме, роль энергоустановки в индивидуальном тепловом пункте (далее также - ИТП) выполняет теплообменник, заявитель самостоятельно производит воду. Податель жалобы указывает, что осуществление перерасчета неисполнимо, поскольку перерасчет возможен только во взаимодействии с расчетным центром.
МП "Калининградтеплосеть" в апелляционной жалобе, приводя аналогичные доводы, ссылаясь на неисполнимость оспоренного предписания, просит решение суда отменить.
Представители сторон и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
В составе суда по основаниям и в порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена отсутствующей по уважительной причине судьи Сомовой Е.А. судьей Зотеевой Л.В., после чего рассмотрение дела произведено с самого начала.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, с целью проверки поступившего обращения жильцов многоквартирного дома (далее также - МКД) N 8-12 по ул.9 Апреля в г.Калининграде по вопросу проверки правильности начисления платы за ГВС за июль-сентябрь 2017 года Министерством был издан приказ N 2872 от 22.11.2017 о проведении внеплановой, документарной проверки Общества.
В п.13 приказа указан перечень документов, предоставляемых на проверку.
В ходе проверки установлено, что МКД N 8-12 по ул.9 Апреля в г.Калининграде оснащен системой центрального ГВС, в связи с чем в соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), размер платы за коммунальную услугу по ГВС должен был определяться по формуле 1 приложения N 2 к Правилам N 354, в то время как фактически размер платы определялся Обществом по формуле 20(1) приложения N 2 к Правилам N 354, что привело к завышению размера платы в июле-сентябре 2017 года.
20.12.2017 по результатам проверки составлен Акт N ЖК-1/2872/КАС, которым зафиксированы нарушения Обществом положений:
-п. 42 Правил N 354;
- подп. "б" п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110;
- ч.1 ст.162, ч.7 ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации;
-подп. "ж" п.4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
20.12.2017 Обществу выдано предписание N ЖК-2/1005/КАС/1567-о, которым Министерство обязало Общество в срок до 28.02.2018 (с учетом решения об исправления опечатки): произвести перерасчет (снятие) размера платы всем жильцам (собственникам, нанимателям) МКД и N 8-12 по ул.9 Апреля в г.Калининграде за услугу ГВС за июль-сентябрь 2017 года согласно действующему тарифу на горячую воду для населения.
Не согласившись с правомерностью указанного предписания, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на дату выдачи предписания) установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и ГВС, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Размер платы за указанные коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Из пунктов 26, 27 приложения N 2 к Правилам N 354, которыми установлена формула N 23, следует, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по ГВС в жилом или нежилом помещении, а также при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в МКД для i-гo жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения, по формуле N 23 необходимо в качестве одного из элементов формулы расчета использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС.
Пунктами 88, 89, 90, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, установлено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе ГВС, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС не позднее 01.01.2018.
На момент проведения проверки перечисленные выше нормативы потребления, используемые в формулах N 20, 20(1), 23, Правительством Калининградской области не утверждены.
Таким образом, применять формулу 23, где в расчетах применяется указанный норматив, невозможно. Данная позиция согласуется с позицией Минстроя России, изложенной в письме исх.N 41635-ЕС/04 от 15.11.2017.
Апелляционный суд отмечает, что для применения правильной формулы расчета размера платы за ГВС необходимо установить, какая система ГВС в МКД.
Согласно статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) нецентрализованная система ГВС - сооружения и устройства, в том числе ИТП, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Централизованная система ГВС - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для ГВС путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
Таким образом, Законом N 416-ФЗ при централизованной системе ГВС предусмотрено два способа ГВС:
- путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сети ГВС;
- путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети в тепловых пунктах.
Исходя из понятия нецентрализованной системы ГВС, абонент самостоятельно приготавливает горячую воду.
В силу пункта 20 статьи 2 Закона N 416-ФЗ приготовление горячей воды - это нагрев воды, а также при необходимости очистка, химическая подготовка и другие технологические процессы, осуществляемые с водой.
Из материалов дела следует, что вода, используемая в МКД N 8-12 по ул.9 Апреля в г.Калининграде в дальнейшем для подогрева, поступает из централизованной системы водоснабжения, а не из подземного источника и не производится (не нагревается) собственным источником заявителя. Согласно Техническому паспорту в МКД N 8-12 по ул.9 Апреля в г.Калининграде система ГВС - центральная (т.1, л.д. 99, т.2, л.д.66).
В анкете многоквартирного дома, размещенной на сайте reformagkh.ru, также указан тип системы горячего водоснабжения - центральная (закрытая система).
01.10.2016 МП "Калининградтеплосеть" и ООО РИВЦ "Симплекс" был подписан договор N 89/2016 на организацию расчетов по услугам отопления и горячего водоснабжения по договору снабжения тепловой энергией N 2151/ДУО от 01.10.2016, согласно которому целью договора является определение сторонами взаимных обязательств при осуществлении деятельности по начислению платы, изготовлению платежных документов, сбору платежей за оказанные коммунальные услуги по отоплению и ГВС. В приложении N 1 к названному выше договору указано - горячая вода (центральное ГВС).
Договором снабжения тепловой энергии через присоединенную сеть от 03.10.2016 предусмотрено, что МП "Калининградтеплосеть" поставляет обществу тепловую энергию для целей оказания собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений в МКД коммунальных услуг теплоснабжения и ГВС.
Согласно пояснений сторон, подогрев воды в ИТП осуществляется за счет поступления по теплообменнику тепловой энергии, поставляемой в МКД МП "Калининградтеплосеть", а не за счет собственного приготовления заявителем с помощью вспомогательных устройств и сооружений (котлов и т.д.).
Таким образом, Законом N 416-ФЗ при централизованной системе горячего водоснабжения предусмотрено два способа горячего водоснабжения: путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сети ГВС; путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети в тепловых пунктах.
Исходя из понятия нецентрализованной системы ГВС, абонент самостоятельно приготавливает горячую воду.
В суде первой инстанции Общество не смог пояснить, каким образом, за счет какой энергии (газ, уголь, электричество, иной нецентрализованный источник тепловой энергии) Управляющая компания осуществляет самостоятельное приготовление горячей воды для дома.
Поскольку горячая вода в МКД приготавливается теплоносителем, поступившим из центральной системы теплоснабжения и холодной воды, поступавшей из сетей центрального водоснабжения, в тепловом пункте отсутствует энергоустановка с собственным источником тепла, вода для нужд ГВС подается не из подземных источников, - система горячего водоснабжения в МКДN 8-12 по ул.9 Апреля в г.Калининграде не может считаться нецентрализованной.
Размер платы за коммунальную услугу по ГВС при центральном горячем водоснабжении закрытого и отрытого типа, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период и тарифа за коммунальный ресурс (пункт 42 Правил N 354) (при отсутствии утвержденного норматива тепловой энергии используемой для приготовления 1 куб.м. горячей воды).
В соответствии с пунктом 54 Правил N 354 размер платы потребителя за коммунальную услугу по ГВС (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) при наличии коллективного (общедомового прибора учета) определяется в соответствии с формулами 20 и 20 (1) Приложения N 2 к Правилам N 354.
Таким образом, для расчета размера платы для нецентрализованной системы ГВС необходим компонент Vкр - объем коммунального ресурса (топливо, электроэнергия или др.), использованного на производство тепловой энергии в ИТП дома.
Однако в рассматриваемом случае, как было установлено при проверочном мероприятии, тепловая энергия в ИТП дома не производится, установить объем коммунального ресурса, затраченного на производство тепловой энергии, невозможно, поскольку тепловая энергия поступает в МКД из центральной тепловой сети.
Как ссылается в апелляционной жалобе само Общество, в паспорте ИТП указано, что теплоносителем является вода от теплоцентрали.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель Общества пояснил, что теплоноситель (горячая вода) поступает из центральной тепловой сети (ЦТП) МП "Калининградтеплосеть" в ИТП дома, где происходит подогрев холодной воды, поступившей из централизованной сети ХВС, до горячей, которая потом поступает собственникам и после использования уходит в канализационную сеть.
В апелляционной жалобе третье лицо указывает, что Приказом Службы по тарифам от 20.12.2016 N 140-01т/16 установлен тариф на горячую воду в закрытой системе водоснабжения. Данный тариф не является двухкомпонентным (с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию).
При этом проверкой установлено, что плата за ГВС по МКД N 8-12 по ул.9 Апреля в г.Калининграде была рассчитана жильцам по формуле 20 (1) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний общедомовых приборов учета (ОДПУ) тепловой энергии.
Данный порядок расчета размера платы Правилами N 354 не предусмотрен.
Принимая во внимание положения пункта 42 Правил N 354, апелляционный суд приходит к выводу, что стоимость коммунальной услуги за ГВС выставлена с превышением.
При таких обстоятельствах расчет стоимости горячей воды, применяемый Обществом в соответствии с пунктом 54 и формулой 20 Правил N 354, является неверным.
Поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС на территории Калининградской области не утвержден, расчет размера платы за ГВС при центральном ГВС закрытого типа должна устанавливаться исходя из утвержденного тарифа на горячую воду.
В этой связи правомерны выводы Министерства о том, что размер платы за услугу горячего водоснабжения следует определять по пункту 42 Правил N 354, что свидетельствует о неправильном расчете Обществом платы за ГВС за июль-сентябрь 2017 года.
Согласно материалам дела оспоренное предписание соответствует нормам законодательства, выдано в пределах предоставленных полномочий и при наличии достаточных фактических оснований. Ссылка заявителя и третьего лица на неисполнимость предписания отклоняется, поскольку объективных, законных препятствий к осуществлению перерасчета с предоставлением соответствующих данных ресурсоснабжающим организациям и расчетным центрам не имеется. В акте проверки и оспоренном предписании изложены нормы права, регулирующие спорные отношения и правовые подходы, необходимые к применению при расчетах платы за коммунальную услугу за ГВС. В самом предписании конкретные суммы, требующие корректировки, не содержатся, так как Общество, правильно применив нормы права, нарушение которых допущено, должно самостоятельно произвести расчеты и корректировку платы за соответствующие услуги.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы третьего лица предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины, ее следует взыскать в судебном порядке.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.05.2018 по делу N А21-845/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального предприятия "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград" в доход федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.