город Томск |
|
04 сентября 2018 г. |
Дело N А27-6653/2018 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Усаниной Н.А.,
рассмотрел в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования РФ (филиал N 12) (N 07АП-6311/2018) на решение от 22.06.2018 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Дружинина Ю.Ф.) по делу N А27-6653/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кузбасское вагоноремонтное предприятие "Новотранс" (653000, г. Прокопьевск, ул. Рождественская, д. 2, ОГРН 1074223004250, ИНН 4223045820) к государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования РФ (650066, г. Кемерово, пр-т Ленина, 80А, ИНН 4207009857, ОГРН 1024200697663) (филиал N12) (653039, г. Прокопьевск, ул. Ноградская, 21) о признании недействительным решения от 25.01.2018 N 56 н/с.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кузбасское вагоноремонтное предприятие "Новотранс" (далее - ООО "КВРП "Новотранс", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 12) (далее- учреждение, Фонд) о признании недействительным решения от 25.01.2018 N 56 н/с.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 22.06.2018 (резолютивная часть от 13.06.2018) Арбитражного суда Кемеровской области, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права, санаторно-курортное лечение, проводимое в профилактических целях в качестве предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, видом страхового обеспечения не является, в связи с чем, стоимость путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежащим обложению страховыми взносами в полном объеме, просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
ООО "КВРП "Новотранс" возражает относительно доводов апелляционной жалобы, согласно представленному отзыву.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ, с учетом пунктов 47, 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда от 06.07.2018 о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзыва на апелляционную жалобу (до 30.08.2018).
Как следует из материалов дела, основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод Фонда о том, что ООО "КВРП "Новотранс" неправомерно в нарушение Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) на основании приказов "О направлении на санитарно-курортное лечение" направило своих работников в санаторий, оплатив санитарно-курортные путевки за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевании в рамках финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, в 2015-2016 годы в размере 695 800, 00 руб.
Решением от 25.01.2018 N 56н/с "О привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", согласно которому ООО "КВРП "Новотранс" привлечено к ответственности в соответствии со статьей 26.29 Закона N125-ФЗ в виде штрафа в размере 5 705,56 рублей, обществу начислены пени по состоянию на 25.01.2018 по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации за период 2015-2016 годы в сумме 6 548,76 рублей и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 28 527,80 рублей.
Несогласие с вышеназванным решением Фонда послужило основанием для обращения ООО "КВРП "Новотранс" в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд, руководствуясь положениями Федерального закона N 125-ФЗ; статей 15, 16, 129, 135, 164, 165 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), принимая во внимание правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 14.05.2013 N 17744/12, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания недействительным решения фонда в оспоренной части.
При этом, суд правомерно исходил из того, что спорные выплаты компенсационного характера соответствуют статьям 164, 165 Трудового кодекса РФ и не облагаются страховыми взносами, поскольку не входят в перечень исключений, следующий из подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ.
Закон N 125-ФЗ регулирует правоотношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно пункту 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Как определено в пункте 2 указанной статьи Закона, база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Статьей 20.2 этого Закона установлены виды выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами.
Вместе с тем выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах ра-
ботника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном пунктом 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплата труда, сформулированному в Трудовом Кодексе Российской Федерации; а сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий финансовый год.
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд социального страхования Российской Федерации в текущем финансовом году.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Правил финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат расходы страхователя на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "КВРП "Новотранс" приобретены санаторно-курортные путевки для работников за счет средств, выделенных на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний, на сумму 695 800 руб., в том числе в 2015 году - 449 400 руб. (12 путевок) и в 2016 году - 246 400 руб. (8 путевок), что подтверждается актом проверки страхователя от 18.12.2017 N 12000056 н/с, первичными документами общества и не оспаривается сторонами.
В соответствии с протоколами заседания комиссии по социальным вопросам ООО "КВРП "Новотранс" от 23.04.2018 N 6, от 09.04.2015 N 5, от 26.03.2015 N 4, от 12.03.2015 N 3, от 09.02.2015 N2, от 05.09.2016 и приказом от 26.01.2015 N57/1-15, типовым положением "Об оплате санитарно-курортного лечения работников и детского отдыха" предусмотрено направление выделенных Фондом средств на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, соответственно, в 2015 году - в сумме 449 400 руб., в 2016 году -в сумме 246 400 руб. Этими же документами утверждены списки работников, направляемых на санаторно-курортное лечение в 2015 году и в 2016 году.
Учреждение считает, что на основании статьей 20.1, 20.2 Закона N 125-ФЗ названные суммы подлежат обложению страховыми взносами по вышеуказанным видам страхования.
Вместе с тем спорные выплаты являются выплатами социального характера, не имеют стимулирующего характера, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), не предусмотрены трудовыми договорами.
Аналогичные выводы содержатся, в частности, в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2015 N 310-КГ15-1740, от 13.05.2015 N 303-КГ15-4180, от 02.05.2017 N 305-КГ17-3686.
В данном случае оплата стоимости путевок на санаторно-курортное лечение является социальной помощью, оказываемой заявителем работнику на основании заключенного коллективного договора не для удовлетворения работником своих материальных потребностей, а для сохранения его здоровья.
Доказательств того, что спорные выплаты являлись оплатой труда работников или иным вознаграждением за труд, то есть носили систематический характер, зависели от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы или трудового вклада работников, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, Фонд вопреки положениям части 5 статьи 200 АПК РФ не представлено.
Следовательно, стоимость санаторно-курортных путевок не является объектом обложения страховыми взносами и не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов, в связи с чем, у Фонда не имелось оснований для доначисления страховых взносов с указанной суммы выплат.
Ссылки Фонда на пункт 3 статьи 40 Федерального Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья", статью 3, пункт 1.1 статьи 7, под. 6 пункта 8 Федерального Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", по мнению которого, санаторно-курортное лечение, проводимое в профилактических целях в качестве предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, к понятию "страховой случай", применяемому в Федеральном Законе N 165-ФЗ, отнесено быть не может; отклоняются как не изменяющие правовой природы спорных выплат, не связаны с исполнением работником трудовых обязанностей, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда, следовательно, правомерно исключены обществом из базы для исчисления страховых взносов.
Доводы, изложенные Фондом в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права, при вынесении оспариваемого судебного акта, и, по сути, сводятся к их неверному толкованию.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Мотивированное решение от 22.06.2018 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-6653/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 12) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.А. Усанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-6653/2018
Истец: ООО "Кузбасское вагоноремонтное предприятие "Новотранс"
Ответчик: ГУ -Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования РФ филиал N12