г. Пермь |
|
04 сентября 2018 г. |
Дело N А60-13226/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Дюкина В.Ю., Жуковой Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Муравьевой Е.С.,
при участии:
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ворожнина Сергея Владимировича,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 31 мая 2018 года по делу N А60-13226/2018,
принятое судьей Вакалюк О.И.,
по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ворожнина Сергея
Владимировича (ОГРНИП 304660522400044, ИНН 660500092621)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом городского округа Богданович, Администрации городского округа Богданович
о признании незаконным отказа в заключении договора аренды земельного участка, возложении обязанности заключить договор,
установил:
Глава крестьянского фермерского хозяйства Ворожнин Сергей Владимирович (далее заявитель, Ворожкин С.В.) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий Комитета по управлению муниципальным имуществом Городского округа Богданович (далее заинтересованное лицо, Комитет) об отказе в предоставлении земельного участка, заключении договора купли-продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 41,6 га, с кадастровым номером 66:07:0000000:391, сформированного из невостребованных земельных долей бывшего колхоза "Красное Знамя", расположенного по адресу: Свердловская обл., Богдановичский р-н, расположен в западной части кадастрового квартала 66:07:0000000, выраженного в письме от 10 января 2018 года за N 4. Просит обязать Комитет заключить с заявителем договор купли-продажи указанного земельного участка по цене 226 512 рублей, определенной как произведение 15% кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка и его площади.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 31 мая 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель, Ворожкин С.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Свердловской области отменить, принято по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Заявитель ссылается на положения пункту 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, заявитель доказал факт использования земельного участка, земельная доля которого им испрашивается, однако, представленные доказательства не были оценены судом первой инстанции. Представленные Комитетом доказательства не подтверждают тот факт, что иные заинтересованные в получении земельного участка лица подтвердили использование землей.
До начала судебного заседания от Комитета поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому заинтересованное лицо полагает судебный акт законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Ворожнин С.В. осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с момента регистрации (20.05.1998 года) на основании Постановления Мэра г. Богданович N 388 от 19 мая 1998 года о государственной регистрации крестьянского хозяйства "Весна" (свидетельство серии П-БИ N 105(1253)-98).
Постановлением Мэра г. Богданович N 428 от 28 мая 1998 года Ворожнину С.В. предоставлен земельный участок для ведения крестьянского хозяйства размером 5,20 га, который изъят из собственности колхоза "Красное знамя". Для дальнейшего развития предпринимательской деятельности КФХ Ворожниным СВ., с собственниками (23 человека) земельных паев (долей) заключен договор аренды N 33 от 19.04.1999, который зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Богданович района Свердловской области, общая площадь переданных земель составила 117,3 га, земельные паи переданные по договору находились на полях с NN 34 и 26 (номера полей определены в соответствии с планом земель колхоза Красное Знамя Богдановичского района Свердловской области). Впоследствии, КФХ Ворожниным С.В. приобретались в собственность у членов колхоза "Красное Знамя" земельные доли для расширения обрабатываемых земельных площадей.
На основании определения Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-15920/03-С2 о завершении конкурсного производства колхоз "Красное знамя" 13.04.2007 исключен из Единого государственного реестра юридических лиц.
После прекращения деятельности колхоза "Красное знамя", а так же до приобретения, регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок, данный участок (поля с N N 34 и 26) обрабатывался заявителем. В соответствии со справкой N 1062 от 11.12.2007, выданной Богдановичским управлением сельского хозяйства и продовольствия, заявителем обрабатывается земельный участок с кадастровым номером 66:07:0000000:349 (земельный участок является предыдущим и имеющим в настоящее время кадастровый номер 66:07:0000000:391).
19.10.2017 на официальном сайте в сети интернет (gobogdanovich.ru) осуществлена публикация о том, что комитет по управлению муниципальным имуществом городского округа Богданович в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" извещает сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, использующие земельный участок, находящийся в долевой собственности, о возможности заключения договора купли - продажи земельных долей бывшего колхоза "Красное Знамя" в количестве 19 долей, площадь одной доли - 5, 2 га единого землепользования с кадастровым номером 66:07:0000000:391, местоположение: Свердловская область, Богдановичский район, расположен в западной части кадастрового квартала 66:07:0000000, граница данного кадастрового квартала совпадает с границей кадастрового района "Богдановичский", разрешенное использование для сельскохозяйственного использования, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Правообладателем спорных долей является Городской округ Богданович.
В рамках реализации права предоставленного заявителю на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" Ворожкин С.В. 18.12.2017 обратился в адрес Комитета с заявлением о намеренье выкупить в собственность 8 долей, площадь одной доли - 5, 2 га единого землепользования с кадастровым номером 66:07:0000000:391, местоположение: Свердловская обл., Богдановичский р-н, расположен в западной части кадастрового района Богдановичский, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, без проведения торгов.
Комитет письмом т 10.01.2018 N 4 отказал заявителю в заключении договора, обосновав свою позицию тем, что в Комитет поступило несколько заявлений на выкуп вышеуказанных земельных долей и заявители, согласно информации предоставленной Богдановчским АПКиП, обрабатывают земельный участок с кадастровым номером 66:07:0000000:391.
Полагая отказ незаконным и нарушающим его права, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходи из отсутствия нарушения заинтересованным лицом прав и законных интересов заявителя, так как продажа спорного земельного участка должна осуществляется на торгах, проводимых в формах аукционов.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1, подп. б п. 2 ст. 39.3. Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (подп. 8 п. 2 указанной статьи).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 указанной статьи Кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит императивные основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Отказ в предоставлении земельного участка в собственность заявителя без торгов мотивирован заинтересованным лицом положениями п. 4 ст. 12 Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", поступлением нескольких заявлений на выкуп земельных долей иных землепользователей, использующих земельный участок с кадастровым номером 66:07:0000000:391.
Согласно пункту 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном данным Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15% его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3% его кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 1 названного Закона одним из принципов, на которых основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения, является преимущественное право сельскохозяйственной организации или гражданина - члена крестьянского (фермерского) хозяйства, использующих находящийся в общей долевой собственности земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, на покупку доли в праве общей собственности на этот участок.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, регулирующей особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, установлено, что к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.
Таким образом, Законом N 101-ФЗ установлен льготный порядок приобретения прав на земельный участок по фиксированной цене субъектом, который использовал соответствующий участок. Из буквального толкования приведенной нормы права следует, что заявитель должен доказать факт использования земельного участка, земельная доля которого им испрашивается. Вместе с тем, право на приобретение земельной доли без проведения торгов по льготной цене может быть реализовано при отсутствии конкуренции заявлений.
Материалами дела подтверждается нахождение земельного участка с кадастровым номером 66:07:0000000:391 (единое землепользование) в долевой собственности, а также обращение правообладателей (долевых собственников) Глав крестьянского (фермерского) хозяйства Белых И.Л., Берсеневой Г.С., Бессоседней В.Г. в установленный публикации срок в адрес Комитета с заявлениями о приобретении земельной доли.
Установив указанные обстоятельства, свидетельствующие о реализации Комитетом процедуры отчуждения земельной доли в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, согласно которому сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство, использующие земельный участок, находящийся в долевой собственности, имеют преимущественное право приобретения земельной доли, находящейся в муниципальной собственности, по льготной цене и заявитель не является единственным обратившимся с заявлением о приобретении земельной доли, суд первой инстанции пришел к правильным выводам об отсутствии оснований полагать оспариваемый отказ не соответствующим закону, поскольку право на приобретение земельной доли по льготной цене в данном случае может быть реализовано при условии соблюдения конкуренции заявлений.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с судебным актом, обоснованные наличием у заявителя преимущественного права приобретения земельного участка в собственность, отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Условиями реализации права на приватизацию земельных долей или заключение договора аренды в предусмотренном пунктом 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ порядке являются: особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство); использование земельного участка, выделенного в счет земельных долей; обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора в установленный срок; использование земельного участка должно иметь место до регистрации права муниципальной собственности на него.
Разрешая спор, связанным с предоставлением земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, в случае наличия на них притязаний нескольких лиц, необходимо исходить из системного толкования норм Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в силу которых с учетом подачи конкурентных заявлений допускается предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения только на торгах (конкурсах, аукционах).
Поскольку на спорный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения кроме заявителя претендовали и иные лица (главы КФХ), суд первой инстанции верно указал, что продажа спорного земельного участка должна осуществляется на торгах, проводимых в формах аукционов, реализация указанной процедуры направлена на обеспечение законных прав и интересов неограниченного круга лиц.
При названных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии совокупности условий для признания оспариваемого решения недействительным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Судебные расходы на оплату государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы относятся на заявителя (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 31 мая 2018 года по делу N А60-13226/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.