г. Москва |
|
04 сентября 2018 г. |
Дело N А41-13678/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Зайналовым А.З.,
при участии в заседании:
от администрации городского округа Кашира - Липов Р.В. по доверенности от 09.01.2018;
от ООО "Бамбук"- Савельева О.С. по доверенности от 20.06.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Бамбук" и Администрации городского округа Кашира на решение Арбитражного суда Московской области от 06 июля 2018 года по делу N А41-13678/18, принятое судьей Горшкова М.П., по иску Администрация городского округа Кашира Московской области к ООО "БАМБУК" о взыскании 393 555 руб. 60 коп, расторжении муниципального контракта, встречный иск - о взыскании 181 399 руб. 80 коп.
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Кашира Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Бамбук" о взыскании неустойки за просрочку выполнения работ по муниципальному контракту N 0848300041017000418-0229382-02 от 29.09.2017 на выполнение работ по опиловке и вырубке деревьев на территориях кладбищ городского округа Кашира Московской области в размере 277 291 руб. 02 коп., штраф в размере 116 264 руб. 58 коп., а также расторжении муниципального контракта N 0848300041017000418-0229382-02 от 29.09.2017 на выполнение работ по опиловке и вырубке деревьев на территориях кладбищ городского округа Кашира Московской области.
В порядке статьи 132 АПК РФ к производству суда принято встречное исковое заявление ООО "Бамбук" о взыскании задолженности по оплате выполненных работ по муниципальному контракту N 0848300041017000418-0229382-02 от 29.09.2017 в размере 123 267 руб. 52 коп., штраф в размере 29 066 руб. 14 коп. на основании п. п. 5.3.4, 5.3.5 контракта, штрафа в размере 29 066 руб. 14 коп. за нарушение п. 5.2.2 контракта.
Решением Арбитражного суда Московской области исковые требования Администрации городского округа Кашира удовлетворены частично.
С Общества с ограниченной ответственностью "Бамбук" в пользу Администрации городского округа Кашира взыскан штраф в размере 116 264 руб. 58 коп.
В остальной части исковые требования Администрации городского округа Кашира оставлены без удовлетворения.
Встречные исковые требования Общества с ограниченной ответственностью "Бамбук" удовлетворены частично.
С Администрации городского округа Кашира в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Бамбук" задолженность по оплате выполненных работ в размере 123 267 руб. 52 коп. и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 378 руб.
В остальной части встречного иска отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Бамбук" и Администрация городского округа Кашира обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители заявителей апелляционных жалоб поддержал доводы апелляционных жалоб, просили решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно исковому заявлению, 29 сентября 2017 года между Администрацией городского округа Кашира Московской области (заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью "Бамбук" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 0848300041017000418-0229382-02 на выполнение работ по опиловке и вырубке деревьев на территориях кладбищ городского округа Кашира Московской области.
Согласно п. 1.1 муниципального контракта подрядчик обязуется выполнить работы по опиловке и вырубке деревьев на территориях кладбищ городского округа Кашира Московской области в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1 к контракту) в объеме, установленном в Локальном сметном расчете (приложение N 2 к контракту), а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
В силу пункта 2.1 контракта цена контракта составляет 1 162 645 руб. 79 коп., является твердой и определяется на весь срок действия контракта за исключением случаев, предусмотренных контрактом и действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.5 контракта оплата выполненных работ производится на основании предъявленного подрядчиком заказчику счета после подписания заказчиком акта сдачи-приемки работ, составленного по унифицированной форме N КС-2, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 N 100, путем безналичного перечисления на расчетный счет подрядчика денежных средств в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком акта сдачи-приемки работ, с учетом положений п. 2.9 контракта.
13 ноября 2017 года составлен Акт комиссионного обследования выполнения работ по опиловке и вырубке деревьев на территориях кладбищ городского округа Кашира Московской области в соответствии с техническим заданием (приложение N 1) к муниципальному контракту N 0848300041017000418-0229382-02 от 29.09.2017.
В результате обследования выявлено, что работы по опиловке и вырубке деревьев на территориях кладбищ городского округа Кашира Московской области в соответствии с техническим заданием (приложение N 1) к муниципальному контракту N 0848300041017000418-0229382-02 от 29.09.2017, выполнены на 11,2 %, а именно произведена валка деревьев:
На территории кладбища вблизи ул. Больничная г.Кашира - 2 шт.
На территории межпоселенческого кладбища г. Кашира-1, Аладьино - 54 шт.
Вырезка деревьев не произведена - 0%
Опиленные стволы деревьев и ветки не убраны.
Комиссией сделано заключение, что ООО "Бамбук" не исполняет свои обязательства согласно п. 8.2.3 контракта N 0848300041017000418-0229382-02 от 29.09.2017.
07 декабря 2017 года Заказчиком направлено предарбитражное уведомление об уплате начисленной неустойки за просрочку выполнения работ, а также предложение о расторжении муниципального контракта на основании пп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ, п. 8.1 контракта.
Поскольку указанная претензия оставлена без удовлетворения Администрация городского округа Кашира Московской области обратилась в суд с иском о расторжении контракта и взыскании неустойки.
ООО "Бамбук" заявлен встречный иск о взыскании стоимости фактически выполненных работ и начисленной неустойки.
Частично удовлетворяя первоначальные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что в нарушение положений статьи 65 АПК РФ заказчиком не представлено доказательств направления в адрес ответчика заявок с указанием конкретных мест вырубок, что предусмотрено п. 11 Технического задания, являющегося неотъемлемым приложением N 1 к муниципальному контракту.
Таким образом, нарушение подрядчиком ООО "Бамбук" сроков исполнения контракта произошло вследствие невыполнения условий контракта самим заказчиком.
На основании вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу, что неисполнение обязательств Подрядчика по Контракту в полном объеме произошло в отсутствие вины Ответчика, в связи с отсутствием заявок заказчика, что на основании положений п. 7.5 Контракта является основанием для освобождения от уплаты пени за просрочку исполнения обязательств.
Суд первой инстанции указал, что оснований для расторжения муниципального контракта в судебном порядке не установлено, поскольку неисполнение муниципального контракта подрядчиком было следствием неисполнения заказчиком встречных обязательств по направлению заявок.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
Как указывалось ранее, 29 сентября 2017 года между Администрацией городского округа Кашира Московской области (заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью "Бамбук" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 0848300041017000418-0229382-02 на выполнение работ по опиловке и вырубке деревьев на территориях кладбищ городского округа Кашира Московской области.
В силу пункта 2.1 контракта цена контракта составляет 1 162 645 руб. 79 коп., является твердой и определяется на весь срок действия контракта за исключением случаев, предусмотренных контрактом и действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.5 контракта оплата выполненных работ производится на основании предъявленного подрядчиком заказчику счета после подписания заказчиком акта сдачи-приемки работ, составленного по унифицированной форме N КС-2, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 N 100, путем безналичного перечисления на расчетный счет подрядчика денежных средств в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком акта сдачи-приемки работ, с учетом положений п. 2.9 контракта.
Срок выполнения работ в соответствии с п.3.1. контракта в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты заключения контракта.
Правоотношения, сложившиеся между сторонами на основании заключенного муниципального контракта подлежат регулированию общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) об обязательствах и специальными нормами, содержащимися в главе 37 ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона обязуется выполнить по заданию другой стороны определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Пунктом 1 ст. 740 ГК РФ установлено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В соответствии со ст. 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Статьей 721 ГК РФ предусмотрено, что качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода, а если законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, выполняемой по договору подряда, подрядчик, действующий в качестве предпринимателя, обязан выполнять работу, соблюдая эти обязательные требования.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно п. 4.1. контракта в течение 5 (пяти) рабочих дней после завершения выполнения работ, предусмотренных Контрактом, Подрядчик представляет Заказчику Акт сдачи-приемки работ, подписанный Подрядчиком, в 2 (двух) экземплярах, счет-фактуру в 2-х экземплярах и счет на оплату выполненных работ в 2-х экземплярах, справки о стоимости выполненных работ и затрат, составленные по унифицированной форме N КС-3, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 N 100 в 3-х экземплярах.
В обоснование встречных исковых требований, ООО "БАМБУК" ссылается на частичное выполнение работ по опиловке и вырубке деревьев на территории кладбищ городского округа Кашира в размере 123 267 руб. 52 коп. и направления в адрес Заказчика Акта приёмки-сдачи работ N 1, Акта N 26, Справки о стоимости выполненных работ и затрат N 1, Счёта на оплату выполненных работ N 7, Счёта- фактуры N 26, что подтверждается квитанцией и описью вложения на л.д. 108.
Мотивированного отказа от подписания актов ответчиком по встречному иску в материалы дела представлено не было, в связи с чем, работы считаются принятыми (ст. 753 ГК РФ).
О фальсификации указанных доказательств не заявлено.
Поскольку факт выполнения спорных работ на сумму 123 267 руб. 52 коп. ООО "БАМБУК" подтвержден материалами дела, доказательств оплаты выполненных ответчиком по встречному иску работ в материалы дела не представлено, как и не представлено мотивированного отказа от принятия работ, работы должны быть оплачены ответчиком по встречному иску (ст. 309, 310 ГК РФ).
07 декабря 2017 года Заказчиком направлено предарбитражное уведомление об уплате начисленной неустойки за просрочку выполнения работ, а также предложение о расторжении муниципального контракта на основании пп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ, п. 8.1 контракта.
Таким образом, с учетом стоимости объекта 1 162 645 руб. 79 коп. и фактического выполнения работ на сумму 123 267 руб. 52 коп. (Акта приёмки-сдачи работ N 1 от 28.04.2018 г.) апелляционный суд приходит к выводу о том, что с учетом истечения срока выполнения работ, ответчиком существенно нарушены условия контракта по объему и сроку выполненных работ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной.
Таким образом, с учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу об обоснованности требования истца в части расторжения муниципального контракта, в связи с чем муниципальный контракт подлежит расторжению на основании ст. ст. 450, 452 ГК РФ.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании неустойки за просрочку выполнения работ по муниципальному контракту N 0848300041017000418-0229382-02 от 29.09.2017 на выполнение работ по опиловке и вырубке деревьев на территориях кладбищ городского округа Кашира Московской области в размере 277 291 руб. 02 коп.
Суд первой инстанции указал, что в нарушение положений статьи 65 АПК РФ заказчиком не представлено доказательств направления в адрес ответчика заявок с указанием конкретных мест вырубок, что предусмотрено п. 11 Технического задания, являющегося неотъемлемым приложением N 1 к муниципальному контракту.
Таким образом, нарушение подрядчиком ООО "Бамбук" сроков исполнения контракта произошло вследствие невыполнения условий контракта самим заказчиком.
Неисполнение обязательств Подрядчика по Контракту в полном объеме произошло в отсутствие вины Ответчика, в связи с отсутствием заявок заказчика, что на основании положений п. 7.5 Контракта является основанием для освобождения от уплаты пени за просрочку исполнения обязательств.
Однако, данные выводы суда первой инстанции основаны на неверном толковании положений контракта.
Так пункт 11 Технического задания предусматривает, что Подрядчик выполняет работы, предусмотренные Техническим заданием, в соответствии с заявками Заказчика в течении 1 (одного) календарного дня с момента подачи заявки по телефону подрядчика, но не путем направления в адрес ответчика заявок с указанием конкретных мест вырубок.
Таким образом, на администрацию городского округа Кашира Техническим заданием не возложена обязанность направления в течении 1 (одного) календарного дня в адрес ответчика заявок с указанием конкретных мест вырубок.
В судебном заседании представитель истца пояснил, что заявки были сделаны.
Следовательно, требование истца о взыскании неустойки в размере 277 291 руб. 02 коп. за период с 29.10.2017 г. по 12.02.2018 г. является обоснованным и подлежащим удовлетворению на основании ст. 330 ГК РФ.
Оснований для применения положений ст. 333 ГК РФ не имеется.
Требования Администрации городского округа Кашира Московской области о взыскании штрафа за ненадлежащее исполнения обязательств по муниципальному контракту в размере 116 264 руб. так же подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 7.4.2 муниципального контракта штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа является фиксированным и составляет 10 % 116 264 руб. 58 коп.
Как следует из представленного акта комиссионного обследования выполнения работ по опиловке и вырубке деревьев на территориях кладбищ городского округа Кашира Московской области в соответствии с техническим заданием (приложение N 1) к муниципальному контракту N 0848300041017000418-0229382-02 от 29.09.2017, опиленные стволы деревьев и ветки не убраны.
Согласно п. 11 технического задания предусмотрена своевременная вывозка вырубленных деревьев и срезанных веток в течение 3 дней. По окончании работ не допускает наличие порубочных остатков на территории кладбищ, проезжих частей улиц и тротуаров.
Представленный ответчиком договор N 27-10/17 о переработке отходов древесины от 27.10.2017 не свидетельствует о своевременной уборке опиленных стволов и веток, поскольку услуги были оказаны 27 декабря 2017 г., о чем представлен акт N47 от 27.12.2017, тогда как акт комиссионного осмотра составлен 13 ноября 2017 года.
С учетом изложенного исковые требования Администрации городского округа Кашира Московской области о взыскании штрафа за ненадлежащее исполнения обязательств по муниципальному контракту являются обоснованными и подлежащими удовлетворению с отнесением судебных расходов по госпошлине на ответчика.
Истцом по встречному иску заявлено о взыскании штрафа за ненадлежащее исполнение п.п. 5.3.4, 5.3.5 муниципального контракта в размере 29 066 руб. 14 коп., а также п. 5.2.2 муниципального контракта в размере 29 066 руб. 14 коп.
Согласно п. 7.3 муниципального контракта за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательства по контракту, начисляется штраф в виде фиксированной суммы в размере 2,5 % - 29 066 руб. 14 коп.
Пунктами 5.3.4, 5.3.5 предусмотрены права подрядчика запрашивать у заказчика разъяснения и уточнения относительно проведения работ в рамках контракта, а также получать от заказчика содействие при выполнении работ в соответствии с условиями контракта.
Доказательств нарушения истцом принятых на себя обязательств материалы дела не содержат.
В связи с чем, начисление суммы штрафа на основании п. 5.3.4, 5.3.5 муниципального контракта является неправомерным и документально не обоснованным.
Также не обоснован довод ответчика о начислении суммы штрафа на основании положений п. 5.2.2 муниципального контракта, предусматривающего обязанность заказчика своевременно принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы в соответствии с контрактом.
При этом, согласно п. 7.3 муниципального контракта Просрочка оплаты выполненных работ не является основанием для начисления штрафа.
Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения первоначальных требований и частичном удовлетворении встречных исковых требований.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, решение Арбитражного суда Московской области от 06 июля 2018 года подлежит отмене, произведен зачет первоначальных и встречных денежных исковых требований.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06.07.2018 года по делу N А41-13678/18 отменить.
Взыскать с ООО "Бамбук" в пользу Администрации городского округа Кашира 116 264, 58 руб. штрафа, 277 291, 02 руб. неустойки, расторгнуть муниципальный контракт N 0848300041017000418-0229382-02 от 29.09.2017.
Взыскать с Администрации городского округа Кашира в пользу ООО "Бамбук" 123 267, 52 руб. долга, 4378 руб. госпошлины.
В остальной части иска ООО "Бамбук" отказать.
Произвести зачет первоначальных и встречных денежных исковых требований.
Взыскать с ООО "Бамбук" в пользу Администрации городского округа Кашира 265 910,08 руб. долга.
Взыскать с ООО "Бамбук" в доход федерального бюджета 16 811 руб. госпошлину.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.