г. Хабаровск |
|
03 сентября 2018 г. |
А73-1425/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.,
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.,
при участии в заседании:
от краевого государственного казенного учреждения "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края": Лучкова М.Н. по доверенности от 09.01.2018 N 3/2018;
от правительства Хабаровского края: Резниченко М.М. по доверенности от 28.12.2017 N 12.3.32-37527, Баканова Т.В. по доверенности от 28.12.2017 N 12.3.32-37526,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу главного контрольного управления губернатора и правительства Хабаровского края
на решение от 18.06.2018
по делу N А73-1425/2018
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Гавриш О.А.
по заявлению краевого государственного казенного учреждения "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края"
к главному контрольному управлению губернатора и правительства Хабаровского края
о признании незаконными решений от 26.12.2047 N N 2.4.7/30-17, 2.4.7/31-17, 2.4.7/32-17, 2.4.7/33-17, 2.4.7/34-17, 2.4.7/35-17, 2.4.7/36-17,
третьи лица: комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края, общество с ограниченной ответственностью "Градъ Сервис", общество с ограниченной ответственностью "РС-Строй",
установил:
краевое государственное казенное учреждение "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края" (далее - заказчик, КГКУ "Служба заказчика Минстроя края") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными решений главного контрольного управления губернатора и правительства края (далее - ГКУ Губернатора и Правительства края) по результатам рассмотрения обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) от 26.12.2047 N N 2.4.7/30-17, 2.4.7/31-17, 2.4.7/32-17, 2.4.7/33-17, 2.4.7/34-17, 2.4.7/35-17, 2.4.7/36-17.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-1425/2018. К участию в дело, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены комитет государственного заказа правительства Хабаровского края, общество с ограниченной ответственностью "Градъ Сервис", общество с ограниченной ответственностью "РС-Строй".
Решением от 18.06.2018 Арбитражный суд Хабаровского края признал незаконными решения главного контрольного управления Губернатора и Правительства края от 26.12.2017 N N 2.4.7/30-17, 2.4.7/31-17, 2.4.7/32-17, 2.4.7/33-17, 2.4.7/34-17, 2.4.7/35-17, 2.4.7/36-17.
Не согласившись с вышеуказанным решением, ГКУ Губернатора и Правительства края обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает на следующие обстоятельства:
- заказчиком КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" при описании в документациях о проведении запросов предложений объектов закупки допущены изменения одной из характеристик объектов закупок в части горячего водоснабжения в квартирах;
- при рассмотрении дела судом первой инстанции не учтены сроки исполнения контрактов, предусмотренные документацией о проведении запросов предложений.
КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края считает, что данный спор не затрагивает его права и обязанности и не влияет не его права и обязанности по отношению к одной из сторон.
ГКУ Губернатора и Правительства края, Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края, ООО "Градъ Сервис", ООО "РС-Строй", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассмотрел апелляционную жалобу по делу в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представители правительства поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласили жалобу. Просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель учреждения отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав пояснения явившихся представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
03.11.2017 Комитетом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru были размещены извещения N N 0122200002517006474, 0122200002517006475 о проведении электронного аукциона на участие в долевом строительстве 46 квартир в г. Вяземский Вяземского муниципального района.
Объект закупки - участие в долевом строительстве 46 квартир в г. Вяземский Вяземского муниципального района.
В разделе III "Техническая часть" Информационной карты аукционной документации установлены требования к объектам закупки - "квартиры должны быть благоустроенными, иметь централизованные системы: электроснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, горячего водоснабжения (в соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении")".
Дата начала подачи заявок 03.11.2017. Дата окончания подачи заявок 20.11.2017. Начальная (максимальная) цена контрактов - по 35 809 620 руб. каждый.
03.11.2017 Комитетом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru были размещены извещения N N 0122200002517006472, 0122200002517006476, 0122200002517006477, 0122200002517006479, 0122200002517006486 о проведении электронного аукциона на участие в долевом строительстве 58 квартир в п. Переяславка муниципального района имени Лазо.
Объект закупок - участие в долевом строительстве 15, 7, 12, 14, и 10 квартир в п. Переяславка муниципального района имени Лазо соответственно.
В разделе III "Техническая часть" Информационной карты аукционной документации установлены требования к объектам закупки - "квартиры должны быть благоустроенными, иметь централизованные системы: электроснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, горячего водоснабжения (в соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении")".
Согласно извещению N 0122200002517006472 дата начала подачи заявок 03.11.2017. Дата окончания подачи заявок 20.11.2017. Начальная (максимальная) цена контракта - 23 339 250 рублей.
Согласно извещению N 0122200002517006476 дата начала подачи заявок 03.11.2017. Дата окончания подачи заявок 20.11.2017. Начальная (максимальная) цена контракта - 10 891 650 руб.
Согласно извещению N 0122200002517006477 дата начала подачи заявок 03.11.2017. Дата окончания подачи заявок 20.11.2017. Начальная (максимальная) цена контракта - 18 671 400 руб.
Согласно извещению N 0122200002517006479 дата начала подачи заявок 03.11.2017. Дата окончания подачи заявок 20.11.2017. Начальная (максимальная) цена контракта - 21 783 300 руб.
Согласно извещению N 0122200002517006486 дата начала подачи заявок 03.11.2017. Дата окончания подачи заявок 23.11.2017. Начальная (максимальная) цена контракта - 15 559 500 руб.
По каждому аукциону на участие в долевом строительстве квартир в п. Переяславка муниципального района имени Лазо были поданы единственные заявки от участника ООО "Градъ Сервис".
По каждому запросу предложений на участие в долевом строительстве квартир в г. Вяземский Вяземского муниципального района были поданы единственные заявки от участника ООО "РС-Строй".
Согласно итоговым протоколам проведения запроса предложений от 12.12.2017 N N 0322200000117000103-П2, 0322200000117000104-П2 заявки ООО "РС-Строй" признаны соответствующими требованиям Федерального закона N 44-ФЗ и требованиям к товарам, работам, услугам в соответствии с извещениями NN 0322200000117000103, 0322200000117000104.
Согласно итоговым протоколам проведения запроса предложений от 12.12.2017 N 0322200000117000098-П2, от 13.12.2017 NN 0322200000117000099-П2, 0322200000117000100-П2, 0322200000117000102-П2, от 15.12.2017 N 0322200000117000111-П2 заявки ООО "Градъ Сервис" признаны соответствующими требованиям Федерального заклна N 44-ФЗ и требованиям к товарам, работам, услугам в соответствии с извещениями NN 0322200000117000098, 0322200000117000099, 0322200000117000100, 0322200000117000102, 0322200000117000111.
Все запросы предложений признаны несостоявшимися на основании, указанном в части 18 статьи 83 Федерального закона N 44-ФЗ.
КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" принято решение об осуществлении закупок у единственного подрядчика в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
Для согласования заключения контрактов с уполномоченным органом заявитель обратился в ГКУ Губернатора и Правительства края с соответствующими обращениями.
Решениями комиссии по рассмотрению обращений о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) ГКУ Губернатора и Правительства края от 26.12.2047 N N 7 А73-1425/2018 2.4.7/30-17, 2.4.7/31-17, 2.4.7/32-17, 2.4.7/33-17, 2.4.7/34-17, 2.4.7/35-17, 2.4.7/36-17 в согласовании осуществления закупок было отказано, в связи с нарушением КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" части 4 статьи 71 Федерального закона N 44-ФЗ.
Несогласие с указанными решениями, послужило основанием для обращения КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" пришел к выводу о том, что внесение в пункт 11 раздела III Технической части документации запроса предложений формулировки "горячее водоснабжение в квартирах: централизованное или от иных источников" не изменяет закупки.
Вместе с тем, судом не учтено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать также наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 66, частью 8 статьи 67 и частью 13 статьи 69 Закона N 44-ФЗ, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, а также по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 69 Закона N 44-ФЗ в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 70 Закона N 44-ФЗ, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Закона N 44-ФЗ (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 71 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, объект закупки запроса предложений, осуществляемого на основании пункта 8 части 2 статьи 83 Закона N 44-ФЗ, должен быть полностью идентичен объекту закупки электронного аукциона, признанного несостоявшимся в соответствии с частью 4 статьи 71 Закона N 44-ФЗ, как в части наименования, так и в части всех его характеристик.
В разделе III "Техническая часть" документации об аукционе (в каждом из 7 рассматриваемых случаях) прописаны сведения об объекте закупки.
В пункте 11 "Техническая часть" аукционной документации указаны требования к жилому помещению: квартиры должны быть благоустроенными, иметь централизованные системы: электроснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, горячего водоснабжения (в соответствии с пунктом 27, статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Квартиры должны быть оснащены сантехническим оборудованием, отопительными приборами. Система отопления должна исключать отопление жилых помещений с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
Вместе с тем, в пункте 11 "Технической части" документации о проведении запроса предложений (также в каждом из 7 рассматриваемых случаях) указано: квартиры должны быть благоустроенными, иметь централизованные системы: электроснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, горячего водоснабжения (в соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"). Горячее водоснабжение в квартирах: централизованное или от иных источников. Квартиры должны быть оснащены сантехническим оборудованием, отопительными приборами. Система отопления должна исключать отопление жилых помещений с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с доводом апелляционной жалобы о том, что КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" при описании в документациях о проведении запросов предложений объектов закупки допущены изменения одной из характеристик объектов закупок в части горячего водоснабжения в квартирах, что не соответствует требованиям части 4 статьи 71 Закона N 44-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что изменение в запросе предложений одной из характеристик объекта закупки привело к неверному определению лица, с которым заказчиком должны быть заключены контракты.
У контрольного органа в сфере закупок имеется лишь одно основание отказать в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем): если по результатам рассмотрения представленных документов выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, которые повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Процедура рассмотрения обращения представляет собой рассмотрение следующих документов: документации о проведении электронного аукциона и документация о проведении запроса предложений; протоколов, составленных в ходе проведения торгов; заявок участников (как по электронному аукциону, так и по запросу предложений).
Ввиду того, что запрос предложений не самостоятельная процедура, а проводится тогда, когда электронный аукцион не состоялся, контрольный орган в сфере закупок проверяет - все ли условия, которые были оговорены в документации о проведении аукциона включены в документацию о проведении запроса предложений (часть 4 статьи 71 Закона N 44-ФЗ).
Законодательно запрещено проводить запрос предложений на условиях, отличающихся от оговоренных в электронном аукционе. В случае необходимости изменения каких-либо характеристик, заказчик обязан проходить процедуру торгов заново (с первого шага - электронного аукциона).
Вместе с тем, предложение единственного участника в каждом из электронных аукционов уже признано несоответствующим требованиям, изложенным в аукционной документации, и как следствие не могло при проведении запросов предложений в полной мере подходить под установленные требования заказчика.
При рассмотрении обращений о согласовании контрактов Управлением все представленные заказчиком документы анализировались в совокупности.
В силу того, что заказчиком в запросе предложений изменен объект закупки, что является нарушением Закона N 44-ФЗ, учитывая требуемые сроки завершения работ, Управление правомерно сделало вывод о том, что данные обстоятельства повлияли на выбор подрядчика и отказало в согласовании контрактов.
Кроме того, судом при рассмотрении дела не учтены сроки исполнения контрактов, предусмотренные документацией о проведении запросов предложений.
Так, извещения о проведении запросов предложений размещены в БИС 04.12.2017. Заказчиком установлены следующие сроки завершения работы: "Срок получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, в котором расположен Объект: не позднее 25.12.2017, но не ранее даты заключения контракта. Срок передачи Объекта Заказчику: после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, в котором расположен объект, но не позднее 28.12.2017".
Указание суда первой инстанции на то, что допущенные нарушения не повлияли на результат определения подрядчиков вследствие отсутствия потенциальных застройщиков, готовых строить многоквартирные жилые дома в Вяземском муниципальном районе и муниципальном районе имени Лазо, не может быть признано обоснованным, поскольку этот вопрос может быть решен только после проведения закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Таким образом, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований в полном объеме, принятое с нарушением норм материального права, подлежит отмене на основании статьи 270 АПК РФ.
По делу следует принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными решений ГКУ Губернатора и Правительства края от 26.12.2017 N N 2.4.7/30-17, 2.4.7/31-17, 2.4.7/32-17,2.4.7/33-17, 2.4.7/34-17, 2.4.7/35-17,2.4.7/36-17.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 18.06.2018 по делу N А73-1425/2018 Арбитражного суда Хабаровского края в обжалуемой части отменить.
Отказать в удовлетворении заявления краевого государственного казенного учреждения "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.