г. Киров |
|
04 сентября 2018 г. |
Дело N А29-1738/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сандалова В.Г.,
судей Дьяконовой Т.М., Кормщиковой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Федотовой Ю.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Полтавского Д.И., действующего на основании доверенности от 30.05.2018,
представителя ответчика Лобановой И.Б., действующей на основании доверенности от 01.01.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Российские железные дороги", общества с ограниченной ответственностью "Северкомплектстрой"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.06.2018 по делу N А29-1738/2018, принятое судом в составе судьи Гайдак И.Н.,
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к обществу с ограниченной ответственностью "Северкомплектстрой" (ИНН 1108002238, ОГРН 1021100948670)
об урегулировании разногласий по договору N 5-22 от 28.07.2017,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД", перевозчик) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми к обществу с ограниченной ответственностью "Северкомплектстрой" (далее - ответчик, ООО "СКС", общество) с исковым заявлением об урегулировании разногласий по договору N 5-22 от 28.07.2017, в котором просило принять пункт 9.5 параграфа 9 договора в редакции истца.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 05.06.2018 урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора N 5-22 от 28.07.2017 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Северкомплектстрой" по станции Ветлосян Северной железной дороги между ОАО "РЖД" и ООО "Северкомплектстрой", пункт 9.5 параграфа 9 договора утвержден в следующей редакции: "Владелец уплачивает перевозчику плату за фактическое пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику, протяженностью 8,839 км в размере 29 459 руб. 08 коп. Плата определяется с учетом ставки 3065,0 руб. за 1 км в сутки, утвержденной протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 26.12.2016 N 51. Плата начисляется в соответствии с пунктом 5 Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р. Плата начисляется за фактическое пользование железнодорожным путем необщего пользования ОАО "РЖД" и облагается НДС.
Фактическая плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику, подлежит перерасчету в следующих случаях:
а) при утверждении Правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД";
б) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов в годовом периоде;
в) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (с учетом грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам) в установленных в договорах периодах;
г) при изменении количества грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам);
д) при изменении развернутой длины пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" и используемого совместно с грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам).
В случае перерасчета фактической платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", сторонами вносится соответствующее изменение в договор путем заключения дополнительного соглашения.".
В удовлетворении остальной части требований отказано.
ОАО "РЖД" с принятым решением суда несогласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой (с учетом дополнения), в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, является правомерным включение в договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования условия о начислении платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", поскольку на сегодняшний день законодателем не установлены размеры такой платы. Заключая договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, ОАО "РЖД" фактически передает свое право пользования собственным имуществом (железнодорожным путем необщего пользования) иному лицу. При этом ОАО "РЖД" лишено права использовать принадлежащий ему железнодорожный путь необщего пользования по своему усмотрению для иных целей в периоды, когда не производится подача или уборка вагонов для ответчика, поскольку сторонам заранее неизвестны дни осуществления подачи и уборки вагонов. ОАО "РЖД" фактически предоставляет право пользования своим путем ответчику ежесуточно, не используя свое имущество каким-либо иным образом. Решение по данному делу противоречит пункту 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017). Незаконным является ссылка на решение ВАС РФ от 01.07.2011 по делу N ВАС-5095/11, поскольку оно вынесено ВАС РФ в период действия предыдущей редакции статьи 58 УЖТ РФ. Плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования не включена в Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643, то она относится к договорной плате. Отсутствие государственного регулирования не исключает компенсацию расходов ОАО "РЖД" на содержание инфраструктурной составляющей и является платой за одну из оказываемых перевозчиком услуг. Услуга, оказываемая юридическим лицам, должна быть оплачиваема, то есть действует презумпция возмездности договора. Правомерность определения размера сбора за подачу и уборку вагонов, в том числе учитывающего необходимость компенсации в его рамках затрат ОАО "РЖД" за использование железнодорожного пути необщего пользования следует, в том числе из сути перевозочного процесса, поскольку ответчик обязан поддерживать эксплуатационно-пригодное состояние пути ежесуточно в течение всего года, а не только в те временные отрезки, когда прибывают вагоны в адрес ответчика. Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 25.01.2018 N 307-ЭС17-19013 плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, не подлежит государственному регулированию. Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что спорная плата подлежит государственному регулированию противоречит действующим нормативным актам, а также позиции Верховного Суда Российской Федерации. При принятии решения от 01.07.2011 по делу N ВАС-5095/11 не ставилась под сомнение экономическая обоснованность ежесуточного характера взимания платы за пользование путем необщего пользования, а лишь установлен факт несоответствия обжалуемых пунктов тарифного руководства действующим нормативным актам на момент вынесения решения. Ссылка на определение Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2015 N 308-ЭС14-1778 не обоснована и несостоятельна, поскольку указанное определение вынесено судом до 01.04.2015, то есть до даты вступления в силу изменений в статью 58 УЖТ РФ, предусматривающих возможность установления платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования по соглашению сторон. Использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта исключает возможность использования пути для выполнения работ для собственных нужд ОАО "РЖД", что также свидетельствует о том, что спорная плата должна вноситься ежесуточно. Кроме того, истец выполняет социально значимые функции - осуществляет перевозку грузов и пассажиров. Необходимо учитывать специфику связанных с перевозкой грузов железнодорожным транспортом отношений, а также оправданность дифференциации в имущественной ответственности перевозчиков и грузоотправителей (грузополучателей) в процессе железнодорожных перевозок, отмеченную Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 02.02.2006 N17-0. ОАО "РЖД", предоставляя путь необщего пользования ответчику, при этом производя содержание и ремонт своего железнодорожного пути за свой счет с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, не только должно возмещать свои затраты, но и при этом получать прибыль от своей деятельности. То обстоятельство, что плата за работу локомотива согласно подпункту "а" пункта 4 Перечня подлежит государственному регулированию, не исключает возможности договорного согласования платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, которая является самостоятельной услугой, что прямо следует из части 5 статьи 58 УЖТ РФ, то есть обладает собственной коммерческой ценностью. Единая ставка платы рассчитана на основании методологических принципов построения ставок Тарифного руководства N 3. При формировании ставки платы за пользование путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", в качестве исходных данных помимо статей 2112 и 2117, были использованы фактические расходы за 2010 год по текущему содержанию пути и постоянных устройств, одиночной смене материалов верхнего строения пути, пополнению и замене балласта, работам по снего-, водо-, пескоборьбе (статьи 2101, 2102, 2106 по Хозяйству пути). Методическими рекомендациями по определению договорных тарифов на работы и услуги, выполняемые железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей, цены на которые не указаны в тарифном руководстве (утв. указанием МПС России от 21.12.2001 N И-1947у) установлено, что расчет ставки платы за железнодорожные подъездные пути, грузоотправителям, грузополучателям, не предусмотренным в действующих договорах, в случае если данные пути принадлежат железной дороге, осуществляется на основании расходной ставки за содержание и амортизацию подъездных путей. Экономически обоснованный расчет ответчиком в материалы дела не представлялся. Несмотря на то, что суд посчитал необоснованным расчет спорной платы, предложенный ответчиком, при вынесении решения вышел за пределы своих полномочий и установил спорный пункт договора в иной редакции, не основанной на позиции истца либо ответчика. По мнению ОАО "РЖД", основанному на сложившейся судебной практике по данной категории споров, при вынесении решения суд должен был изложить спорный пункт договора в редакции истца либо ответчика. Учитывая необоснованность, несостоятельность редакции спорного пункта, предложенной ответчиком, а также тот факт, что расчет ответчика не основан на нормах действующих нормативных актов, принимая во внимание позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017), а также в Определении от 25.06.2018 N 305-ЭС18-7949, суд должен был урегулировать разногласия сторон изложив спорный пункт договора в редакции ОАО "РЖД". Также заявитель жалобы просит суд при рассмотрении дела также учесть правовую позицию, изложенную в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 13.03.2018 по делу А40-119282/2017.
ООО "Северкомплектстрой" с принятым решением суда также несогласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, и принять по делу новый судебный акт, которым урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора между N 5-22 от 28.07.2017 и изложить пункт 9.5 договора в редакции: "Плату за фактическое пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим "Перевозчику", протяженностью 8,839 км в размере договорной цены 5074,45 руб., в т.ч. НДС в сутки. Плата начисляется за фактическое пользование железнодорожным путем необщего пользования ОАО "РЖД".
По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции не дана оценка его контррасчету, а также расчету, представленному ОАО "РЖД" по запросу Арбитражного суда Республики Коми, исходя из грузооборота 2017 года. Необходимо (если применять Временный порядок определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р.) определять размер платы исходя из грузооборота 2017 года, что сделано не было. Согласно схеме ж.д.путей, расчетам размера платы за пользование путем спорным участком пользуется 6 контрагентов, при этом только ООО Северкомплектстрой" выполняет работу на участке собственным локомотивом, остальным контрагентам ОАО "РЖД" оказывает услуги по подаче уборке вагонов. То есть, истец использует спорный участок ж.д. пути в коммерческих целях, оказывая услуги собственным локомотивом по подаче и уборке вагонов другим контрагентам. Неправомерным является применение Временного порядка, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р. Плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, может быть согласована перевозчиком и ветвевладельцем в договорном порядке. Распоряжение N 1056р является внутренним документом истца, не обладает силой нормативного акта и, с учетом монопольного положения ОАО "РЖД" не может регулировать размер соответствующей платы. Исчисление спорного пункта в договоре с применением расценок Временного порядка N 1056р свидетельствует об использовании ОАО "РЖД" монополистического положения и навязывании использования внутреннего документа ОАО "РЖД" в качестве способа определения размера платы. При этом судом не дана оценка методике расчета платы за пользование ж.д.путем, предложенной ООО "Северкомплектстрой". Данная методика предлагает использовать ставку за пользование 1 км ж.д.пути, утвержденную ОАО "РЖД" и умноженную на длину используемого ж.д.пути (с учетом количества контрагентов, использующих участок ж.д.пути). Указанный Временный порядок рассчитывает плату за пользование ж.д.путем, исходя из развернутой длины (при этом ООО "СКС" использует только 8,839 км ж.д. пути, однако оплата должна осуществляться за 16,692 км ж.д.пути, расположенные в том числе и на производственных базах других предприятий). Кроме того, Временный порядок рассчитывает плату за пользование ж.д.путем, исходя их вагонооборота, в том числе и вагонооборота других контрагентов, что несправедливо, поскольку изменение платы происходит независимо от вагонооборота ООО "СКС". Собственником железнодорожного пути необщего пользования протяженностью 16,692 км является ОАО "РЖД", соответственно, ссылка ответчика на необходимость полной компенсации затрат на содержание путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД" за счет ответчика является неправомерной.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу ответчика указывает, что доводы, изложенные в ней являются необоснованными, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу ОАО "РЖД" с изложенными доводами не согласилось, просит отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и возражения, изложенные в апелляционных жалобах, дополнениях к ним, а также отзывах на апелляционные жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.07.2017 ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "СКС" (владелец) подписали договор N 5-22 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Северкомплектстрой" по станции Ветлосян Северной железной дороги (далее - договор, Т.1, л.д.-30-35), согласно которому производится эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелкой N 1 к железнодорожному пути необщего пользования, принадлежащему ОАО "РЖД" (ПЧ-30) по станции Ветласян, используемому для погрузки-выгрузки ООО "УЗСМ", локомотивом владельца (параграф 1).
Границей железнодорожного пути необщего пользования является знак "Граница железнодорожного пути необщего пользования", расположенный напротив переднего стыка рамного рельса стрелочного перевода N 1.
Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 2335,4 м. Железнодорожный путь необщего пользования принадлежит владельцу.
Протяженность участка железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику и используемого при подаче и уборке вагонов владельцу составляет 8,839 км (параграфы 1, 2 договора).
По пункту 9.5 договора владелец уплачивает перевозчику ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику, протяженностью 8,839 км в размере 29 459,08 руб. Плата определяется с учетом ставки 3065,0 руб. за 1 км в сутки, утвержденной протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 26.12.2016 N 51. Плата начисляется в соответствии с пунктом 5 Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р. Плата начисляется за все количество суток в месяце и облагается НДС.
Ежесуточная плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим "Перевозчику", подлежит перерасчету в следующих случаях:
а) при утверждении Правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД";
б) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов в годовом периоде;
в) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (с учетом грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам) в установленных в договорах периодах;
г) при изменении количества грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам);
д) при изменении развернутой длины пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" и используемого совместно с грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам).
В случае перерасчета ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", сторонами вносится соответствующее изменение в договор путем заключения дополнительного соглашения.
В силу пункта 13.1 договора срок его действия определен сторонами с момента подписания и по 30.09.2022 включительно.
В свою очередь, договор N 5-22 от 28.07.2017 подписан ООО "СКС" с протоколом разногласий, которым пункт 9.5. изложен в следующей редакции:
"владелец уплачивает перевозчику фактическую плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику, протяженностью 8,839 км в размере 12 651,64 руб. Плата начисляется за фактическое пользование железнодорожным путем необщего пользования ОАО "РЖД" и облагается НДС.
Фактическая плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику, может измениться по соглашению сторон в следующих случаях:
а) при утверждении Правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД";
б) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов в годовом периоде;
в) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (с учетом грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам) в установленных в договорах периодах;
г) при изменении количества грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам);
д) при изменении развернутой длины пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" и используемого совместно с грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам).
В случае перерасчета фактической платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", сторонами вносится соответствующее изменение в договор путем заключения дополнительного соглашения." (Т.1, л.д.-36-38).
Стороны в протоколе согласования разногласий по пункту 9.5 договора к единому мнению не пришли (Т.1, л.д.-39-42).
В связи с возникшими разногласиями, истец обратился в Арбитражный суд Республики Коми с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб (с учетом дополнений), отзывов на них, и, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 442 ГК РФ).
В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 10.01.2002 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов. Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров. При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 56 Устава подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Постановление N 30) разъяснено, что заключение договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования. В случае если перевозчик и владелец железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправитель (грузополучатель) не пришли к соглашению по отдельным пунктам указанных договоров, заявления о рассмотрении таких разногласий принимаются без представления письменного соглашения сторон о передаче разногласий на разрешение арбитражного суда. До передачи спора на разрешение суда перевозчик совместно с владельцем (пользователем) железнодорожного пути необщего пользования или грузоотправителем (грузополучателем) принимает меры к урегулированию возникших разногласий.
Истец настаивает на установлении ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику.
Согласно части 3 статьи 58 Устава перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику. Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 58 Устава перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на не принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику.
Как указано в части 5 статьи 58 Устава, если подача и уборка вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих перевозчику, осуществляются локомотивом, принадлежащим владельцу другого железнодорожного пути необщего пользования или иному лицу, с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) и указанных владельца железнодорожных путей необщего пользования или иного лица перевозчиком взимается плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 58 Устава).
Содержание частей 3-5 статьи 58 Устава позволяет сделать вывод о том, что перевозчик имеет право на взимание платы, как за пользование принадлежащим ему путем, так и платы за работу его локомотива, которые являются самостоятельными услугами, каждая из которых обладает коммерческой ценностью. Правила указанных норм отличаются в зависимости от фактических обстоятельств пользования обеими этими услугами перевозчика соответствующим лицом или только одной из них.
В этой связи условие договора об обязанности пользователя уплачивать перевозчику ежесуточную плату за использование принадлежащего перевозчику железнодорожного пути необщего пользования, определенное в рамках предоставленной пунктом 4 статьи 421 ГК РФ договорной дискреции сторон, само по себе не противоречит закону, в частности, явно выраженным в нем запретам, а также публичным интересам (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Сказанное согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, в соответствии с которым в силу части 3 статьи 58 Устава условие договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования о внесении платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования не противоречит действующему законодательству, поскольку цена этой услуги не является регулируемой и определяется по соглашению сторон.
Однако применительно к положениям пункта 4 статьи 421 ГК РФ необходимо учесть то, что ежесуточное взимание платы за пользование принадлежащим перевозчику железнодорожным путем необщего пользования в отсутствие его фактического использования контрагентом перевозчика нормативными правовыми актами не установлено.
В связи с этим, суд первой инстанции правильно исходил из того, что определение подобного условия договора, предложенного перевозчиком, не является обоснованным, ввиду чего принял спорный пункт в редакции ответчика.
Условие договора о внесении ежесуточной платы за пользование принадлежащим перевозчику железнодорожным путем необщего пользования при имеющихся по делу обстоятельствах независимо от выхода локомотива является для ответчика очевидно обременительным и существенным образом нарушает баланс интересов сторон.
Таким образом, принятие предложенного перевозчиком как субъектом естественной монополии условия, обязывающего пользователя пути необщего пользования уплачивать ежесуточную плату за пользование данным железнодорожным путем, вне зависимости от фактического пользования железнодорожного пути необщего пользования, в рассматриваемом случае не может быть признано правомерным.
Иные выводы основаны на неверном толковании норм права.
Довод перевозчика о компенсационном характере сбора (так как истец должен постоянно нести расходы на содержание пути необщего пользования) в отношении конкретного участка пути документально не подтвержден.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно указал о невозможности согласования спорного условия договора, предусматривающего ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования в редакции пункта, предложенного истцом.
Согласно предложенной истцом редакции условий пункта 9.5 договора плата определяется с учетом ставки 3065 руб. за 1 км в сутки, утвержденной протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 26.12.2016 N 51. Плата начисляется в соответствии с пунктом 5 Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р.
В то же время ответчик, предлагая использовать договорную цену 5074,45 руб., в том числе НДС в сутки, за фактическое пользование железнодорожным путем необщего пользования, документально не подтвердил, что именно данная ставка является экономически обоснованной, учитывающей все расходы истца по содержанию пути необщего пользования.
Сам по себе контррасчет общества не является надлежащим доказательством обоснованности размера платы, предложенной ответчиком.
Каких-либо надлежащих доказательств того, что предложенная перевозчиком договорная ставка (3065 руб. за 1 км) является для ответчика крайне невыгодной и экономически необоснованной, общество не привело.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно установил размер ставки, предложенный истцом.
Довод ОАО "РЖД" о том, что суд вышел за пределы своих полномочий при вынесении решения, основан на ошибочном толковании норм действующего процессуального законодательства.
Иные возражения заявителей жалоб также не опровергают выводов суда.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм права.
При таких обстоятельствах, обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм права, отмене или изменению по доводам, приведенным в жалобах, не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционным жалобам относятся на заявителей.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.06.2018 по делу N А29-1738/2018 оставить без изменения, а апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Российские железные дороги", общества с ограниченной ответственностью "Северкомплектстрой" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
В.Г. Сандалов |
Судьи |
Т.М. Дьяконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.