г. Москва |
|
09 октября 2018 г. |
Дело N А40-74249/2018 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Расторгуева Е.Б. (единолично)
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.06.2018 г. по делу N А40-74249/2018, принятое судьей Лежневой О.Ю. в порядке упрощенного производства
по иску АО "СГ-ТРАНС" (ОГРН 1047740000021)
к ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295, юр.адрес: 107174, г. Москва, ул. Нов. Басманная, д. 2)
о взыскании убытков
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество (АО) "СГ-Транс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Открытому акционерному обществу (ОАО) "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании 423 886 руб. 40 коп. убытков.
Дело рассмотрено судом в порядке, предусмотренном главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 26.06.2018 иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указал, что классификатор 1.20.001-2007 отменен, в связи с нормативно-техническими противоречиями, в связи с чем, ссылка на него истцом не обоснованна.
Ссылается на то, что для определения причин возникновения неисправностей вагона, применяется классификатор основных неисправностей грузовых вагонов КЖА 2005 04.
Утверждает, что факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств, а также наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникновением убытков, не доказан истцом.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Рассмотрев дело без вызова сторон в порядке статей 156, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, в период с января 2017 года по апрель 2017 года ОАО "РЖД" приняло к перевозке следующие грузовые вагоны собственности АО "СГ-транс" N 55076434, 53862587, 57453490, 55076160, 57995904, 52292398.
В период с марта 2017 года по апрель 2017 года ОАО "РЖД" приняло к перевозке грузовой вагон N 55076434, принадлежащий АО "СГ-транс", по накладной N ЭБ643957 со станции отправления Новотроицк ЮУ ж.д. ОАО "РЖД" до станции назначения Курган ЮУ ж.д. ОАО "РЖД", что подтверждает его полную исправность.
Однако по прибытии на станцию Курган ЮУ ж.д. ОАО "РЖД" вагон N 55076434 был отцеплен ВЧДЭ-3 Курган ЮУ ж.д. ОАО "РЖД" в связи с обнаружением эксплуатационной неисправностей колесных пар "выщербина обода колеса", что подтверждается актом браковки от 08.04.2017, составленным ОАО "РЖД".
По результатам обнаружения неисправности и составленным актом браковки вагона N 55076434, был произведен отцепочный ремонт ВЧДЭ-3 Курган ЮУ ж.д. ОАО "РЖД" на основании договора NТОР-ЦДИЦВ/50 от 05.02.2015, что подтверждается актом выполненных работ N N 3.189 от 08.04.2017 г и расчетно-дефектной ведомостью от 08.04.2017. АО "СГ-транс" произвело оплату выполненных ремонтных работ ОАО "РЖД" платёжным поручением N 316 от 28.02.2017.
В результате отцепки вагона N 55076434 в ремонт АО "СГ-транс" понесло убытки в сумме 51 176 руб. 18 коп. без учета НДС 18 %.
В период с января 2017 года по февраль 2017 года ОАО "РЖД" приняло к перевозке грузовой вагон N 53862587, принадлежащий АО "СГ-транс", по накладной N 11149254 со станции отправления Лиепая Латвийской Ж.Д. ОАО "РЖД" до станции назначения Металлургическая Южно-Уральской Ж.Д. ОАО "РЖД", что подтверждает его полную исправность.
Однако по прибытии на станцию Курган Южно-Уральской Ж.Д. ОАО "РЖД" вагон N 53862587 был отцеплен ВЧДЭ-3 Курган Южно-Уральской Ж.Д. ОАО "РЖД" в связи с обнаружением эксплуатационной неисправности колесных пар "выщербина обода колеса", что подтверждается актом браковки от 23.01.2017 г., составленным ОАО "РЖД".
По результатам обнаружения неисправности и составленным актом браковки
вагона N 53862587, был произведен отцепочный ремонт в ВЧДЭ-3 Курган Южно-Уральской ж.д. ОАО "РЖД" на основании договора NТОР-ЦДИЦВ/50 от 05.02.2015, что подтверждается актом выполненных работ N 3,31 от 23.01.2017 г. и расчетно-дефектной ведомостью от 23.01.2017. АО "СГ-транс" произвело оплату выполненных ремонтных работ ОАО "РЖД" платёжным поручением N 2549 от 27.12.2016.
В результате отцепки вагона N 53862587 в ремонт АО "СГ-транс" понесло убытки в сумме 48 129,18 руб. без учета НДС 18 %.
В период с января 2017 года по февраль 2017 года ОАО "РЖД" приняло к перевозке грузовой вагон N 57453490, принадлежащий АО "СГ-транс", по накладной N ЭЭ238097 со станции отправления Шумиха Южно-Уральской Ж.Д. ОАО "РЖД" до станции назначения Загородняя Куйбышевской Ж.Д. ОАО "РЖД", что подтверждает его полную исправность.
Однако по прибытии на станцию Курган Южно-Уральской Ж.Д. ОАО "РЖД" вагон N 57453490 был отцеплен ВЧДЭ-3 Курган Южно-Уральской Ж.Д. ОАО "РЖД" в связи с обнаружением эксплуатационной неисправности колесных пар "выщербина обода колеса".
По результатам обнаружения неисправности и составленным актом браковки вагона N 57453490, был произведен отцепочный ремонт в ВЧДЭ-3 Курган Южно-Уральской ж.д. ОАО "РЖД" на основании договора NТОР-ЦДИЦВ/50 от 05.02.2015, что подтверждается актом выполненных работ N 3,7 от 11.01.2017 и расчетно- дефектной ведомостью от 11.01.2017 АО "СГ-транс" произвело оплату выполненных ремонтных работ ОАО "РЖД" платёжным поручением N 2549 от 27.12.2016.
В результате отцепки вагона N 57453490 в ремонт АО "СГ-транс" понесло убытки в сумме 56 624,18 руб. без учета НДС 18 %.
В период с января 2017 года по февраль 2017 года ОАО "РЖД" приняло к перевозке грузовой вагон N 55076160, принадлежащий АО "СГ-транс", по накладной N ЭЭ062867 со станции отправления Новотроицк Южно-Уральской Ж.Д. ОАО "РЖД" до станции назначения Новотроицк Южно-Уральской Ж.Д. ОАО "РЖД", что подтверждает его полную исправность.
Однако по прибытии на станцию Новотроицк Южно-Уральской Ж.Д. ОАО "РЖД" вагон N 55076160 был отцеплен ВЧДЭ-2 Оренбург Южно-Уральской Ж.Д. ОАО "РЖД" в связи с обнаружением эксплуатационной неисправности колесных пар "выщербина обода колеса", что подтверждается актом браковки от 01.02.2017, составленным ОАО "РЖД".
По результатам обнаружения неисправности и составленным актом браковки вагона N 55076160, был произведен отцепочный ремонт в ВЧДЭ-2 Оренбург Южно-Уральской ж.д. ОАО "РЖД" на основании договора NТОР-ЦДИЦВ/50 от 05.02.2015, что подтверждается актом выполненных работ N 4105160 от 01.02.2017 г. и расчетно- дефектной ведомостью от 01.02.2017 АО "СГ-транс" произвело оплату выполненных ремонтных работ ОАО "РЖД" платёжным поручением N 149 от 01.02.2017.
В результате отцепки вагона N 55076160 в ремонт АО "СГ-транс" понесло убытки в сумме 58 258,87 руб. без учета НДС 18 %.
В период с января года 2017 по февраль 2017 года ОАО "РЖД" приняло к перевозке грузовой вагон N 57995904, принадлежащий АО "СГ-транс", по накладной N ЭЭ592688 со станции отправления Чиньяворык Северной Ж.Д. ОАО "РЖД" до станции назначения Загородняя Куйбышевской Ж.Д. ОАО "РЖД", что подтверждает его полную исправность.
Однако по прибытии на станцию Бердяуш Южно-Уральской Ж.Д. ОАО "РЖД" вагон N 57995904 был отцеплен ВЧДЭ-1 Челябинск Южно-Уральской Ж.Д. ОАО "РЖД" в связи с обнаружением эксплуатационной неисправностей колесных пар "выщербина обода колеса", что подтверждается актом браковки от 06.02.2017, составленным ОАО "РЖД".
По результатам обнаружения неисправности и составленным актом браковки вагона N 57995904, был произведен отцепочный ремонт в ВЧДЭ-1 Челябинск Южно-Уральской ж.д. ОАО "РЖД" на основании договора NТОР-ЦДИЦВ/50 от 05.02.2015, что подтверждается актом выполненных работ N 1-5904 от 07.02.2017 г. и расчетно- дефектной ведомостью от 07.02.2017 АО "СГ-транс" произвело оплату выполненных ремонтных работ ОАО "РЖД" платёжным поручением N 149 от 01.02.2017.
В результате отцепки вагона N 57995904 в ремонт АО "СГ-транс" понесло убытки в сумме 151 126,39 руб. без учета НДС 18 %.
В период с марта 2017 по апрель 2017 ОАО "РЖД" приняло к перевозке грузовой вагон N 52292398, принадлежащий АО "СГ-Транс", по накладной N ЭБ730101 со станции отправления Смычка Свердловской Ж.Д. ОАО "РЖД" до станции назначения Смычка Свердловской Ж.Д. ОАО "РЖД", что подтверждает его полную исправность.
Однако по прибытии на станцию Смычка Свердловской Ж.Д. ОАО "РЖД" вагон N 52292398 был отцеплен ВЧДЭ-11 Смычка Свердловской Ж.Д. ОАО "РЖД" в связи с обнаружением эксплуатационной неисправностей колесных пар "выщербина обода колеса" и "неисправность поглощающего аппарата, что подтверждается актом браковки от 23.03.2017, составленным ОАО "РЖД".
По результатам обнаружения неисправности и составленным актом браковки вагона N 52292398, был произведен отцепочный ремонт ВЧДЭ-11 Смычка Свердловской ж.д. ОАО "РЖД" на основании договора NТОР-ЦДИЦВ/50 от 05.02.2015, что подтверждается актом выполненных работ N 4157-419 от 23.03.2017 и расчетно-дефектной ведомостью от 23.03.2017 АО "СГ-транс" произвело оплату выполненных ремонтных работ ОАО "РЖД" платёжным поручением N 315 от 28.02.2017.
В результате отцепки вагона N 52292398 в ремонт АО "СГ-транс" понесло убытки в сумме 59 669 руб. без учета НДС 18 %.
В соответствии со ст. 20 ФЗ Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, то есть ОАО "РЖД".
Согласно п. 2.5.2. Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов) ЦВ-ЦЛ-408, утвержденной 22.05.2009 на 50-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ (введена в действие приказом Минтранса РФ N 176 от 08.10.2009 "О принятии к руководству и исполнению итогов пятидесятого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств -участников Содружества"), все вагоны перед подачей под погрузку должны предъявляться работниками железнодорожной станции к техническому обслуживанию. Вагоны, требующие ремонта с отцепкой от состава, после разметки осмотрщиками и выдачи на них уведомления формы ВУ-23-М (ВУ-23) средствами станции подаются на специализированные пути, оснащенные необходимыми технологическими устройствами. Определение технического состояния и пригодности ходовых частей, колесных пар буксового узла, рамы вагона, тормозного оборудования, автосцепного устройства грузовых вагонов производится работниками железнодорожной станции.
Классификатор ИТМ1-В Министерства путей сообщения, введенный в действие с 01.01.1979, в силу Закона N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" является действующим и не отмененным Минтрансом, среди неисправностей колесных пар выделяет износы, дефекты поверхности катания, трещины и изломы.
Приказом Минтранса РФ от 21.02.2010 N 286 утверждены Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Пунктом 15 Приложения N 5 к указанным Правилам "Правила эксплуатации подвижного состава" предусмотрено, что автоматические и электропневматические тормоза железнодорожного подвижного состава должны содержаться в соответствии с нормами и правилами и обладать управляемостью и надежностью действия в различных условиях эксплуатации, обеспечивать плавность торможения, а автоматические тормоза также остановку поезда при разъединении или разрыве тормозной магистрали и при открытии стоп- крана (крана экстренного торможения). На сети железных дорог Российской Федерации действуют Правила технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава, утвержденные Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (приложение N 18 к протоколу от 07.05.2014 N 60).
Указанными Правилами, на перевозчика возложена обязанность по такой эксплуатации подвижного состава, которая исключала бы скольжение заклиненных колесных пар по рельсам, а следовательно, и торможение, приводящее к возникновению ползунов на поверхности катания колес, а в последствии и выщербин по ползунам (Раздел IX, п. 151, п. 156, п. 157, п. 177, п. 178). При этом п. 4 Раздела I установлено, что контроль соблюдения требований настоящих Правил возлагается на руководителей подразделений владельца инфраструктуры, обеспечивающих эксплуатацию железнодорожного подвижного состава, а также работников и руководителей подразделений владельца инфраструктуры, отвечающих за безопасность движения поездов.
Аналогичные требования содержатся и в Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог от 16.05.1994 N ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277, утвержденной МПС РФ (п.п. 10.1.1., 10.1.10, Раздел 2 Инструкции). Кроме того, как установлено п. 7.5. Распоряжения ОАО "РЖД" от 13.07.2007 N 1305р. в случаях наличия на поверхности катания колес следов схода с рельс железнодорожного подвижного состава, а также отколов обода, выщербин, неравномерного проката, ползунов или наваров выше допустимых в эксплуатации размеров (со стороны аварийного буксового узла) событие относить за эксплуатационными вагонными депо, производившими последнее техническое обслуживание поезда.
В соответствии с "Классификатором неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007 утвержденного ОАО "РЖД" 07.12.2007 г. "выщербины" - это выкрашивание участков поверхности катания, образующихся в результате закалки металла при скольжении заклиненных колесных пар по рельсам, и являются как следствие "ползунов" и "наваров".
Статья 105 Устава железнодорожного транспорта РФ (Федеральный закон N 18- ФЗ от 10.03.2003) устанавливает, что при повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, перевозчик возмещает убытки, понесенные владельцами вагонов, контейнеров вследствие их повреждения или утраты.
Общая стоимость убытков, предъявленная ОАО "РЖД", равная сумме оплаты за текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов без учета НДС 18% составляет 423 886,40 руб.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками, в частности, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Согласно ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
Указанное требование закона корреспондирует обязанность должника возместить убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности. Поэтому ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом.
Исходя из вышеуказанных обстоятельств, руководствуясь статьями 15, 393, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 105 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы ответчика подлежат отклонению по нижеследующим основаниям.
Ответчик в своей апелляционной жалобе оспаривает возможность применения Классификатора 1.20.001-2007.
Применение данного классификатора не относится к компетенции истца, в сферу деятельности которого не входит проведение плановых и текущих ремонтов вагонов. Однако при проведении текущего ремонта вагонов Классификатор должен был быть применен ОАО "РЖД", на что указывает пункт 1 Классификатора.
Согласно данному пункту, классификатор неисправностей вагонных колесных пар и их элементов предназначен для работников вагонного и пассажирского хозяйств, ремонтных и эксплуатационных предприятий - филиалов ОАО "РЖД" и распространяется на колесные пары типа РУ1-957 и РУ1Ш-957 пассажирских и грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм.
Вопреки доводам ответчика, ссылка на Классификатор КЖА 2005 04 не является основанием для вывода о том, что стороны договорились о его безусловном применении для всех случаев отцепок вагона, что исключало бы возможность использования иных классификаторов.
Довод ответчика о том, что факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств, а также наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникновением убытков, не доказан истцом, подлежит отклонению в виду наличия установленного факта, что причинами возникновения выщербин (код 107) являются виновные действия - ОАО "РЖД".
Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной судом при рассмотрении дела судебной ошибки.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 июня 2018 года по делу N А40-74249/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, установленным в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.