г. Пермь |
|
09 октября 2018 г. |
Дело N А60-28709/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.
судей Варакса Н.В., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.
при участии:
от заявителя Прокуратуры города Красноуральска Свердловской области - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Главное управляющее предприятие "Газовые сети" (ИНН 6671064388, ОГРН 1169658146866) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Главное управляющее предприятие "Газовые сети"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 25 июля 2018 года
по делу N А60-28709/2018,
принятое судьей Хачевым И.В.,
по заявлению Прокуратуры г. Красноуральска Свердловской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управляющее предприятие "Газовые сети"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Прокуратура города Красноуральска Свердловской области (далее - заявитель, прокурор) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Главное управляющее предприятие "Газовые сети" (далее - заинтересованное лицо, ООО ГУП "Газовые сети") к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25 июля 2018 года (резолютивная часть решения объявлена 18.07.2018) заявленные требования удовлетворены, ООО ГУП "Газовые сети" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заинтересованное лицо обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований о привлечении к административной ответственности отказать.
В апелляционной жалобе ее податель ссылается на истечение срока давности привлечения к административной ответственности. По мнению общества, срок привлечения к административной ответственности необходимо исчислять с 14.02.2018 (день обнаружения правонарушения лицом, уполномоченным на составление протокола) и на момент вынесения судом решения срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Заявителем письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, ООО ГУП "Газовые сети" на основании договора аренды от 10.07.2017 эксплуатирует опасные производственные объекты III класса опасности - систему теплоснабжения городского округа Красноуральск и зарегистрированные в государственном реестре опасные производственные объекты (свидетельство о регистрации серии А54-07221-0001 от 13.03.2018). Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО ГУП "Газовые сети" является передача пара и горячей воды (тепловой энергии).
Прокуратурой города Красноуральска проведена проверка исполнения ООО ГУП "Газовые сети" законодательства в жилищно-коммунальной сфере при эксплуатации котельных городского округа Красноуральск.
В ходе проверки установлено, что в соответствии с постановлениями Администрации городского округа Красноуральск от 30.08.2012 N 1141, от 14.09.2012 N 1191, от 14.03.2013 N 387, от 01.08.2014 N 1263, городские сети теплоснабжения, являющиеся муниципальной собственностью городского округа Красноуральск, переданы Администрацией городского округа на праве хозяйственного ведения МУП "Красноуральская ТеплоСетевая компания".
10.07.2017 между МУП "Красноуральская ТеплоСетевая компания" (Арендодатель) и ООО "ГУП "Газовые сети" (Арендатор) заключен договор аренды имущественного комплекса теплоснабжения (котельные и тепловые сети, в том числе котельные: "Блочно-модульная котельная п. Пригородный", "Котельная центральная", "Котельная Красногвардейская", "Котельная Микрорайон", "Котельная 57 квартала", "Котельная больничного городка", "Котельная пристрой", "Котельная пос. Октябрьский ул. Леваневского, 13", "Котельная оздоровительный лагерь "Березка" п. Дачный", "Котельная пос. Дачный ул. Советская").
16.11.2017 между ООО "ГУП "Газовые сети" (Заказчик) и МУП "Красноуральская ТеплоСетевая компания" (Исполнитель) заключен договор N 13 на оказание услуг по эксплуатации объектов теплоснабжения.
При этом, теплоснабжение населения городского округа Красноуральск осуществляется ООО ГУП "Газовые сети" посредством эксплуатации котельных, отнесенных к опасным производственным объектам III класса опасности, в отсутствие лицензии на осуществление данного вида деятельности.
По данному факту заместителем прокурора города Красноуральска 23.04.2018 в отношении ООО "ГУП "Газовые сети" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ материалы административного дела и соответствующее заявление направлены прокурором в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении ООО "ГУП "Газовые сети" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения и привлек заинтересованное лицо к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
На основании ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В силу п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяется Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 N 492.
В силу пункта 2 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492, лицензируемый вид деятельности включает в себя выполнение работ на объектах по перечню согласно приложению. К данному перечню относятся: использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля; пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения; при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены в Федеральном законе N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному Закону.
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения данного Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании подпункта 1 пункта 5 Приложения N 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, устанавливаются следующие классы опасности: III класс опасности - для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством РФ в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более.
Факт осуществления ООО "ГУП "Газовые сети" деятельности по эксплуатации имущественного комплекса теплоснабжения (котельные и тепловые сети), отнесенного к опасным производственным объектам III класса опасности, без лицензии подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств наличия обстоятельств, препятствующих обществу исполнению обязанности по получению лицензии в соответствии с установленным законом порядком, в материалы дела не представлено.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции считает доказанной вину ООО "ГУП "Газовые сети" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, и признает обоснованными выводы суда первой инстанции о наличии состава вмененного административного правонарушения в действиях общества.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены.
В ч. 1, ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области промышленной безопасности составляет один год. Данный срок необходимо применять к правонарушениям в области лицензирования на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности.
Суд апелляционной инстанции принимает доводы апеллянта, что 14.02.2018 прокурору уже было известно, что в действиях общества усматривается состав вменяемого административного правонарушения (дата обращения в суд с заявлением об обязании получить лицензию), а иного из материалов дела не следует, следовательно, в рассматриваемом случае срок привлечения к административной ответственности необходимо исчислять с 14.02.2018; поскольку срок давности составляет один год, следовательно, решение суда первой инстанции о привлечении ООО "ГУП "Газовые сети" к административной ответственности от 25.07.2018 (резолютивная часть объявлена 18.07.2018) принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
Оснований для освобождения ответчика от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ суд первой инстанции не установил.
Назначенное судом административное наказание в виде предупреждения отвечает положениям статей 3.4, 4.1, 4.1.1 КоАП РФ и соответствует принципам законности, справедливости и целесообразности юридической ответственности.
При этом суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы, что обществом последовательно предпринимались меры к получению лицензии, соблюдались установленные требования для ее получения.
Исходя из обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции не усматривает вынужденный характер (крайнюю необходимость) эксплуатации опасных производственных объектов без получения лицензии. Имущественный комплекс, являющийся муниципальным имуществом, был передан в аренду 10.07.2017, статус единой теплоснабжающей организации получен 13.11.2017, 16.11.2017 заключен договор с арендодателем же на обеспечение последним комплекса (услуг), необходимых для содержания и эксплуатации теплосетевого имущества и котельных. Следовательно, общество изначально намерено было выступить единой теплоснабжающей организацией, соответственно обязано было знать о лицензионных требованиях к эксплуатации опасных производственных объектов и предпринять исчерпывающие меры к ее получению.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Ошибочно уплаченная госпошлина в размере 3 000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета (ст. 104 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 июля 2018 года по делу N А60-28709/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управляющее предприятие "Газовые сети" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Главное управляющее предприятие "Газовые сети" (ИНН 6671064388, ОГРН 1169658146866) из федерального бюджета государственную пошлину, ошибочно уплаченную при подаче апелляционной жалобы, по платежному поручению N 701 от 06.08.2018 в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Ю. Щеклеина |
Судьи |
Н. В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-28709/2018
Истец: Прокуратура г.Красноуральска
Ответчик: ООО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЯЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ГАЗОВЫЕ СЕТИ"