г. Вологда |
|
06 сентября 2018 г. |
Дело N А66-177/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 сентября 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Символ" на решение Арбитражного суда Тверской области от 25 апреля 2018 года по делу N А66-177/2018 (судья Бачкина Е.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Символ" (ОГРН 1156952024349, ИНН 6949107358; место нахождения: 171270, Тверская область, Конаковский район, поселок городского типа Новозавидовский, улица Советская, дом 8; далее - общество, ООО "Символ") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890; место нахождения: 170026, Тверская область, город Тверь, Комсомольский проспект, дом 4/4; далее - ГЖИ, инспекция) о признании недействительным приказа от 14.12.2017 N 3818-ОД "О внесении изменений в реестр лицензий Тверской области".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Партнер" (ОГРН 1086952004985, ИНН 6952016044; место нахождения: 170039, город Тверь, улица Хромова, 23, 1, 11; далее - ООО "Партнер"), муниципальное унитарное предприятие "Коммунальные системы Новозавидовский" муниципального образования Городское поселение поселок Новозавидовский (ОГРН 1106911001075, ИНН 6911033298; место нахождения: 171270, Тверская область, Конаковский район, поселок городского типа Новозавидовский, улица Ленинская, дом 10 а; далее - предприятие, МУП "Коммунальные системы Новозавидовский").
Решением Арбитражного суда Тверской области от 25 апреля 2018 года по делу N А66-177/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Символ" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на незаконность включения ООО "Партнер" в реестр лицензий на основании представленных им документов, поскольку судом не учтено, что ООО "Символ" выбрано в качестве управляющей компании дома по адресу: п. Новозавидский, ул. Советская, д. 8; идентифицировать выбор в качестве управляющей компании ООО "Партнер" с ИНН 6952016044 невозможно.
Инспекция, третьи лица отзывы на апелляционную жалобы не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором управления многоквартирным домом от 01.08.2017 N 01/СВ, заключенным на основании решения, изложенного в протоколе от 16.07.2017 N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Тверская обл., Конаковский р-н, пгт Новозавидовский, ул. Советская, д. 8, ООО "Символ" является управляющей компанией указанного многоквартирного дома.
На основании заявления, поданного ООО "Партнер", по итогам его рассмотрения инспекцией вынесен приказ от 14.12.2017 N 3818-ОД "О внесении изменений в реестр лицензий Тверской области", согласно которому внесены изменения в реестр лицензий в отношении лицензиата - МУП "Коммунальные системы Новозавидовский" путем исключения из реестра сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: Тверская обл., Конаковский р-н, пгт. Новозавидовский, ул. Советская, д. 8; а также внесены изменения в отношении лицензиата - ООО "Партнер" путем внесения в реестр сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: Тверская обл., Конаковский р-н, пгт. Новозавидовский, ул. Советская, д. 8.
Заявитель, полагая изданный инспекцией приказ нарушающим права и законные интересы общества, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Ведение сводного федерального реестра лицензий осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 198 настоящего Кодекса в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В силу части 3 статьи 198 этого же Кодекса орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
Согласно пункту 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения:
а) адрес многоквартирного дома;
б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом;
в) копию договора управления многоквартирным домом;
г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В пункте 3 Порядка N 938/пр установлен перечень документов, представляемых с заявлением о внесении изменений в реестр, а именно:
а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса;
в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).
Пунктом 5 Порядка N 938/пр предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении;
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ.
Согласно пункту 6 данного Порядка по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 указанного Порядка.
Пунктом 7 Порядка N 938/пр определено, что по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка (пункт 8 названного Порядка).
Из документов, представленных в материалы дела, следует, что в адрес инспекции поступило заявление ООО "Партнер" от 23.11.2017 (вх. N 17109) с целью внесения изменений в реестр лицензий Тверской области, включения сведений о многоквартирном доме N 8 по улице Советской пгт. Новозавидовский Конаковского района Тверской области (том 1, лист 63, 65).
К указанному заявлению прилагались документы, в том числе копии протокола от 09.11.2017 N 2/17 общего (внеочередного) собрания собственников помещений (том 1, листы 71-74), договора управления многоквартирным домом от 10.11.2017 N С8 (том 1, листы 66-70), а также опись представляемых документов (том 1, лист 64).
В представленной к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий описи указаны переданные документы: уведомление о проведении общего собрания, копия листов вручения уведомлений, копия листа регистрации при голосовании в очной форме, лист голосования в очной форме, копии бюллетеней голосования в заочной форме, лист подсчета голосов.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 10 Порядка N 938/пр основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются выявленные по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, недостоверность сведений, а также наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления.
Подпунктом "а" пункта 15 Порядка N 938/пр установлено, что при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в подпункте "а" пункта 10 данного Порядка, орган государственного жилищного надзора, в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов (управляющих организаций).
На момент рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Тверской области ответчиком выявлено противоречие сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре, поскольку указанный в заявлении многоквартирный дом согласно реестру лицензий Тверской области находился в управлении предприятия.
В связи с этим приказом инспекции от 27.11.2017 N 3564-ОД рассмотрение заявления ООО "Партнер" о внесении изменений в реестр лицензий Тверской области приостановлено.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 25.12.2015 N 937/пр утверждены требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ.
Согласно части 3 статьи 45 указанного Кодекса общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 3 статьи 46 данного Кодекса установлено, что решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, указанным в статье 45 настоящего Кодекса иным лицом, по инициативе которых было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.
Частью 5 статьи 46 ЖК РФ определено, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
По смыслу статьи 161.1 указанного Кодекса совет многоквартирного дома и председатель совета многоквартирного дома избираются из числа собственников помещений такого многоквартирного дома.
Согласно части 3 статьи 47 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть проведено посредством очно-заочного голосования, предусматривающего возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Судом установлено, что инспекцией проведена проверка правомерности принятых решений общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, оформленных протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 09.11.2017 N 2/17.
По итогам проведенной проверки установлено, что решения собственников помещений рассматриваемого многоквартирного дома приняты в соответствии с порядком организации и проведения такого собрания, определенным статьями 45 - 48 ЖК РФ, о чем составлен акт проверки от 13.12.2017 N 17109(2)-2017 (том 1, листы 55-58).
ООО "Символ" сослалось на то, что оно осуществляет управление спорным домом, в подтверждение указанного обстоятельства заявитель представил договор управления многоквартирным домом от 01.08.2017 N 01/СВ, заключенный на основании решения, изложенного в протоколе от 16.07.2017 N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Тверская обл., Конаковский р-н, пгт. Новозавидовский, ул. Советская, д. 8 (том 1, листы 8-11).
Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Частью 3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
В данном случае ООО "Символ" ссылается на выбор заявителя в качестве управляющей компании и осуществление управления с 01.08.2017.
Суд первой инстанции установил, что на момент рассмотрения инспекцией заявления ООО "Партнер" многоквартирный дом N 8 в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "Символ", не включен.
При рассмотрении заявления ООО "Партнер" инспекцией проверен протокол от 09.11.2017 N 2/17 общего (внеочередного) собрания собственников помещений, которым в качестве управляющей компании выбрано ООО "Партнер". Данный протокол составлен и решение принято после даты протокола, представленного заявителем.
Следовательно, собственники многоквартирного дома приняли решение о заключении договора управления многоквартирным домом с ООО "Партнер" и реализовали свое решение в соответствии с положениями статьи 161 ЖК РФ.
Согласно части 6 статьи 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
Договор от 10.11.2017 N С8 и протокол от 09.11.2017 N 2/17 не оспорены, информация о расторжении договора в материалах дела отсутствует.
Правомочность общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 09.11.2017 подтверждена представленными в материалы дела документами, в том числе уведомлением о проведении общего собрания, листами вручения данного уведомления, листами регистрации участия, листами голосования, бюллетенями голосования. Инспекция в ходе проверки установила, что согласно протоколу в собрании приняли участие собственники помещения, обладающие 2 557,97 кв. м (73,57 %), фактически признаны допустимыми решения (бюллетени) в отношении 2 054,22 кв. м (59,1 %), собрание признано правомочным принимать решения по поставленным вопросам.
В силу части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив представленные доказательства в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что доводы, приведенные заявителем относительно нарушения инспекцией при принятии оспариваемого приказа требований положений жилищного законодательства, не нашли своего документального и нормативного подтверждения.
Как верно отразил суд первой инстанции, учитывая доказательства, представленные ответчиком в материалы дела, на момент принятия оспариваемого приказа инспекция располагала необходимым объемом сведений и материалов для принятия решения о внесении изменений в реестр лицензий Тверской области, а именно включении рассматриваемого дома в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "Партнер".
При этом общество не представило доказательств того, что оно обращалось в инспекцию с аналогичным заявлением. В адрес ГЖИ не передавались документы, подтверждающие выбор собственников в качестве управляющей организации многоквартирного дома N 8 ООО "Символ".
Кроме того, доказательств (счетов, договоров с ресурсоснабжающими организациями, актов приемки оказанных услуг и выполненных работ, платежных документов), определенно указывающих на наличие хозяйственных взаимоотношений между собственниками многоквартирного дома и заявителем, в материалы дела не представлено.
Доводы апеллянта о невозможности идентифицировать управляющую компанию - ООО "Партнер" коллегией судей не принимаются, поскольку реквизиты данной организации отражены в договоре управления, содержание которого утверждено на общем собрании собственников помещений дома.
При таких обстоятельствах оспариваемый приказ вынесен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Следовательно, оспариваемый приказ правомерно признан судом первой инстанции законным, а заявленные требования обоснованно отклонены.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования судом первой инстанции, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Согласно статье 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, ее размер устанавливаются в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
ООО "Символ" не представило доказательств уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит взысканию с общества в федеральный бюджет.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 25 апреля 2018 года по делу N А66-177/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Символ" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Символ" (ОГРН 1156952024349, ИНН 6949107358; место нахождения: 171270, Тверская область, Конаковский район, поселок городского типа Новозавидовский, улица Советская, дом 8) в доход федерального бюджета 1 500 руб. за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.