г. Москва |
|
05 сентября 2018 г. |
Дело N А40-245556/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Вигдорчика Д.Г.,
судей: |
Яковлевой Л.Г., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Мамедовым Э.М., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительного комплекса МО
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.06.2018 по делу N А40-245556/17, принятое судьей О.Ю. Немовой (17-72-1888)
по заявлению Министерства строительного комплекса МО
к Управлению Федерального казначейства по МО
третьи лица: 1) Министерство экономики и финансов Московской области, 2) Администрация городского округа Королев Московской области, 3) Министерство инвестиций и инноваций Московской области
о признании незаконным предписания от 12.09.2017 г. N 48-14-13/26-8719,
при участии:
от заявителя: |
Молчанова Л.Г. по доверенности от 20.11.2017; |
от заинтересованного лица: |
Клепиков С.К. по доверенности от 09.04.2018; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен, 2) не явился, извещен, 3) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительного комплекса Московской области, обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании Предписания Управления Федерального казначейства по Московской области от 12.09.2017 г. N 48-14-13/26-8719.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 21.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального, процессуального права, считает, что оснований для отказа в удовлетворении требований не имелось.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным.
Представитель заинтересованного лица поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представители третьих лиц, извещенные надлежащим образом, своевременно, в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268, 271 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлением Федерального казначейства по Московской области в отношении Министерства строительного комплекса Московской области проведена проверка соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета в рамках Соглашения от 15.07.2016 N 133-БИ-16, заключенного между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Московской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Московской области на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, (далее -Соглашение от 15.07.2016 N 133-БИ-16) в части достижения показателей результативности использования субсидии.
В ходе проверки Управлением выявлены нарушения, допущенные, Министерством в результате ненадлежащего исполнения бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, а также полномочий ответственного исполнителя, выразившиеся в: не обеспечении Министерством соблюдения Графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства, являющимся приложением Соглашению от 15.07.2016 N 133-БИ-16, в части выполнения строительно-монтажных работ в установленный срок (п.1 Предписания); не обеспечении Министерством достижения значения показателя результативности использования субсидии "обеспечение соблюдения установленного соглашением графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества и (или) графика по приобретению, установке и вводу в эксплуатацию оборудования и (или) программного обеспечения", предоставленной для создания и (или) развития инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, оказывающей имущественную поддержку, - бизнес-инкубаторов, в соответствии с подпрограммой III "Развитие малого и среднего предпринимательства в Московской области" государственной программы Московской области "Предпринимательство Подмосковья", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 N 662/37.
В соответствии с предписанием Управления от 12.09.2017 N 48-14-13/26-8719, вынесенного по итогам проверки, Министерству предписано в срок до 30.03.2018 обеспечить в соответствии с п. 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999, возврат из бюджета Московской области в федеральный бюджет средств в объеме 3 473 112,45 рублей (расчет: (35 600 000,0 (объем предоставленных средств) - 868 875,52 (возвращенный остаток субсидии)) х 10%).
Посчитав вынесенное предписание незаконным, Министерство обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Поддерживая вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, апелляционный суд руководствуется следующим.
Правительством Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 утверждена государственная программа "Экономическое развитие и инновационная экономика".
В силу пункта 4 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абзаца 2 пункта 3 Правил N 999, на основании п.38 раздела I Правил N 316, в рамках Соглашения от 15.07.2016 N 133-БИ-16 между Министерством экономического развития Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в 2016 году бюджету Московской области для создания и (или) развития инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, оказывающей поддержку, - бизнес-инкубаторов в (соответствии с подпрограммой III "Развитие малого и среднего предпринимательства в Московской области" государственной программы Московской области "Предпринимательство Подмосковья", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 N 662/373, предоставлена субсидия из федерального бюджета в сумме 35 600,00 тыс. руб. (Уведомление о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнованиях) без даты N 133 по КБК: 139-0412-15 2 01 51110-522).
Субсидия бюджету Московской области предоставлена для создания бизнес-инкубатора, находящегося в собственности городского округа Королев Московской области, сроки строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения), закупки материально-технических ресурсов - 2011-2017 гг., сметная стоимость - 154 227,89 тыс. руб. (абзац 3 пункта 1.1 Соглашения N 133-БИ-16).
Согласно Ведомственной структуре расходов бюджета Московской области на 2016 год (приложение N 11 к Закону N 213/2015-03), строке 11 подраздела 13.1, пункту 1.1.1 подраздела 13.5, абзацу 2 подраздела 13.6 раздела 13 Подпрограммой III, пункту 4 распоряжения Правительства Московской области от 13.07.2016 N 142-РП "О целесообразности заключения Соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" в рамках реализации мероприятия создание бизнес-инкубаторов Подпрограммы III главным распорядителем бюджетных средств и ответственным исполнителем является Минстрой Московской области.
Согласно абзацу 1 Соглашение N 2608/01 заключено между Минстроем Московской области и Администрацией городского округа Королев Московской области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законами Московской области от 22.10.2010 N 123/2010-03 "О межбюджетных отношениях в Московской области", от 03.12.2015 N 213/2015-03 "О бюджете Московской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов", постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 N 662/37 "Об утверждении государственной программы Московской области "Предпринимательство Подмосковья".
Предметом Соглашения N 2608/01 является предоставление субсидии из бюджета Московской области на капитальные вложения в объект: "Реконструкция объекта муниципальной собственности нежилого здания, расположенного по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Трудовая, д. I", в размере 44 500,0 тыс. руб., в том числе: из средств федерального бюджета - 35 600,0 тыс. руб., из средств бюджета Московской области - 8 900,0 тыс. руб. (пункт 1.1).
Проведенной проверкой соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" в Администрации (ИКМ: 2017-ПВ.021.1007-4800.057, Акт выездной проверки от 31.05.2017 без номера) установлено следующее.
Администрацией за счет предоставленной субсидии в 2016 году осуществлены капитальные вложения на создание Объекта в сумме 43 413 905,60 руб.
В 2016 году за счет субсидии, обеспеченной средствами федерального бюджета, оплачены денежные обязательства в сумме 34 731 124,48 руб., подтвержденные в рамках исполнения обязательств по муниципальному контракту от 28.11.2016 N 0148200005416000832.
В соответствии с Титульным списком переходящего объекта капитального строительства на 2016 и 2017 годы, подписанным руководителем Администрации, Сводным сметным расчетом стоимости реконструкции, утвержденным 09.07.2015, по состоянию на 01.01.2016 не выполнено строительно-монтажных работ по Объекту в сумме 83 308 681,68 рублей.
По состоянию на 31.05.2017 Администрацией не размещен заказ на выполнение строительно-монтажных работ по Объекту в сумме 26 203 281,72 рублей.
По состоянию на 31.05.2017 не выполнено строительно-монтажных работ на сумму 27 437 997,53 руб. (83 308 681,68 -55 870 684,15).
По состоянию на 31.05.2017 не выполнено строительно-монтажных работ на общую сумму 30 665 636,47 руб. (27 437 997,53 + 3 227 638,94), что составляет 25,1 процента от стоимости общего объема строительно-монтажных работ, предусмотренных проектной документацией, Сводным сметным расчетом стоимости реконструкции, утвержденным 09.07.2015, сметной документацией, Титульным списком переходящего объекта капитального строительства на 2016 и 2017 годы.
Графиком выполнения мероприятий в 2016 году предусмотрено выполнение полного комплекса строительно-монтажных работ в период с 12.10.2016 по 16.11.2016 (столбцы 52, 53), сметная стоимость которого, в соответствии с проектной документацией, Сводным сметным расчетом стоимости реконструкции, утвержденным 09.07.2015, сметной документацией, Титульным списком переходящего объекта капитального строительства на 2016 и 2017 годы составляет 122 165,4 тыс. рублей. Выполнение строительно-монтажных работ за пределами указанного периода Соглашением N 133-БИ-16 не предусмотрено.
Учитывая изложенное вследствие наличия по состоянию на 31.05.2017 невыполненных строительно-монтажных работ по реконструкции Объекта на общую сумму 30 665 636,47 руб., повлекших несоблюдение Графика выполнения мероприятий, уровень достижения значения показателя результативности использования субсидии, предоставленной на реализацию мероприятия создание бизнес-инкубаторов в рамках Подпрограммы III "Обеспечение соблюдения установленного соглашением графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества и (или) графика по приобретению, установке и вводу в эксплуатацию оборудования и (или) программного обеспечения" составил 74,9 процентных пункта (30 665 636,47/122 165 400,0x100-100).
Наличие невыполненных строительно-монтажных работ подтверждается Сводным сметным расчётом стоимости реконструкции объекта муниципальной собственности нежилого здания, расположенного по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Трудовая, дом N 1 (размещен в ЕИС в качестве подтверждения остатка выполняемых работ с извещением о проведении электронного аукциона от 18.10.2016 N 0148200005416000832), Актом выборочного контрольного обмера от 26.05.2017 N 1.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2.2.4 Соглашения N 133-БИ-16 уровень достижения указанного значения показателя результативности использования субсидии, предоставленной на реализацию мероприятия создание бизнес-инкубаторов в рамках Подпрограммы III - 100.
Ответственность за невыполнение обязательств, принятых субъектом Российской Федерации в рамках Соглашения N 133-БИ-16, регламентирована пунктами 32 - 35 раздела Правил N 316 (специализированные правила), пунктами 4.1,4.1.1 Соглашения N 133-БИ-16.
Установленная необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.
Данная мера обеспечивает восстановление прав и соблюдение законных интересов публично-правового образования, предоставившего бюджетные средства на определенных нормативными правовыми актами и (или) соглашениями (договорами) условиях.
Согласно абзацу 2 пункта 19 Правил N 999 (общие правила) в случае одновременного нарушения субъектом Российской Федерации обязательств по достижению значений показателей результативности использования субсидии и по соблюдению графика строительства, возврату подлежит объем средств, рассчитанный в соответствии с абзацем 1 пункта 19 Правил N 999.
В силу требований абзаца 1 пункта 19 Правил N 999 объем средств, подлежащий возврату в федеральный бюджет, определен как 10 процентов от разницы между предоставленным объемом средств и размером остатка субсидии и составил 3 473 112,45 рублей.
Правильность расчета Министерством не опровергнута, собственный расчет не представлен, у арбитражного суда отсутствуют основания подвергать сомнению размер приведенной суммы.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что орган бюджетного надзора доказал наличие в действиях Министерства нарушений бюджетного законодательства, что послужило основанием для выдачи оспариваемого предписания, которое по форме и содержанию соответствует действующему законодательству и не возлагает на заявителя дополнительных, незаконных обязанностей.
Указанные в предписании Казначейства нарушения связаны с использованием Министерством бюджетных средств, процедура проведения Казначейством проверки финансово-хозяйственной деятельности Министерства соблюдена.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, соответствует положениям действующего бюджетного и иного законодательства и не нарушает права и законные интересы Министерства, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд г.Москвы законно и обоснованно отказал Министерству в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба заявителя признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Девятый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда N А40-245556/117 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.06.2018 по делу N А40-245556/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Г. Вигдорчик |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.