г. Пермь |
|
05 сентября 2018 г. |
Дело N А50-4779/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 сентября 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Дюкина В.Ю., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поповой О.С.,
при участии:
от заявителя: Крапивина Н.С., паспорт, по доверенности от 29.12.2017;
от заинтересованного лица: Оплетина А.Б., удостоверение, по доверенности от 29.06.2018;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 04 июня 2018 года по делу N А50-4779/2018,
принятое судьей Гилязетдиновой А.Р.,
по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (ОГРН 1056604000970; ИНН 6671163413)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
о признании незаконным отказа,
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - ОАО "МРСК Урала", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - ТУ Росимущества в Пермском крае), изложенного в письме от 14.12.2017 N 03-19-10774, в выдаче решения о размещении в границах участка с кадастровым номером 59:01:5110004:10 объекта ВЛ 6 кВ ф. Ляды, входящего в состав ЭСК "Мостовая", ТП-3198, класс напряжения 6/0,4 кВ.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 04.06.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что положительное решение о размещении объектов может быть принято в том случае, если объект только предполагается к расположению, а не фактически существует на земельном участке. Возложение обязанности на Территориальное управление об устранении допущенных нарушений не может быть исполнено, ввиду отсутствия полномочий, предусмотренных Положением.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит электросетевой комплекс "Мостовая", назначение: нежилое, инв. N 2, расположенный по адресу: Пермский край, Пермский район, электросетевой комплекс "Мостовая", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.07.2008 серии 59 БА N 0954094.
30.11.2017 заявитель обратился в ТУ Росимуществав Пермском крае с заявлением от 21.11.2017 N ПЭ/ЦЭС/01-03/4726) о выдаче в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 22.07.2015 N 478-п решения о размещении объектов на земельном участке с кадастровым номером 59:01:5110004:10, площадью 153 кв.м, расположенном по адресу: г.Пермь, Свердловский район, ул. Железнодорожная/п. Н. Ляды, 18, участок N 2. В качестве цели использования земельного участка Обществом в заявлении указано "для эксплуатации ВЛ 6 кВ и ТП". Также Обществом в заявлении указан способ размещения объектов - наземный, наименование объекта - ВЛ 6 кВ ф. Ляды, входящего в состав ЭСК "Мостовая", ТП-3198, класс напряжения 6/0,4 кВ, срок использования земельного участка - 49 лет.
К указанному заявлению Обществом были приложены схема предполагаемых к использованию земель или части земельного участка, копия свидетельства о государственной регистрации права (ЭСК "Мостовая") от 24.07.2008 серии 59 БА N 0954094, копия технического паспорта на ЭСК "Мостовая" по состоянию на 29.02.2008, копия доверенности лица, подписавшего заявление.
Письмом от 14.12.2017 N 03-19-10744 (л.д. 13-14) заинтересованное лицо отказало в согласовании размещения объекта (ВЛ 6 кВ ф. Ляды, входящего в состав ЭСК "Мостовая", ТП-3198, класс напряжения 6/0,4 кВ) в связи с тем, что цель, указанная в заявлении противоречит смыслу постановления Правительства Пермского края от 22.07.2015 N 478-п, согласно которому заявления в уполномоченный орган о выдаче разрешения на размещение объекта подаются заинтересованными лицами, в том случае, когда этот объект только предполагается разместить на земельном участке, тогда как, согласно представленным Обществом документам, объект капитального строительства "электросетевой комплекс "Мостовая" уже построен. Кроме того, ТУ Росимущества в Пермском крае в своем письме указало, что в заявлении Общества не приведено обоснование площади испрашиваемого земельного участка, рассчитанное на основе Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередач и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486.
Не согласившись с указанным отказом заинтересованного лица, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для признания оспариваемого отказа незаконным.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В силу подп. 6 п. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. К таким объектам в силу п. 5 Перечня отнесены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 20 Закона Пермского края от 14.09.2011 N 805-ПК "О градостроительной деятельности в Пермском крае" выдача разрешений на строительство не требуется в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также в случае строительства, реконструкции в границах населенного пункта: сетей инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения, связи и др.), предназначенных для присоединения объекта (здания, строения, сооружения, реконструируемого объекта, объекта незавершенного строительства), до точки подключения к системам тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения, связи и др.
Кроме того, согласно п. 6 ч. 4 данной статьи выдача разрешений на строительство не требуется в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, также в случаях строительства, реконструкции в границах городского округа, муниципального района в соответствии с требованиями градостроительного плана земельного участка или проектом планировки территории и проектом межевания территории (применительно к линейным объектам), а в случае размещения объекта в порядке, предусмотренном ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии со схемой предполагаемых к использованию земель или части земельного участка, на которых планируется размещение объектов, линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного, предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования.
Материалами дела подтверждается принадлежность заявителю на праве собственности электросетевого комплекса "Мостовая", назначение: нежилое, инв. N 2, расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, электросетевой комплекс "Мостовая", в состав которого входит наземный участок, наименование объекта - ВЛ 6 кВ ф. Ляды, входящего в состав ЭСК "Мостовая", ТП-3198, класс напряжения 6/0,4 кВ. Указанный объект расположен в пределах земельного участка с кадастровым N 59:01:5110004:10, площадью 153 кв.м, данные о котором, включая кадастровый номер, площадь, адрес, были указаны в заявлении о выдаче решения о размещении объекта, схема предполагаемых к использованию земель или части земельного участка представлялась вместе с указанным заявлением в адрес заинтересованного лица. Согласно выписке из ЕГРН от 24.05.2018 земельный участок с кадастровым N 59:01:5110004:10 находится в публичной собственности, имеет вид разрешенного использования - для размещения объектов электроэнергетики.
Отказ в согласовании размещения объекта (ВЛ 6 кВ ф. Ляды, входящего в состав ЭСК "Мостовая", ТП-3198, класс напряжения 6/0,4 кВ) мотивирован заинтересованным лицом тем, что фактически объект размещен на земельном участке, обществом не приведено обоснование площади испрашиваемого земельного участка.
В силу положений ст. 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 39.34 ЗК РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244 утверждены Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 7 Правил N 1244 решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 25 дней со дня поступления заявления и в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов.
В пункте 9 N 1244 Правил указано, что решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если:
а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 настоящих Правил;
б) в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации;
в) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
В решении об отказе в выдаче разрешения должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 9 настоящих Правил. В случае если заявление подано с нарушением требований, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящих Правил, в решении об отказе в выдаче разрешения должно быть указано, в чем состоит такое нарушение (п. 10 Правил N 1244).
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 14 части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 1 июля 2009 г. N 463-ПК "О полномочиях органов государственной власти Пермского края в сфере земельных отношений" постановлением Правительства Пермского края от 22.07.2015 N 478-п утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Пермского края без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Пунктом п. 2 Положения установлено, что объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение испрашиваемыми землями или земельными участками, на которых планируется размещение объектов (далее - Уполномоченный орган).
Согласно п. 8 Положения уполномоченный орган в течение 10 календарных дней со дня поступления заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения, принимает решение о размещении объектов по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению либо об отказе в размещении объектов по основаниям, указанным в пункте 9 настоящего Положения.
В соответствии с п. 9 решение об отказе в размещении объектов принимается при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
9.1. заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3-5 настоящего Положения;
9.2. в заявлении указаны предполагаемые к размещению объекты, не предусмотренные перечнем;
9.3. в заявлении указана цель использования земель или земельного участка, не соответствующая назначению объектов;
9.4. размещение объектов приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
9.5. земельный участок, на использование которого испрашивается решение о размещении объектов, предоставлен физическому или юридическому лицу;
9.6. в случае наличия утвержденного проекта межевания территории или утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в границах которых предполагается размещение объектов инфраструктуры федерального, регионального или муниципального значения;
9.7. размещение объектов приведет к нарушениям режима использования земельного участка в соответствии с установленными зонами с особыми условиями использования территорий.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что приведенное заинтересованным лицом обоснование отказа в выдаче разрешения на размещение объекта по мотивам того, что объект заявителя уже построен, не соответствует приведенным выше нормативным актам. Касательно обоснования площади испрашиваемого земельного участка, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486, которым утверждены Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети (далее - Правила), суд первой инстанции указал на отсутствие в оспариваемом отказе обоснования несоответствия площади испрашиваемого земельного участка.
Установив указанные обстоятельства, свидетельствующие о наличии у заявителя права на обращение с заявлением о выдаче разрешения на размещение объекта в соответствии с нормами пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ, пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, согласно которым допускается возможность размещения на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, отсутствие у заинтересованного лица оснований для отказа в выдаче такого разрешения, суд первой инстанции правомерно указал, что оспариваемый отказ в выдаче разрешения на размещение объекта противоречит закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у заинтересованного лица полномочий для принятия оспариваемого отказа были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Оснований полагать выводы суда ошибочными не имеется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с п. 1 которого Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, а также функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
На основании п. 4 названного Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 N 30 разработан Регламент Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденный Приказом Росимущества от 11.08.2010 N 219 (далее - Регламент).
Пунктом 1.4 Регламента также предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации. В случае если у территориального органа недостаточно полномочий или информации для ответа на поставленные в обращении вопросы, руководитель территориального органа направляет его на рассмотрение в Росимущество.
В соответствии с Положением о территориальном управлении Росимущества в Пермском крае (приказ Росимущества от 29.09.2009 N 278 (в редакции приказа Росимущества от 02.06.2015 N 220) "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" оно предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью, равной либо меньше десяти гектаров, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование (п. 4.1.14).
Как верно указал суд первой инстанции, вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятие решения о размещении объекта на земельном участке, не должны препятствовать реализации права лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленном порядке и сроки.
Иные доводы апелляционной жалобы о возможности выдачи разрешения только в отношении объектов, предполагаемых к расположению, отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм права, учитывая дату регистрации права собственности заявителя на объект (2008 год) и вступления в силу положений главы V.6 Земельного кодекса РФ принятием Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ с 1 марта 2015 года.
При названных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения судебного акта суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 04 июня 2018 года по делу N А50-4779/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.