Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 декабря 2018 г. N Ф03-5373/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
06 сентября 2018 г. |
А73-6803/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей Брагиной Т.Г., Тихоненко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.,
при участии в заседании:
от Министерства обороны Российской Федерации: Хилинского В.Д., представителя по доверенности от 21.12.2016 N 212/1/289;
от Федерального государственного казённого учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ: Заверяева А.Н., представителя по доверенности от 17.05.2018 N 55;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 22 июня 2018 г.
по делу N А73-6803/2018
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Медведевой О.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ремстрой-Хабаровск" (ОГРН 1072723009391, ИНН 2723098993, г. Хабаровск, ул. Автобусная,2)
к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, г. Москва, ул. Знаменка, д.19)
о взыскании 1 010 271,71 руб.,
третье лицо: федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ремстрой-Хабаровск" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности по оплате за содержание и ремонт помещений в размере 1 010 271,71 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "ДТУИО").
Решением суда от 22 июня 2018 г. иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Минобороны России просит принятый судебный акт отменить, в иске отказать.
В обоснование жалобы указывает на то, что удовлетворение настоящего иска может привести к двойному взысканию суммы задолженности с ФГКУ "ДТУИО" и с Минобороны России. Ссылается на не направление истцом в адрес заявителя жалобы платежных документов, а также на то, что истцом не представлены доказательства о невозможности исполнения решения суда основным должником.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель Минобороны России поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ФГКУ "ДТУИО" поддержал позицию Минобороны России. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
ООО "Ремстрой-Хабаровск" извещалось о времени и месте проведения судебного заседания, представитель в суд апелляционной инстанции не прибыл.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, приведенных в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя истца.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Хабаровского края от 04.07.2017 по делу N А73-3813/2017 с ФГКУ "ДТУИО" в пользу ООО "Ремстрой-Хабаровск" взыскано 1 010 271,71 руб. долга по оплате за содержание и ремонт нежилых помещений в многоквартирных домах г. Хабаровска по ул. Автобусная д. 2, 8, 10, 2А, ул. Мате Залки д.41, 46, пер. Отрадный д.ЗА, ул. Ульяновская д. 166, ул. Магаданская д.33, 34А за период с 01.04.2015 по 31.12.2016, а также расходы по госпошлине 23 103 руб. В части взыскания вышеуказанного долга, при недостаточности средств субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации исковое требование оставлено судом без рассмотрения в связи ч несоблюдением истцом претензионного порядка урегулирования спора.
25.09.2017 во исполнение решения суда от 04.07.2017 по делу N А73- 3813/2017 выдан исполнительный лист серии ФС N013348022, предъявленный взыскателем 10.11.2017 в Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю для исполнения.
Согласно отметке в исполнительном документе, платежным поручением N 509208 от 18.12.2017 исполнительный лист оплачен частично на сумму госпошлины 23 103 руб.
В соответствии с абзацем 3 пункта 7 статьи 245.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) УФК по Хабаровскому краю уведомлением от 13.02.2018 N УНЛ-17-5775 известило взыскателя о неисполнении должником требований исполнительного документа.
Уведомлением от 28.05.2018 N УВЛ-18-4867 исполнительный лист серии ФС N013348022 возвращен УФК по Хабаровскому краю взыскателю на основании его заявления от 23.05.2018.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с иском о взыскании с ответчика в субсидиарном порядке сумм, установленных решением Арбитражного суда Хабаровского края от 04.07.2017 по делу N А73-3813/2017, ввиду недостаточности денежных средств у ФГКУ "ДТУИО".
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд правомерно руководствовался следующим.
Гражданские права и обязанности в силу пункта 1 статьи 8 ГК РФ возникают в том числе из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Согласно части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229- ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 названного Кодекса.
В соответствии с Положением "О Федеральном казначействе", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансовобюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".
На основании Положения "Об Управлении Федерального казначейства по Хабаровскому краю", утвержденного Приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 N 316, УФК по Хабаровскому краю является территориальным органом Федерального казначейства, созданным в границах Хабаровского края, и находится в непосредственном подчинении Федерального казначейства.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 399 ГК РФ, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Согласно пункту 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" указано, что в целях приведения правового положения федеральных учреждений в соответствие с требованиями законодательных актов, измененных настоящим Федеральным законом, статей 30 и 33 настоящего Федерального закона и настоящей статьи: создать в соответствии с настоящим Федеральным законом федеральные казенные учреждения, изменив тип следующих федеральных государственных учреждений, действующих на день официального опубликования настоящего Федерального закона.
В подпункте "а" пункта 1 части 1 названной статьи в качестве таких учреждений указаны управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований. Таким образом, в силу вышеназванных норм были созданы федеральные казенные учреждения путем изменения типа государственных учреждений, к которым статьей 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ отнесены органы управления внутренними войсками, каковым является государственное учреждение Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Установлено, что ООО "Ремстрой-Хабаровск" предъявляло исполнительный лист серии ФС N 013348022 в УФК по Хабаровскому краю, которое в соответствии с абзацем 3 пункта 7 статьи 245.2 БК РФ известило взыскателя о неисполнении должником исполнительного документа в установленный законом срок три месяца.
Таким образом, после реализации мер, установленных БК РФ, для исполнения вступившего в законную силу судебного акта, и не выявления у должника ФГКУ "ДТУИО" денежных средств, достаточных для исполнения исполнительного листа, истец обратился с настоящим иском к лицу, несущему субсидиарную ответственность по обязательствам должника - Российской Федерации в лице Минобороны России.
В силу пункта 10 статьи 242.3 БК РФ в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств федерального бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Таким образом, исходя из положений вышеуказанной нормы права суд пришел к правильному выводу о том, что в случае неисполнения должником требований исполнительных листов, взыскатель вправе обратиться в суд с заявлением о привлечении главного распорядителя бюджетных средств к субсидиарной ответственности подведомственной получателю средств федерального бюджета для исполнения в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Так, согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, осуществляет функции главного распорядителя и получателя денежных средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
Имущество ФГКУ "ДТУИО" является федеральной собственностью, а Минобороны России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны.
При таких обстоятельствах, арбитражным судом первой инстанции правомерно удовлетворены исковые требования общества в заявленном размере.
При этом, доводы ответчика о возможном двойном взыскании суммы долга истцом в случае удовлетворения судом требований по настоящему иску, судом отклонены, поскольку носят предположительный характер, не основаны на нормах права.
Возражения заявителя жалобы относительно не направления истцом в их адрес платежных документов (счетов-фактур) на сумму долга рассмотрены судом при вынесении решения от 04.07.2017 по делу N А73-3813/2017.
С учетом вышеизложенного, решение суда является законным и обоснованным, обстоятельства дела выяснены судом полно, всесторонне и объективно, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22 июня 2018 г. по делу N А73-6803/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.