г. Челябинск |
|
05 сентября 2018 г. |
Дело N А76-9966/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Богдановской Г.Н., Пирской О.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Таранжиной А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района на решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.07.2018 по делу N А76-9966/2018 (судья Мрез И.В.).
В судебном заседании принял участие представитель
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - Шишкина И.В. (доверенность N 39 от 25.01.2018, паспорт).
Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - ответчик, Управление Росреестра) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права общей долевой собственности объекта недвижимости: 2-х комнатной квартиры, общей площадью 48,5 кв.м., КН \УН:74:09:1101037:94, расположенной по адресу: Челябинская область, г. Касли, ул.Декабристов,101, кв.3.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Ильчина Ольга Шафкатовна, Ильчина Анна Андреевна, Ильчин Илья Андреевич.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 02.07.2018 (резолютивная часть объявлена 25.06.2018) в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Комитет обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда от 02.07.2018, принять по делу новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы считает обжалуемый судебный акт незаконным и необоснованным в связи с тем, что при его вынесении судом первой инстанции не были всесторонне полно и объективно исследованы представленные истцом доводы, что привело к неправильному установлению фактических обстоятельств, имеющих значение для дела.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ("kad.arbitr.ru").Заявитель и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
С учётом мнения представителя заинтересованного лица и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Муниципальному образованию "Каслинский муниципальный район" на праве собственности принадлежит 2-комнатная квартира, общей площадью 48,5 кв.м. расположенная по адресу: Челябинская область, г. Касли, ул. Декабристов, д.101, кв.39, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 74 АА N 163935 от 15.06.2007.
Согласно выписке из муниципальной казны Каслинского муниципального района N 22 от 17.07.2017 объект муниципальной собственности - двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: г.Касли, ул.Декабрстов,101, кв.39, площадью 48,5 передан по договору социального найма специализированного жилого помещения.
Решением Собрания депутатов Каслинского муниципального района Челябинской области от 21.08.2014 N 420 утверждено Положение о муниципальном специализированном жилищном фонде Каслинского муниципального района.
30.12.2014 в указанное Положение о муниципальном специализированном жилищном фонде Каслинского муниципального района внесены дополнения, в соответствии с которыми предусматривается возможность для нанимателя по договору найма специализированного жилого помещения выкупа предоставленного помещения по истечении семи лет работы (службы), на основании положительной характеристики с места работы (службы) (пункт 45.1).
Постановлением Администрации Каслинского муниципального района Челябинской области от 14.09.2017 N 601 принято решение о снятии статуса специализированного жилого помещения, установленного для квартиры, расположенной по адресу: Челябинская область. г. Касли, ул. Декабристов, 101, кв.39.
Согласно пункту 2 указанного Постановления Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района надлежит:
1) внести соответствующие изменения в реестр муниципального имущества Каслинского муниципального района;
2) снять обременения в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в отношении имущества, указанного в пункте 1 настоящего постановления;
3) заключить договор купли продажи жилого помещения, указанного в пункте 1 настоящего постановления, по цене равной пяти процентам кадастровой стоимости выкупаемого жилого помещения.
03.11.2017 между Комитетом по управлению имуществом и земельными отношениям администрации Каслинского муниципального района (Продавец) и гр. Ильчиной Ольгой Шавкатовной, Ильчиной Анной Андреевной, Ильчиным Ильей Андреевичем (Покупатели) подписан договор купили-продажи квартиры.
В соответствии с указанным договором продавец продает, а Покупатели приобретают в общую долевую собственность в равных долях каждый по 1/3 доли на жилое помещение, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Касли, ул. Декабристов, 101, кв.39. Указанная квартира состоит из двух комнат, имеет общую площадь 48,5 кв.м. (пункты 1.1. 1.2 договора).
Цена договора составляет 50 820 рублей 92 копейки согласно расчету цены (приложение N 1 к договору) (пункт 2.1 договора).
10.11.2017 в Управление Росреестра по Челябинской области обратились Ильчина О.Ш., Ильчин И.А., Ильчина А.А. с заявлениями о государственной регистрации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: Челябинская область, Каслинский район, г. Касли, ул. Декабристов, д. 101, кв. 39.
15.11.2017 Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района представил заявление о государственной регистрации перехода права собственности в отношении указанного объекта недвижимого имущества.
В качестве основания для государственной регистрации права заявители представили договор купли-продажи квартиры от 03.11.2017, заключенный между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района (продавец) и Ильчиной О.Ш., Ильчиным И.А., Ильчиной А.А. (покупатели).
15.11.2017 при проведении правовой экспертизы представленных документов были выявлены замечания, препятствующие проведению государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем Администрация Каслинского муниципального района Челябинской области была уведомлена письмом 74/999/001/2017-49468 от 15.11.2017, государственная регистрация была приостановлена с 15.11.2017 до 14.02.2018 в связи с тем, что содержание документа, представленного для осуществления государственной регистрации прав, не соответствовало требованиям законодательства Российской Федерации.
Управление Росреестра по Челябинской области сообщением от 15.02.2018 N 74/999/001/2017-49468 на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" отказало Администрации Каслинского муниципального района Челябинской области в регистрации перехода права собственности на объект 2-х комнатная квартира, площадью 48,5 кв.м., расположенную по адресу: Челябинская область, Каслинский район, г. Касли, ул. Декабристов, д. 101, кв. 39, в связи с неустранением замечаний, препятствующих проведению государственной регистрации.
Заявитель, посчитав, что указанным отказом нарушены его законные права и интересы, обратился с настоящим заявлением в суд.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права заинтересованного лица, может быть признан судом недействительным.
Для признания недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого ненормативного акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае подлежат применению положения действующего до 01.01.2017 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) и действующего после 01.01.2017 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), поскольку приостановление государственной регистрации имело место до указанной даты, а отказ в государственной регистрации - после нее.
В соответствии со статьей 19 Закона N 122-ФЗ предусматривалось такое основание приостановления государственной регистрации по инициативе государственного регистратора, как сомнения государственного регистратора в наличии оснований для государственной регистрации прав, в частности, связанных как с формой и содержанием документов, так и с наличием противоречий в них, т.е. сомнений в возможном возникновении препятствий в государственной регистрации, по основаниям изложенным в пункте 1 статьи 20 Закона.
На основании пункта 1 части 4 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный регистратор принимает решение о государственной регистрации прав по результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов при отсутствии предусмотренных законом о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав.
Положениями части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В статье 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, в частности, согласно пункту 7 части 1 статьи 26 названного закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации.
Приватизация государственного и муниципального имущества урегулирована, в том числе, Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и законом РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда РФ".
Согласно ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ) приватизация государственного и муниципального имущества производится следующими способами:
- преобразование унитарного предприятия в акционерное общество;
- преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
- продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
- продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе;
- продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
- продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ;
- продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
- продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
- внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;
- продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления.
В силу п. 5 ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Таким образом, предусмотренный Положением о муниципальном специализированном жилищном фонде Каслинского муниципального района способ приватизации жилого помещения путем выкупа по льготной цене, не соответствует требованиям Закона о приватизации имущества, поскольку производится не посредством проведения аукциона либо конкурса.
Вместе с тем в силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ действие указанного Закона не распространяется на отношения, возникшие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда.
В свою очередь, Законом РФ от 04.07.1991 г. N 1541 -1 "О приватизации жилищного фонда РФ" предусмотрен порядок передачи жилых помещений, входящих в муниципальный жилищный фонд, в собственность иных лиц, путем бесплатной передачи (приватизации) жилых помещений в собственность граждан.
Как верно установлено судом первой инстанции, на момент заключения договора купли-продажи квартиры 03.11.2017 сведений о снятии с квартиры статуса специализированного жилого помещения в Управлении не имелось, тогда как в соответствии с п. 3 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма.
Установив, что предметом представленного на государственную регистрацию договора купли-продажи квартиры от 03.11.2017 является муниципальная квартира в жилом доме, которая предоставлена по договору найма специализированного жилого помещения, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого отказа незаконным, в силу несоответствия заключенной сторонами сделки требованиям Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда РФ" и п. 3 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и не опровергают его выводы, а выражают несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований налогового органа, изложенных в апелляционной жалобе, не имеется.
В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по апелляционным жалобам на определение арбитражных судов о принятии обеспечительных мер или об отказе в принятии обеспечительных мер государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.07.2018 по делу N А76-9966/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.П. Ермолаева |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.