город Воронеж |
|
5 сентября 2018 г. |
Дело N А48-8934/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 сентября 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Донцова П.В., Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Цурган Т.Д.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Глушкова Юрия Владимировича: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
от Министерства транспорта Архангельской области: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
от Государственного казенного учреждения Архангельской области "Дорожное агентство "Архангельскавтодор": представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Глушкова Юрия Владимировича на решение Арбитражного суда Орловской области от 16.05.2018 по делу N А48-8934/2017 (судья Подрига Н.В.), принятое по заявлению Министерства транспорта Архангельской области (ИНН: 2901229495, ОГРН: 1122901020527) к индивидуальному предпринимателю Глушкову Юрию Владимировичу (ОГРНИП 313574316500012) о взыскании ущерба, наносимого автомобильным дорогам общего пользования, в сумме 334 199,30 руб.,
третье лицо: Государственное казенное учреждение Архангельской области "Дорожное агентство "Архангельскавтодор" (ОГРН 1022900527902),
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта Архангельской области (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Глушкову Юрию Владимировичу (ИП Глушков Ю.В., ответчик) о взыскании ущерба, наносимого автомобильным дорогам общего пользования, в сумме 334 199,30 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГКУ Архангельской области Дорожное агентство "Архангельскавтодор".
Решением от 16.05.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ответчик, обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что истцом не представлены доказательства наступления ущерба действиями ответчика.
Истец возражал на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 06.05.2017, в период введения временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Архангельской области и Ненецкого автономного округа, автотранспортным средством VOLVO FH12, г/н Т862КО/57, принадлежащим ИП Глушкову Юрию Владимировичу (л.д. 8, 31, 53-54), осуществлен провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования в Архангельской области.
В результате взвешивания на весовом оборудовании, поверенном 14.03.2017 (л.д. 9- 16) было выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортных средств, установленных Постановлением Правительства Архангельской области N 106-пп от 09.03.2017 "О временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или муниципального значения Архангельской области и Ненецкого АО в 2017 году" (л.д. 27).
В соответствии с проведенными измерениями, нагрузка на оси составила:
- на первую ось - норма 3,5 т., фактическая масса - 5,58 т.;
- на вторую ось - норма 3,5 т., фактическая масса - 5,79 т.;
- на третью ось - норма 3,5 т., фактическая масса - 3,1 т. - превышения не зафиксировано;
- на четвертую ось - норма 3,5 т., фактическая масса - 5,45 т.;
- на пятую ось - норма 3,5 т., фактическая масса - 6,07 т.
По факту превышения осевых нагрузок на 297 км а/д Усть-Вага - Ядриха был составлен акт от 06.05.2017 (л.д. 4), подписанный инспектором ГИБДД, оператором ППВК и ответчиком. Маршрут движения транспортного средства отражен в акте как "гр. обл. Коми - М-8", длина участка составила 471 км; характеристика груза - делимый, вид груза - плуг, окучник (сборный груз).
Из объяснений водителя, указанных в акте, следует, что с составленным актом от 06.05.2017 он не согласен.
В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства сумма ущерба согласно расчету истца составила 334 199,30 руб.
06.05.2017 также были составлен протокол и вынесено постановление об административном правонарушении, которым ответчик был признан виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.12.21.1 КоАП РФ. Данное постановления обжаловано не было и вступило в законную силу.
20.06.2017 в адрес ответчика была направлена претензия с требованием об оплате 334 199,30 руб. в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Архангельской области.
Отсутствие оплаты послужило основанием обращения в суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заваленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта причинения действиями ответчика ущерба, наносимого автомобильным дорогам общего пользования.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Как следует из положений статьи 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктами 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 31 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, допускается при наличии специального разрешения.
Для получения специального разрешения, требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством
Выдача специального разрешения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог (пункт 3 части 6 статьи 31 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Порядок перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования, а также улицам городов и населенных пунктов регулируется Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом РФ 27.05.1996 (Зарегистрирована в Минюсте РФ 8 августа 1996 N 1146).
В силу п.п. 11, 13, 14 ст. 11 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, масса которых с грузом или без груза и (или) масса нагрузки в расчете на одну ось которых превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, и порядка определения размера такого вреда, а также установление порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, габариты которых с грузом или без него превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а также установление порядка временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств определены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом".
В силу частей 8 и 9 статьи 31 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены "Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов", которыми установлен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда.
Так, согласно пунктам 2, 3 и 5 вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств. Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от размера вреда, определенного для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Из анализа вышеизложенных правовых позиций следует, что превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства является основанием для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.
Действие настоящего Закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Действующим законодательством об автомобильных дорогах предусматривается возможность установления временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам.
В силу части 2 статьи 30 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 2.1 названной статьи Закона N 257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом (часть 4 статьи 30 Закона N 257-ФЗ).
Приказом Минтранса России N 211 от 12.08.2011 (начало действия документа - 06 января 2012 года) утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам (далее - Порядок осуществления временных ограничений).
Данный порядок определяет процедуру введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам (далее - временные ограничения или прекращение движения) (пункт 2).
В соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 09.03.2017 N 106-пп "О временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Архангельской области в 2017 году" было введено временное ограничение движения транспортных средств, осевые массы которых с грузом или без груза превышают 3,5 тонны на каждую ось, по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Архангельской области и Ненецкого автономного округа.
Из п. 1 постановления N 106-пп следует, что ограничения были установлены в период с 03 апреля по 17 мая (весенний период) - на территории Плесецкого, Каргопольского, Няндомского, Вельского, Шенкурского, Коношского, Котласского, Вилегодского, Ленского, Виноградовского, Верхнетоемского, Устьянского и Красноборского муниципальных районов Архангельской области.
Согласно п. 8 "Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Архангельской области и по автомобильным дорогам местного значения муниципальных образований Архангельской области", утвержденного постановлением Правительства Архангельской области 6 марта 2012 года N 78-пп (в редакции, действовавшей 9 марта 2017 года), информация о введении временного ограничения движения в период возникновения неблагоприятных природноклиматических условий подлежит размещению за 30 дней до начала временного ограничения движения в средствах массовой информации, а также в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" на сайте www.ador.ru.
Судом области установлено, что постановление N 106-пп в день его принятия размещено в сети "Интернет" на сайте www.ador.ru, а также 15.03.2017 на официальном Интернет-портале правовой информации: http://www.pravo.gov.ru.
Таким образом, истец предпринял необходимые меры для заблаговременного извещения о вводимых ограничениях.
Ответчик, основным видом деятельности, которого в соответствии со сведениями из ЕГРИП является "деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам (код 49.4), считается лицом, профессионально осуществляющим предпринимательскую деятельность в области перевозок. Учитывая ежегодное введение ограничений движения в весенний период, он должен был предпринять все необходимые меры по получению соответствующей информации об ограничениях движения при осуществлении перевозки на тяжеловесном транспорте.
Кроме того, из письма ГКУ АО "Дорожное агентство "Архангельскавтодор" от 12.09.2017 (л.д.58) следует, что в соответствии с государственными контрактами на содержание региональных дорог и в рамках исполнения постановления подрядными организациями Агентства "Архангельскавтодор" с 3 и 10 апреля 2017 на автомобильных дорогах регионального значения соответствующих районов Архангельской области были установлены временные дорожные знаки 3.12 "ограничение движения транспортных средств, осевые массы которых с грузом или без груза превышают 3,5 тонны на ось" на срок 17 мая и 24 мая 2017.
Кроме того, сведения об адресах установки временных знаков 3.12 на автодорогах маршрута представлены в приложениях к отзыву на иск третьего лица.
Маршрут движения транспортного средства в 471 км определен истцом исходя из того, что по товарной накладной от 04 мая 2017 прием груза был осуществлен Глушковым Ю.В. по адресу: Пермский край, Пермский район, Савнинское с/п, д.Хмели, ш. Космонавтов, д.320, сдача груза- г.Архангельск, пр. Ломоносова, 135, офис 710.
Из дополнительно представленных третьим лицом карт пройденного маршрута, применительно к районам, в которых были введены ограничения, следует, что общая протяженность пройдённого маршрута ТС ответчика составила 471,238 км. Маршрут движения проходил по муниципальным районам Архангельской области, на которых были введены ограничения: Вилегодский, Котласский, Красноборский, Виноградовский и Верхнетоемский.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств того, что ответчик проехал по дорогам Архангельской области меньшее количество километров в материалы дела не представлено.
Доказательств нахождения на территории Вологодской области в спорный период им также не представлено.
С учетом изложенного расчет истца ответчиком не опровергнут.
Довод ответчика о нарушениях при проведении взвешивания, также не находит своего подтверждения, конкретных возражений по процедуре ответчиком в акте не написано, а из показаний свидетеля Ушакова С.В. следует, что он не видел саму процедуру взвешивания.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства обжалования действий должностных лиц, осуществляющих контроль.
Перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам государственной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.1998 N 22-П).
Факт осуществления ответчиком перевозки тяжеловесного груза подтверждается актом от 01.04.2013 N 1, подписанный ответчиком без замечаний и возражений.
Расчет ущерба апелляционным судом проверен и признан полностью соответствующим Правилам возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о доказанности факта причинения ответчиком, ущерба автомобильным дорогам общего пользования и удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика 334 199,3 руб.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы и им уплачены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 16.05.2018 по делу N А48-8934/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
П.В.Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.