г. Москва |
|
04 сентября 2018 г. |
Дело N А40-76115/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Елоева А.М.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства
апелляционную жалобу МИНФИН РОССИИ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.06.2018 по делу N А40-76115/18 по иску АО "ФПК" (ОГРН 1097746772738) к Российской Федерации в лице МИНФИН РОССИИ (ОГРН 1037739085636) о взыскании убытков в размере 25 326 руб.,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
АО "ФПК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице МИНФИН РОССИИ о взыскании убытков в размере 25 326 руб.
Определением от 18.04.2018 исковое заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства.
Решением от 25.06.2018 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, истец ссылается на то, что в период с января 2017 г. по декабрь 2017 г. АО "ФПК" оказывало услуги по перевозке граждан, пользующихся правом льготного (бесплатного) проезда железнодорожным транспортом на основании Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, от 12.03.1993 года на общую сумму 25 326 руб., и наличие оснований для компенсации из федерального бюджета неполученной от потребителей платы в размере понесенных убытков на основании ст. ст. 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В подтверждение размера убытков истец ссылается на данные автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" (АСУ Экспресс), купоны кассира. При помощи данной системы производится оформление проездных документов (билетов), расчет стоимости проезда и продажа всеми билетными кассами, как на территории России, так и в ряде зарубежных стран.
Согласно учетным данным АСУ "Экспресс", сформированным по месту продажи льготных проездных документов (билетов), истцом при оказании услуг при перевозке железнодорожным транспортом граждан, в соответствии с Соглашением, были недополучены доходы по следующим субъектам продажи: Саратовская область, Астраханская область, Волгоградская область, в сумме 25 326 руб.
Истцом в адрес ответчика были направлены претензии с требованием о возмещении убытков, однако претензии оставлены ответчиком без удовлетворения.
В силу норм п. 5 ст. 790 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте", потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
С 01.01.2005 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", натуральные льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте маршрутами дальнего следования, предоставленные отдельным категориям российских граждан на основании Федерального закона "О ветеранах" были заменены денежными выплатами, в то же время, сохранен прежний порядок предоставления льгот инвалидам и участникам Великой Отечественной Войны, а также лиц, приравненных к ним, являющихся гражданами стран СНГ, в дальнем сообщении в соответствии с действующим международным договором.
Правительствами Государств СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) 12.03.1993 г. заключено "Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников ВОВ, а также лиц, приравненных к ним", которое вступило в силу в день его подписания и действует по настоящее время.
Правительством Российской Федерации издано Распоряжение от 21.11.2007 г. N 1659-р "О подписании Протокола о внесении изменений в Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, от 12 марта 1993 года".
В силу норм ст. 2 указанного Соглашения, инвалидам ВОВ 1 и 2 групп и лицам, приравненным к ним, предоставляется право бесплатного проезда по железной дороге по территориям государств - участников Соглашения 1 раз в год (туда и обратно); инвалидам ВОВ 3 группы и лица, приравненным к ним, предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда 1 раз в год (туда и обратно) по железной дороге.
Кроме того, сохранены сезонные льготы (с 1 октября по 15 мая) по оплате проезда на железнодорожном транспорте инвалидам ВОВ и лицам, приравненным к ним; лицам, сопровождающим в поездах инвалидов ВОВ 1 группы и лиц, приравненным к ним, предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда железнодорожным транспортом.
В силу ст. ст. 3, 6, 7 Соглашения, участникам ВОВ и лицам, приравненных к ним, родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом; транспортные организации обязаны обеспечить льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от места их проживания; основанием для приобретения льготного проездного билета является соответствующее удостоверение и лист талонов на льготный проезд, выданные по месту постоянного жительства лица, имеющего право на льготный проезд.
Из п. 74 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных МПС РФ от 26.07.2002 г. N 30, следует, что отрывные талоны, полученные в обмен на бесплатные или льготные проездные документы (билеты) прилагаются к отчету билетного кассира.
Федеральным законом от 22.08.2004 122-ФЗ предусмотрена замена натуральных льгот на ежемесячные денежные выплаты только для граждан России.
Учитывая нормы ст. ст. 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ, п. 12 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой части Гражданского кодекса Российской Федерации", Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ", п. 3 ст. 158 БК РФ, обязанность государства в лице соответствующих финансовых органов по возмещению за счет средств бюджета транспортной организации выпадающих доходов возникает из международного Соглашения от 12.02.1993 г., предусматривающих предоставление льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом, льготы, предусмотренные Соглашением от 12.03.1993 г. являются обязательствами Российской Федерации и подлежат компенсации за счет федерального бюджета, в связи с чем, суд правомерно взыскал убытки с ответчика в пользу истца за счет казны Российской Федерации в заявленной истцом сумме.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
В силу статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, арбитражный суд применяет правила международного договора.
Таким образом, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения иска, основанные на правильном применении положений указанного межгосударственного Соглашения.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
Заявитель жалобы не доказал наличие обстоятельств, на которых основаны доводы апелляционной жалобы.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд считает, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271, 272.1 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.06.2018 по делу N А40-76115/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа по основаниям, установленным в ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-76115/2018
Истец: АО "Федеральная пассажирская компания" в лице Приволжского филиала АО "Федеральная пассажирская компания", АО "Федеральная пассажирская компания" в лице Приволжского филиала ОАО "ФПК"
Ответчик: РФ в лице Министерства Финансов РФ