г. Чита |
|
06 сентября 2018 г. |
Дело N А58-3969/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Басаева Д.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соломиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 июня 2018 года по делу N А58-3969/2018 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435117091, ОГРН 1021401059261, место нахождения: 677000, г.Якутск, ул.Орджоникидзе, 23) от 17.05.2018 N 22/9744 к Индивидуальному предпринимателю Ясинивской Галине Степановне (ИНН 143500126238, ОГРН 304143531500219) о взыскании 500 руб. финансовой санкции,
(суд первой инстанции - В. А. Андреев),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Якутске Республики Саха (Якутия) (далее - заявитель, Пенсионный фонд, фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 17.05.2018 N 22/9744 к Индивидуальному предпринимателю Ясинивской Галине Степановне (далее - заинтересованное лицо, страхователь, предприниматель) о взыскании 500 рублей финансовых санкций, начисленных за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах за май 2016 года).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в удовлетворении требования Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Якутске Республики Саха (Якутия) о взыскании с индивидуального предпринимателя Ясинивской Галины Степановны (ИНН 143500126238, ОГРН 304143531500219) 500 рублей финансовых санкций, начисленных за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах за май 2016 года) отказано.
В обосновании суд первой инстанции указал, что для привлечения к ответственности в ситуациях как при неполных (недостоверных) сведениях, так и при несвоевременном представлении сведений, если допущенные ошибки выявлены и устранены самостоятельно, то есть, до обнаружения этого пенсионным фондом, оснований не имеется, поскольку лицо пользуется своим правом на исправление ошибок, установленным статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а само нарушение в такой ситуации утрачивает такой необходимый признак правонарушения как общественная вредность (опасность).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) on 21.06.2018 г. по делу N А58-3969/2018 полностью и принять по делу новый судебный акт о взыскании с индивидуального предпринимателя Ясинивской Галины Степановны 500 рублей финансовых санкций, начисленных за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (непредставление в установленный срок-сведений о застрахованных лицах за май 2016 г.).
Полагает, что страхователь не исправил (уточнил) ранее представленные сведения о конкретном застрахованном лице, а вновь сдал сведения на другое застрахованное лицо, информация о котором в исходной форме СЗВ-М отсутствовала, поэтому предприниматель правомерно привлечена к ответственности, финансовые санкции подлежат взысканию.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 02.08.2018.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, страхователь в установленный законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете срок 06.06.2018 по ТКЦ с ЭЦП представил сведения персонифицированного учета в виде отчетности формы СЗВ-М за май 2016 года в отношении 2 застрахованных лицах. Отчет был принят и зарегистрирован в системе ПК БПИ (АРМ Прием отчетности).
Самостоятельно выявив ошибки в отчете СЗВ-М за май 2016 года (исходная форма), страхователь посредством электронного документооборота 17.02.2017 представил дополнительные сведения по форме СЗВ-М за май 2016 года (дополняющая форма) в отношении 1 застрахованного лица.
Управлением проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, по результатам которой установлено: 17.02.2017 в орган Пенсионного фонда страхователем представлены сведения о застрахованных лицах в отношении 1 застрахованного лица по дополняющей форме СЗВ-М за май 2016 года по ТКЦ с ЭЦП, как полагает Управление с нарушением срока представления, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (должны быть не позднее 10.06.2016), о чем составлен акт от 03.08.2017 N 016S18170007071 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Рассмотрение акта проверки от 03.08.2017 N 016S18170007071 назначено на 07.09.2017 в 11-30 час. по адресу: г. Якутск, ул. Орджоникидзе, д. 23, каб. 305.
Акт от 03.08.2017 N 016S18170007071 направлен в адрес страхователя почтовой связью 08.08.2017, и считается полученным страхователем на шестой день с даты направления страхователю.
07.09.2018 состоялось рассмотрение акта от 03.08.2017 N 016S18170007071 и заместителем начальника Управления принято решение N016S19170007091 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок сведений, в виде взыскания штрафа в размере 500 рублей (1 застрахованное лицо х 500 руб.). Решение направлено страхователю почтовой связью 13.09.2017.
Требованием от 09.10.2017 N 016S001170803380 Пенсионный фонд предложил страхователю уплатить финансовые санкции в размере 500 рублей в срок до 27.10.2017. требование направлено страхователю почтовой связью 10.10.2017.
Поскольку требование об уплате штрафа страхователем добровольно не исполнено, Пенсионный фонд обратился обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с индивидуального предпринимателя Ясинивской Г.С. 500 рублей финансовых санкций, начисленных за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах за май 2016 года).
Определением суда от 27.04.2018 по делу N А58-3348/2018 в принятии заявления пенсионного фонда отказано на основании пункта 3 части 3 статьи 229.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в выдаче судебного приказа в связи с наличием спора о праве.
После чего пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций со страхователя в общем порядке.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Судом первой инстанции был восстановлен срок на обращение в суд за взысканием, апелляционный суд с данным выводом согласен, каких-либо доводов по данному вопросу апелляционному суду не заявлено.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Право органов Пенсионного фонда Российской Федерации на взыскание штрафа в судебном порядке предусмотрено статьей 17 Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете.
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (Часть 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предприниматель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных этим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Данным законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Пунктом 2.2 указанной статьи Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно абзацу третьему статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Для привлечения страхователя к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Как правильно установлено судом первой инстанции, сведения о застрахованных лицах в количестве 2 по исходной форме СЗВ-М посредством ТКС с ЭЦП за май 2016 года представлены страхователем 06.06.2016, т.е. в установленный срок, что не оспаривается сторонами. В связи с обнаружением ошибки, дополняющая форма СЗВ-М за май 2016 года в отношении 1 застрахованного лица, сведения о котором ранее не были представлены в исходной форме, представлена страхователем 17.02.2017.
В силу статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений в двухнедельный срок предусмотрено пунктами 34, 41 действующей в рассматриваемый период Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
В силу пункта 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Таким образом, представление корректирующих сведений предусмотрено пунктами 34 и 41 Инструкции N 987н в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. В обоих случаях страхователю предоставляется возможность представить корректирующие сведения в двухнедельный срок.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Пенсионным фондом уведомление в адрес страхователя об устранении имеющихся расхождений не направлялось в связи с тем, что страхователем корректировка представленных 06.06.2016 сведений по исходной форме СЗВ-М за май 2016 года произведена самостоятельно, путем представления 17.02.2017 дополняющей формы СЗВ-М. Данный факт Пенсионным фондом не оспаривается.
Тем самым, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что страхователь самостоятельно обнаружил ошибки в ранее представленных сведениях, отсутствие в них сведений об 1 застрахованном лице, самостоятельно исправил данную ошибку путем направления в орган Пенсионного Фонда дополняющих сведений за указанный период, который, в свою очередь, только при получении такой дополняющей формы сведений (а не исходной), провел проверку представленных сведений и выявил указанное выше нарушение Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете.
Оценивая доводы пенсионного фонда, приведенные и апелляционному суду, о том, что в данном случае предоставленные страхователем дополняющие сведения об 1 застрахованном лице нельзя признать исправлением ошибки, поскольку ранее в первоначальных сведениях сведения о данном 1 застрахованном лице отсутствовали, следовательно, спорные сведения представлены впервые и с нарушением срока суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14 июля 2003 г. N 12-П при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Данный подход направлен на стимулирование плательщиков налогов, сборов и иных платежей на самостоятельное исправление допущенных ошибок при предоставлении установленной нормативными актами отчетности, на более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Иными словами анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.
Указанные Пенсионным фондом в заявлении и пояснениях к нему подходы и основанные на них доводы, по сути, лишают страхователя возможности без штрафной санкции в случае обнаружения ошибок в представленных сведениях за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лицах, что нельзя признать правомерным.
Также суд первой инстанции правильно учел, что согласно статье 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" дополнение (то есть, внесение новых сведений, которые раньше отсутствовали) и уточнение (то есть, корректировка уже имеющихся сведений) о застрахованных лицах является правом страхователя, а не его обязанностью. Следовательно, за реализацию права привлечь к ответственности нельзя, поскольку юридическая ответственность - это претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей.
Как правильно указал суд первой инстанции, отсутствие в Инструкции указания на неприменение санкций в случае представления сведений о застрахованном лице, сведения о котором отсутствовали в изначально поданных сведениях, в ситуации, когда данную ошибку страхователь выявил и исправил самостоятельно, не может расцениваться как отсутствие оснований для неприменения санкций, поскольку, как уже указано, статья 15 вышеназванного закона предоставляет право на дополнение сведений о застрахованных лицах.
В целом по смыслу статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", по мнению суда, законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фоном исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.
Суд первой инстанции правильно посчитал, что для привлечения к ответственности в ситуациях как при неполных (недостоверных) сведениях, так и при несвоевременном представлении сведений, если допущенные ошибки выявлены и устранены самостоятельно, то есть, до обнаружения этого пенсионным фондом, оснований не имеется, поскольку лицо пользуется своим правом на исправление ошибок, установленным статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а само нарушение в такой ситуации утрачивает такой необходимый признак правонарушения как общественная вредность (опасность).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в действиях страхователя отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, поэтому привлечение предпринимателя к ответственности не правомерно, соответственно, оснований к удовлетворению заявленных требований не имеется.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции и полагает, что его позиция соответствует судебной практике Верховного Суда Российской Федерации (например, по делам N А04-5748/2017, N А04-5751/2017, N А73-910/2017). Соответственно, апелляционный суд отклоняет ссылки заявителя на судебную практику, имевшую место в более ранних периодах.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, как основанные на ошибочном толковании указанных норм права.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 июня 2018 года по делу N А58-3969/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Д.В.Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.