г. Киров |
|
07 сентября 2018 г. |
Дело N А28-3803/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика Чернобровкиной О.Н., действующей на основании доверенности от 23.11.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области на решение Арбитражного суда Кировской области от 07.06.2018 по делу N А28-3803/2018, принятое судом в составе судьи Славинского А.П.,
по иску муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (ИНН: 4345000249, ОГРН: 1034316517839)
к Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (ИНН: 4345421582, ОГРН: 1154350002641)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - муниципальное образование "Город Киров" в лице администрации города Кирова, Региональная служба по тарифам Кировской области,
о взыскании части недополученных доходов,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее - истец, МУП "Водоканал", Предприятие, Компания) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением к Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее - ответчик, Министерство, заявитель) о взыскании 1 324 880 рублей 00 копеек субсидий на возмещение части недополученных доходов в период с октября по декабрь 2017 года по услуге "Тепловая энергия от электрокотельной г.Киров, ул.Советский тракт,12" и услуге "Тепловая энергия от котельной в сл. Талица, отопление 2-этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки" в соответствии с Соглашением от 03.08.2017 N 53/в.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Региональная служба по тарифам Кировской области (далее - РСТ Кировской области) и муниципальное образование "Город Киров" в лице администрации города Кирова (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 07.06.2018 иск Компании удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, Министерство обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кировской области отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
По мнению заявителя, выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Заявитель ссылается на письмо ФАС России от 02.05.2017 N ЦА/29590/17, в котором разъяснено, что размер платы граждан, отраженный в платежном документе и рассчитанный с нарушением статьи 157 ЖК РФ не может являться базой для определения и выявления факта превышения установленного предельного индекса, так как расчет платы за ту или иную коммунальную услугу осуществляется без использования утвержденного в установленном порядке тарифа на соответствующий коммунальный ресурс (в случае если цены (тарифы) на данный коммунальный ресурс подлежат государственному регулированию) действующим законодательством не предусмотрен. Указывает, что плата граждан за тепловую энергию за декабрь 2015 года и декабрь 2016 года также не может являться базой для определения и выявления факта превышения установленного предельного индекса. Считает, что постановление администрации города Кирова от 13.01.2017 N 67-п, утвердившее стандарт по Советский тракт, 12 с 01.01.2017 в размере 16,57%; постановление администрации города Кирова от 15.03.2017 N 900-п, утвердившее стандарт по Советский тракт, 12 с 01.07.2017 в размере 15,847%, утверждены в нарушение требований постановления Правительства РФ от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации".
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
РСТ Кировской области в отзыве указывает, что отсутствует сопоставимость набора услуг и необходимость приведения платы граждан за тепловую энергию и установления стандартов уровня платежей граждан за тепловую энергию, ссылаясь на пункт 63 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400, согласно которому величина превышения темпов изменения (прироста) размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги над установленным предельным индексом определяется как отношение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода к размеру платы граждан за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года.. Считает обжалуемое решение не соответствующим нормам материального права, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель ответчика поддержала доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит отмене.
Истец и РСТ Кировской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Предприятие является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку коммунального ресурса (тепловой энергии) для населения, в том числе, проживающего в многоквартирных жилых домах сл. Талица и МКД по адресу: г. Киров, Советский тракт, 12.
Для потребителей МУП "Водоканал" решением Региональной службы по тарифам Кировской области от 27.11.2015 N 45/119-тэ-2016 установлены тарифы на тепловую энергию на период с 27.11.2015 по 31.12.2018.
Постановлением Администрации города Кирова от 15.03.2017 N 900-п "Об утверждении стандарта уровня платежей за коммунальные услуги" установлены стандарты уровня платежей населения на территории муниципального образования "Город Киров" для МУП "Водоканал", в том числе, по Советскому тракту, 12 - 1459 руб. 95 коп., что составляет 15,847 % от утвержденного экономически обоснованного тарифа; по сл. Талица - 1241 руб. 99 коп., составляющий 20,524% от экономически обоснованного тарифа.
В спорный период истец, оказывая жителям услуги по теплоснабжению, взимал плату по тарифу с учетом указанного стандарта за 1 Гкал соответственно.
03.08.2017 между МУП "Водоканал" (Организацией) и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, переименованного в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, заключено Соглашение N 53/в о предоставлении субсидий на возмещение муниципальному унитарному предприятию "Водоканал" части недополученных доходов в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами, пунктом 1.2 которого предусмотрен ежемесячный порядок предоставления организации субсидии в соответствии с Порядком предоставления субсидий, с учетом расчетов, предоставляемых организацией в Министерство.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Соглашения организация ежемесячно, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Министерство расчет субсидии с нарастающим итогом по утвержденной Министерством форме; копию счета, подтверждающего фактический отпуск и тариф коммунального ресурса; справочную информацию, подтверждающую об объеме отпущенных коммунальных услуг населению (по видам коммунальных услуг) согласованную с организацией, осуществляющей начисление платы населению за коммунальные услуги, или организацией выполняющей функции агента по начислению платы за коммунальные услуги населению.
Для получения субсидий по итогам работы за декабрь Организация представляет в Министерство в срок до 15 февраля следующего финансового года документы, указанные в пунктах 2.1.2, 2.1.1-1 Соглашения.
Субсидии предоставляются Истцу в соответствии с Порядком предоставления субсидий при следующих условиях: в пределах объемов финансовых средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующие цели в соответствующем финансовом году; при наличии нормативного правового акта органа местного самоуправления о пересмотре размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами на соответствующий финансовый год; включении организации в перечень ресурсоснабжающих, управляющих организаций и иных исполнителей коммунальных услуг, имеющих право на предоставление субсидии, утвержденного распоряжением Министерства; при наличии расчета субсидии, составленного по утвержденной Министерством форме; при наличии соглашения, заключенного в соответствии с пунктом 3.5 Порядка предоставления субсидий (пункт 3.1 Соглашения).
Действие соглашения распространено на отношения сторон с 01.01.2017 по 31.12.2017 (пункт 6.2 Соглашения).
В рамках исполнения Соглашения Предприятие направило в адрес Министерства ожидаемый расчет субсидии и уточненный ожидаемый расчет субсидии на возмещение части недополученных доходов: экономических потерь, вызванных разницей между тарифами, установленными для истца, и уровнями оплаты для населения, утвержденными органом местного самоуправления (Администрацией), которые составили 1 324 880 рублей 00 копеек (л.д.42-45).
Департамент и Министерство в письмах от 12.09.2017 N 2844-56-01-08, 14.03.2018 N 533-43-01-05 отказал Предприятию в предоставлении субсидии.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в Российской Федерации является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении теплоснабжение осуществляется в соответствии с принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
В то же время в силу частей 1 и 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
В целях реализации статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 N 144/146 утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами.
В силу пункта 63 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400, факт превышения установленного предельного индекса определяется в отношении фактического размера платы гражданина за коммунальные услуги, отраженного в платежном документе (платежных документах), на основании которого (которых) вносится плата за коммунальные услуги, предоставленные собственникам или пользователям соответствующего жилого помещения.
Величина превышения темпов изменения (прироста) размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги над установленным предельным индексом определяется как отношение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода к размеру платы граждан за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года при выполнении условий, указанных в пунктах 4 - 7, 10 и 37 - 40 настоящего документа.
Из положений, изложенных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", следует, что расчет за ресурс по цене, установленной ниже размера экономически обоснованного тарифа, влечет обязанность соответствующего субъекта по компенсации потерь ресурсоснабжающим организациям.
Суд первой инстанции установлено, что администрация города Кирова постановлением от 15.03.2017 N 900-п "Об утверждении стандарта уровня платежей за коммунальные услуги" установила стандарты уровня платежей населения на территории муниципального образования "Город Киров" для МУП "Водоканал", в том числе, по Советскому тракту, 12 - 1459 руб. 95 коп., что составляет 15,847 % от утвержденного экономически обоснованного тарифа; по сл. Талица - 1241 руб. 99 коп., составляющий 20,524% от экономически обоснованного тарифа. Постановление N 900-п не признано недействующим в установленном порядке. Расчеты с потребителями за ресурс осуществлялись с учетом названного стандарта платежей, в связи с чем у истца возникли выпадающие доходы, которые должны быть компенсированы Предприятию, что не противоречит соглашению от 03.08.2017 N 53/в и Порядку N 144/146.
Оценив обстоятельства дела и представленные доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что применение режима тарифного регулирования предполагает необходимость возмещения теплоснабжающей организации понесенных ею экономических потерь, составляющих разницу между утвержденным размером платы для потребителей-граждан и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты истца на поставку тепловой энергии, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы Министерства о нарушении требований постановления Правительства РФ от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" отклоняются в силу следующего.
В соответствии с пунктом 63 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 N 400, факт превышения установленного предельного индекса определяется в отношении фактического размера платы гражданина за коммунальные услуги, отраженного в платежном документе (платежных документах), на основании которого (которых) вносится плата за коммунальные услуги, предоставленные собственникам или пользователям соответствующего жилого помещения.
Величина превышения темпов изменения (прироста) размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги над установленным предельным индексом определяется как отношение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода к размеру платы граждан за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года при выполнении условий, указанных в пунктах 4 - 7, 10 и 37 - 40 настоящего документа.
Таким образом, из содержания указанного пункта следует, что факт превышения предельного индекса подлежит установлению не в отношении тарифа на коммунальную услугу, а в отношении фактического размера платы гражданина, который отражен в платежном документе.
Поскольку заключенным сторонами Соглашением на Министерство возложена обязанность по возмещению истцу части недополученных доходов в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги, при этом необходимые условия предоставления субсидии Предприятием соблюдены, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о взыскании суммы невыплаченной субсидии с ответчика за счет казны Кировской области.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были учтены судом при вынесении обжалуемого решения.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств судом первой инстанции и истцом в апелляционной жалобе, не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Учитывая избранный истцом способ защиты, апелляционная инстанция считает, что оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов в виде госпошлины по апелляционной жалобе апелляционным судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 07.06.2018 по делу N А28-3803/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.М. Поляшова |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.