г. Киров |
|
07 сентября 2018 г. |
Дело N А17-8511/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N 4
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 30.05.2018 по делу N А17-8511/2017, принятое судом в составе судьи Удальцовой О.Ю.,
по иску федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N 4 (ОГРН: 1027700430889)
к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН: 1157746180305)
о взыскании задолженности по договорам,
установил:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации" в лице филиала Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N 4 (далее - ФГБУ "ЦЖКУ", истец, Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском, уточненным до принятия его к производству, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" в лице обособленного подразделения "Верхневолжский" (далее - ООО "ГУЖФ", ответчик, Общество) 976 858 руб. 20 коп. задолженности по договору теплоснабжения и горячего водоснабжения N 09-04-76-01-004 от 01.04.2017 (далее - Договор теплоснабжения) и 488 125 руб. 42 коп. - договору холодного водоснабжения и водоотведения N 09-04-76-02-001 от 01.04.2017 (далее - Договор холодного водоснабжения).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 30.05.2018 исковые требования удовлетворены частично в сумме 633 033 руб. 86 коп.: с ООО "ГУЖФ" взыскано 498 431 руб. 74 коп. стоимости потребленной тепловой энергии и горячей воды, 134 605 руб. 12 коп. стоимости холодной воды и услуг по приему сточных вод.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению ФГБУ "ЦЖКУ", судом необоснованно принят расчет ответчика по приборам учета в отсутствие актов о введении их в эксплуатацию и первоначальных показаний на момент заключения договоров (01.04.2017). Учреждение указывает, что в спорный период по договорам теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения отпустил ответчику в многоквартирные дома коммунальные услуги на общую сумму 1 464 983 руб.62 коп. и выставил платежно-расчетные документы на данную сумму, которая подлежит взысканию в полном объеме.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу мотивированно отклонил заявленные доводы, считает решение суда законным и обоснованным.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 12.07.2018 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 13.07.2018 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ответчик заявил письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных представителей.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 26.07.2017 между Учреждением (Теплоснабжающая организация, Ресурсоснабжающая организация) и Обществом (Исполнитель коммунальных услуг) подписаны с протоколом разногласий, дополнительным соглашением N 1 Договор теплоснабжения и Договор холодного водоснабжения. Объектами оказания услуг являются многоквартирные дома N N 29 и 30 по улице Новой поселка Лесное Ростовского района Ярославской области (далее - МКД, Приложение N 1 договоров).
Согласно Договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется на условиях договора подавать исполнителю через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию и теплоноситель (горячую воду) установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом подачи, а исполнитель - принимать и оплачивать принятый объем тепловой энергии и теплоносителя, соблюдать режим их потребления, обеспечивать безопасную эксплуатацию находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования. Теплоснабжающая организация подает тепловую энергию и теплоноситель (горячую воду) исполнителю для последующего оказания коммунальных услуг по отоплению собственникам и пользователям помещений в Многоквартирных домах (пункты 1.1, 1.2, 1.3, Приложение N 1 к Договору теплоснабжения).
Количество тепловой энергии и (или) теплоносителя, принятых исполнителем в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, определяется на основании показаний прибора учета. В случае если многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, количество тепловой энергии и (или) теплоносителя определяется по формуле, установленной в подпункте "в" пункта 21 Правил, утверждённых постановлением правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (пункт 2.1 и 2.2 Договора теплоснабжения).
В случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги по отоплению непосредственно теплоснабжающей организации исполнитель перечисляет плату за полученную тепловую энергию и (или) теплоноситель до 15 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, любыми способами, которые допускаются законодательством РФ, в размере 100% стоимости фактического объема потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя на основании счетов-фактур, выставляемых к оплате теплоснабжающей организацией не позднее 20 числа месяца, следующего за расчетным периодом (пункт 5.5 Договора теплоснабжения).
Расчетным периодом принимается один календарный месяц (пункты 5.11 Договора теплоснабжения).
Договор вступает в силу с момента его подписания, действует по 31.12.2017 включительно, в части расчетов - до полного исполнения сторонами своих обязательств. Условия договора распространяются на отношения, возникшие между сторонами, начиная с 01.04.2017 (пункты 11.1, 11.2 договора теплоснабжения).
Согласно Договору холодного водоснабжения Учреждение обязуется на условиях договора подавать исполнителю через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду установленного качества и в установленном объеме, в соответствии с режимом подачи, в целях предоставления потребителям коммунальной услуги, в том числе потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного дома. Ресурсоснабжающая организация также обязуется осуществлять прием сточных вод исполнителя от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечить транспортировку и очитку, в целях предоставления потребителям коммунальной услуги, в том числе потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного дома. Исполнитель обязуется соблюдать предусмотренные договором режимы потребления холодной воды и водоотведения, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения; оплачивать принятую холодную воду и водоотведение в сроки, порядке и размере, предусмотренные настоящим договором, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанного с потреблением холодной воды и водоотведения (пункт 1.1 Договора холодного водоснабжения).
В случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно Ресурсоснабжающей организации исполнитель перечисляет плату за полученную холодную воду и водоотведение до 15 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, любыми способами, которые допускаются законодательством РФ (пункт 3.5 Договора холодного водоснабжения).
Расчетным периодом принимается один календарный месяц (пункт 6.2 Договора холодного водоснабжения).
Объем холодной воды, поставляемой по договору в многоквартирный дом, за исключением ситуации, предусмотренной пунктом 3.6 Договора, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период за вычетом объемов поставки холодной воды собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам холодного водоснабжения, заключенным ими непосредственно с Ресурсоснабжающей организацией (в случае, если, объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета). Объем сточных вод, отведенных по договору от многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период за вычетом объемов сточных вод собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам водоотведения, заключенным ими непосредственно с Ресурсоснабжающей организацией (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета) (пункт 6.3 Договора холодного водоснабжения).
Объем холодной воды, поставляемой за расчетный период (расчетный месяц) по договору холодного водоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, установленной в подпункте "в" пункта 21 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124. Объем сточных вод, отведенных по договору от многоквартирного дома не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного, (общедомового) прибора учета, или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, установленной в подпункте "в" пункта 21 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124, исходя из норматива водоотведения (пункт 6.4 Договора холодного водоснабжения).
Договор вступает в силу с момента его подписания, действует по 31.12.2017 включительно, в части расчетов - до полного исполнения сторонами своих обязательств. Условия договора распространяются на отношения, возникшие между сторонами, начиная с 01.04.2017 (пункты 15.1 и 15.3 Договора холодного водоснабжения).
Во исполнение принятых обязательств истец в апреле-августе 2017 года (далее - спорный период) отпустил в МКД тепловую энергию, горячую, холодную воду, оказал услуги водоотведения, сформировал и выставил к оплате Обществу платежно-расчетные документы на 1 464 983 руб. 62 коп. Объем поставленных энергоресурсов определен Учреждением расчетным методом исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг.
Письмами от 07.08.2017, 07.11.2017 Общество возвращало акты и счета-фактуры без оплаты с указанием на отсутствие установленного тарифа на коммунальные ресурсы.
20.07.2017, 29.08.2017, 13.09.2017, 27.09.2017 Учреждение обращалось к Обществу с претензиями, предлагая погасить задолженность.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате послужило основанием для обращения истца в суд с иском по настоящему делу.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции ответчик согласился с применением тарифов, установленных иной организации - акционерному обществу "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", представил контррасчет на 498 431 руб. 75 коп. (тепловая энергия и горячая вода) и на 134 605 руб. 11 коп. (холодная вода и услуги водоотведения), выполненный по сведениям, зафиксированным общедомовым прибором учета холодной воды и индивидуальных приборов учета собственников и нанимателей МКД.
Судом первой инстанции признан обоснованным и правомерным контррасчет ООО "ГУЖФ".
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения Решение суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В рассматриваемом споре ответчик (ООО "ГУЖФ") - управляющая компания спорных МКД, приобретала коммунальный ресурс для целей оказания коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах, следовательно, в силу частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), являлся исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354).
Из статей 309, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, в том числе в предусмотренный обязательством или законом срок.
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, применимой к спорным правоотношениям в соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата производится за фактически принятое количество энергии в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Разногласия сторон касаются вопроса определения объема поставленных коммунальных ресурсов (горячей, холодной воды и услуг водоотведения), а именно: истец определил расчетным методом по нормативам потребления коммунальных услуг (исходя из количества зарегистрированных граждан), ответчик - с учетом данных индивидуальных приборов учета, установленных в жилых помещениях, холодной воды - на основании сведений, зафиксированных общедомовыми приборами учета - ВСКМ 90-50 под N 214628 в доме N 29 и N 214667 в доме N 30.
Правовая позиция истца, применяющего расчетный метод определения объемов энергоресурса при наличии в МКД индивидуальных и общедомовых (по холодной воде) приборов учета противоречит и положениям статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), согласно которым учетный способ определения объема поставленных энергоресурсов, основанный на измерении приборами учета, является приоритетным.
Верховный суд Российской Федерации в определении от 27.11.2017 N 305-ЭС17-10970 разъяснил, что расчетный способ определения объема потребленного ресурса допускается как исключение из общего правила при отсутствии в точках поставки приборов учета, неисправности данных приборов либо нарушения сроков представления и показаний.
Кроме того, в пункте 80 Правил N 354 предусмотрено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом доме или нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. Таким образом, размер платы за коммунальные услуги устанавливается прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных (комнатных или квартирных) и (или) общедомовых приборов учета; только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Вопреки мнению истца о необходимости применения расчетного метода, согласованного сторонами в договорах (пункт 2.2 договора теплоснабжения, пункты 5.8, 4.2.10 договора холодного водоснабжения), ответчик правомерно рассчитал объем фактически поставленных коммунальных ресурсов в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета.
Также апелляционный суд учитывает, что с принятием Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) изменился порядок определения объемов поставляемого в многоквартирный дом коммунального ресурса при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета. При наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета объем коммунального ресурса определяется по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета и только при их отсутствии - исходя из нормативов потребления. Формула, приведенная в Правилах N 124, предусматривает определение объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, в виде суммы объемов определенных по показаниям индивидуальных приборов учета или общих (квартирных) приборов учета, а при их отсутствии - исходя из норматива потребления коммунальной услуги, что соответствует требованиям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта "в" пункта 21 Правил N 124 при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения объемов поставляемого коммунального ресурса учитывается следующее: объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по приведенной далее формуле, учитывающей, в частности, показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо (при отсутствии индивидуальных приборов учета) - нормативы потребления соответствующей коммунальной услуги.
При этом истец в письменном обосновании определения объемов потребления услуг (том 2 л.д.156-157) указывает на пункт 2.2 договора теплоснабжения, в котором содержится также ссылка на пункт 21 Правил N 124.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что судом необоснованно приняты во внимание Акты приемки приборов учета холодной воды в подвалах спорных МКД, поскольку отсутствуют акты о введении их в эксплуатацию с участием истца и первоначальные показания на момент заключения договоров с ФГБУ "ЦЖКУ" (01.04.2017).
Действительно, в Договоре водоснабжения обозначен перечень МКД, их характеристики с указанием расчетного объема потребления нежилыми помещениями, СОИ (ОДН), площадей, количества проживающих граждан и нормативов потребления.
Тем не менее, надлежащими доказательствами подтверждается, что спорные МКД были оборудованы приборами учета холодной воды ВСКМ 90-50 N 214628 (дом N 29) и N 214667 (дом N 30), принятыми к коммерческим расчетам 18.09.2013 согласно актам, составленным ОАО "Славянка", с указанием на межповерочный интервал - до 18.09.2019. При этом в соответствии с актами приема-передачи объекта специализированного жилищного фонда, передаваемого в управление от 02.11.2015 за N N 20,21, подписанными ОАО "Славянка" и ООО "ГУЖФ" (том 3 л.д.35-45) спорные МКД оборудованы коллективными приборами учета.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не основаны на доказательственной базе, что не может служить основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Апелляционный суд считает, что исследование представленных доказательств произведено арбитражным судом надлежащим образом, этим доказательствам дана соответствующая правовая оценка с позиции их относимости, допустимости и достоверности.
Выводы о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а поэтому оснований для отмены решения арбитражного суда по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 30.05.2018 по делу N А17-8511/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N4 - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.М. Поляшова |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.