г. Чита |
|
07 сентября 2018 г. |
дело N А10-1169/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Рымарева Сергея Анисимовича и общества с ограниченной ответственностью "Розничная торговая сеть "Титан" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 мая 2018 года по делу N А10-1169/2018 по заявлению индивидуального предпринимателя Рымарева Сергея Анисимовича (ОГРН 1110327015820, ИНН 0326502711), общества с ограниченной ответственностью "Розничная торговая сеть "Титан" (ОГРН 1110327015820, ИНН 0326502711) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (ОГРН 1020300966256, ИНН 0323057082) о признании недействительным решения и предписания,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует общество с ограниченной ответственностью "Агентство интеллектуальной собственности" (ОГРН 5137746042506, ИНН 7724897437),
(суд первой инстанции: судья Кушнарева Н.П.),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
индивидуальный предприниматель Рымарев Сергей Анисимович (далее - предприниматель или ИП Рымарев С.А.) и общество с ограниченной ответственностью "Розничная торговая сеть "Титан" (далее - ООО "РТС "Титан"") обратились в арбитражный суд к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России, Управление или антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 21 февраля 2018 года N 05-11/14-2017 и предписания от 21 февраля 2018 года N 05-11/14-2017.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 мая 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, предприниматель и общество обжаловали его в апелляционном порядке. Заявители апелляционных жалоб ставят вопрос об отмене обжалуемого решения, как незаконного и необоснованного, выражая своё несогласие с ним.
Бурятское УФАС России отзыв на апелляционные жалобы не представило.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - 12 АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционных жалоб, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на территории Российской Федерации FIFA (Федерасьон Интернасьональ де Футбол Ассосиасьон) является обладателем исключительных прав на товарные знаки N N 552415, 604446, 1142845, в том числе в отношении классов услуг 35, 41, 43 Международной классификации товаров и услуг (реклама, организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий, обеспечение временного проживания) (т.3, л.д.18-51).
На основании доверенности от 20 января 2016 года интересы FIFA представляет ООО "АИС" (т.1, л.д.31-40).
16 октября 2017 года в Бурятское УФАС России поступило заявление ООО "АИС" о необходимости принятия мер в отношении Группы компаний "Титан" по использованию билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 для проведения рекламной акции "Выиграй путевку на чемпионат мира по футболу" (т.1, л.д.29-36).
01 ноября 2017 года Управлением издан приказ о возбуждении дела о нарушении ИП Рымаревым С.А. антимонопольного законодательства и создании Комиссии по его рассмотрению (т.3, л.д.13).
02 ноября 2017 года предпринимателю выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (т. 3, л.д.15).
Определением от 02 ноября 2017 года рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства назначено на 10 часов 15 ноября 2017 года (т. 3, л.д.14).
15 ноября 2017 года рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства отложено на 15 часов 30 ноября 2017 года (т.3, л.д.91-93).
В ходе рассмотрения дела 30 ноября 2017 года объявлен перерыв до 07 декабря 2017 года.
Определением от 07 декабря 2017 года в качестве ответчика по делу о нарушении антимонопольного законодательства привлечено ООО "РТС Титан" (т. 3, л.д.111-112).
07 декабря 2017 года рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства отложено на 11 часов 25 января 2018 года (т.3, л.д.113-114).
25 января 2018 года Комиссией Бурятского УФАС России дано заключение об обстоятельствах дела (т.3, л.д.116-120).
Определением от 25 января 2018 года рассмотрение дела отложено на 10 часов 15 февраля 2018 года (т.3, л.д.120).
15 февраля 2018 года Управлением оглашена резолютивная часть решения N 05-11/14-2017, согласно которой ИП Рымарев С.А. и ООО "РТС Титан" признаны нарушившими пункт 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), пункты 2 и 6 части 1 статьи 20 Федерального закона от 07 июня 2013 года N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о чемпионате мира) в части незаконного использования при проведении рекламной акции "Выиграй путевку на Чемпионат мира по футболу" обозначений, сходных до степени смешения с товарными знаками по свидетельствам NN 552415, 1142845, 60444, и символики спортивных соревнований (в частности обозначения "Чемпионат мира по футболу 2018 в России"), ассоциирующейся с мероприятиями по организации и проведению в России чемпионата мира по футболу FIFA 2018.
Пунктом 3 предписано выдать предпринимателю и обществу предписание о прекращении недобросовестной конкуренции.
Решение направлено уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т.3, л.д.133-134).
21 февраля 2018 года решение изготовлено в полном объеме (т.1, л.д.8-13).
21 февраля 2018 года Управление выдало ИП Рымареву С.А. и ООО "РТС Титан" предписание N 05-11/14-2017, в соответствии с которым на них возложена обязанность в срок до 21 марта 2018 года прекратить нарушение пункта 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции, а именно: прекратить рекламную акцию "Выиграй путевку на Чемпионат мира по футболу", в рамках которой проводится розыгрыш поездок на чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года, и удалить информацию о рекламной акции (в частности, итогах ее первого, второго этапа) с сайта http://www.megatitan.ru (т.1, л.д.14).
Заявители, полагая, что решение антимонопольного органа N 05-11/14-2007 от 21.02.2018 и предписание N 05-11/14-2007 от 21.02.2018 не соответствуют требованиям закона, а также нарушают их права и законные интересы, создают препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, обратились в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит вывод суда первой инстанции о законности оспариваемых решения и предписания правильным, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Следовательно, для признания арбитражным судом недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств:
- несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам;
- нарушение оспариваемыми решением и предписанием прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с пунктами 5.3.1.1, 5.3.2.3, указанного Положения Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа); выдает (направляет) предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, законодательством о рекламе и законодательством о естественных монополиях.
Учитывая, что Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия является уполномоченным территориальным органом ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, оспариваемые решение и предписание приняты в пределах компетенции антимонопольного органа.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства послужило заявление ООО "АИС", следовательно, дело возбуждено Бурятским УФАС России правомерно.
Дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ИП Рымарева С.А, возбуждено в связи с нарушением статьи 14.6 Закона о защите конкуренции.
В силу статьи 40 Закона о защите конкуренции для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган создает в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Комиссия выступает от имени антимонопольного органа. Состав комиссии и ее председатель утверждаются антимонопольным органом. Комиссия состоит из работников антимонопольного органа. Председателем комиссии может быть руководитель антимонопольного органа, его заместитель или руководитель структурного подразделения федерального антимонопольного органа. Количество членов комиссии не должно быть менее чем три человека. Замена члена комиссии осуществляется на основании мотивированного решения антимонопольного органа. Комиссия правомочна рассматривать дело о нарушении антимонопольного законодательства, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов комиссии, но не менее чем три члена комиссии.
Согласно статье 41 Закона о защите конкуренции комиссия принимает предупреждения, определения, решения, предписания. По окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия на своем заседании принимает решение. Решение комиссии оформляется в виде документа, подписывается председателем комиссии и всеми членами комиссии, присутствовавшими на заседании комиссии.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что дело о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрено и решение принято правомочным составом комиссии Бурятского УФАС России, персональный состав которой был утвержден в установленном законом порядке (т.3, л.д.13).
Как указывалось выше, согласно обжалуемому решению ИП Рымарев С.А. и ООО "РТС Титан" признаны нарушившими пункт 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции и пункты 2 и 6 части 1 статьи 20 Закона о чемпионате мира в части незаконного использования при проведении рекламной акции "Выиграй путевку на Чемпионат мира по футболу" обозначений, сходных до степени смешения с товарными знаками по свидетельствам N N 552415, 1142845, 60444, и символики спортивных соревнований (в частности обозначения "Чемпионат мира по футболу 2018 в России"), ассоциирующейся с мероприятиями по организации и проведению в России чемпионата мира по футболу FIFA 2018.
Пунктом 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции установлено, что не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъектаконкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектомконкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе: незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.
В соответствии со статьей 2 Закона о чемпионате мира под символикой чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года (символикой спортивных соревнований) понимается: а) флаг FIFA, логотип, гимн, девиз FIFA; б) официальные наименования мероприятий и обозначения FIFA - "FIFA", "FIFA 2017", "FIFA 2018", "Россия 2017", "Россия 2018", а также "Кубок мира", "Чемпионат мира", "CoupeduMonde", "Mundial", "CopadoMundo", "CopadelMundo", "WM" или "Weltmeisterschaft", "Кубок Конфедераций", "ConfedCup", "CoupedesConfederations", "Copa Confederaciones", "Copa das Confederacoes", "Konfoderationen-Pokal", образованные на их основе слова и словосочетания и сходные с ними обозначения, использующиеся со словом "футбол" или иным образом ассоциирующиеся с футболом как видом спорта и (или) с мероприятиями; в) зарегистрированные в качестве товарных знаков логотипы и эмблемы мероприятий с использованием словосочетаний "Футбол ради надежды" и "Зеленый гол" или без использования таких словосочетаний, иные охраняемые на территории Российской Федерации товарные знаки FIFA; г) талисманы спортивных соревнований, эмблемы, плакаты, опознавательная символика, наименования мероприятий, предметы дизайна и девизы мероприятий, кубки и медали участников спортивных соревнований, которые разработаны FIFA для официального использования на мероприятиях и в отношении которых FIFA обладает исключительными правами; д) произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные произведения, объекты смежных прав, содержащие указанные в настоящем пункте обозначения и объекты и предназначенные для индивидуализации мероприятий; е) иные обозначения и объекты, которые разработаны FIFA для официального использования на мероприятиях и в отношении которых FIFA обладает исключительными правами.
В силу статьи 19 Закона о чемпионате мира использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, включая обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в том числе без ограничений в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, в составе доменных имен и иным способом), если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к FIFA или мероприятиям, об одобрении FIFA и (или) Оргкомитетом "Россия-2018" товаров, работ, услуг и (или) указывает каким-либо образом на связь указанных лиц и (или) товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями, допускается только при условии заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA, подлежащего в установленных федеральным законом случаях государственной регистрации. Использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, которая является объектом интеллектуальной собственности и на которую FIFA обладает исключительными правами, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пунктам 2 и 6 части статьи 20 Закона о чемпионате мира признаются недобросовестной конкуренцией и влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации: осуществление любых видов маркетинга (в том числе деятельности по реализации и (или) продвижению товаров, работ, услуг), призванных сформировать у потребителя представление о FIFA и (или) мероприятиях посредством использования символики спортивных соревнований и иным образом, без разрешения FIFA; использование без официального письменного разрешения FIFA мероприятий для организации либо осуществления рекламной или маркетинговой деятельности, получения спонсорской помощи, в том числе если такая деятельность направлена на целевую аудиторию, включая владельцев входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия.
При этом в соответствии с пунктом 12 статьи 2 Закона о чемпионате мира под мероприятиями по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года (мероприятия) - понимаются спортивные соревнования, а также деятельность, связанная с их подготовкой и проведением в Российской Федерации, организованная или одобренная FIFA, Российским футбольным союзом либо Оргкомитетом "Россия-2018".
Статьей 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации к результатам интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана, отнесены товарные знаки.
В силу статьи 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
В соответствии со статьей 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак. Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: 1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; 2) при выполнении работ, оказании услуг; 3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; 4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; 5) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 08 июня 2017 года между ИП Рымаревым С.А. и ООО "РТС Титан" заключен договор о сотрудничестве при проведении рекламной акции (т.3, л.д. 103).
Предметом указанного договора является взаимовыгодное сотрудничество сторон, направленное на формирование, стимулирование и увеличение покупательского потока при продаже товаров ООО "РТС Титан" и получение финансовой выгоды предпринимателем по результатам акции. При этом общество обязалось предоставить возможность ИП Рымареву С.А. провести на площадях своих торговых объектов рекламную акцию "Выиграй путевку на чемпионат мира по футболу!", а предприниматель обязался организовать данную акцию, а именно: разработать, изготовить и разместить рекламные материалы: баннеры, листовки, проведение розыгрышей и вручение призов победителям. Срок проведения рекламной акции с 12 июня 2017 года по 15 июля 2018 года.
Условия акции приведены предпринимателем в письме, адресованном обществу (т.3, д.д.97-98).
Целями акции являются увеличение покупательского потока в магазины Группы компании "Титан", получение финансовой выгоды предпринимателем по итогам ее проведения.
Призом является поездка на двоих в города проведения чемпионата мира по футболу в даты проведения игр. Входные билеты на матчи победители приобретают самостоятельно.
При покупке от 299 рублей и определенных товаров в чеке покупатель получает купон на участие в акции, который дает право участия в розыгрыше приза. Купон печатается на кассовой ленте отдельно от основного чека и содержит информацию по проведению розыгрыша и участию в нем. Победитель акции имеет право на получение приза при обязательном предъявлении чека покупки в магазине "Титан".
На основании договора от 01 января 2016 года ИП Бредний Р.И. передал в пользование ИП Рымареву С.А. сайт в сети Интернет с адресом: http://www.megatitan.ru (т.3, л.д.104- 105).
Рекламная акция проходила в 19 магазинах, принадлежащих обществу, что подтверждается его информацией, представленной по запросу Бурятского УФАС России (т.3, л.д.95).
Оценив установленные обстоятельства с учетом приведенного правового регулирования, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что в ходе указанной акции ООО "РТС Титан" и ИП Рымарев С.А. незаконно с целью осуществления предпринимательской деятельности использовали товарные знаки и спортивную символику, принадлежащие FIFA, без разрешения правообладателя.
Использование товарных знаков и спортивной символики подтверждается протоколом осмотра Интернет-сайта http://www.megatitan.ru от 03 ноября 2017 года, составленным нотариусом (т.3, л.д.57-89).
В протоколе зафиксировано, что на странице "Группа компаний "Титан" имеются последовательно меняющиеся баннеры, один из которых имеет текст "Чемпионат мира по футболу 2018 в России". Срок проведения акции - 2 октября - 20 декабря 2017 года. Выиграй следующую поездку".
Кроме того, на одной из страниц размещены итоги 1 этапа акции "Выиграй путевку на Чемпионат мира по футболу", прошедшего с 12 июня по 12 сентября 2017 года. При этом на странице размещена надпись "Стань победителем! Выиграй бесплатный тур! Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России. Дарим 8 путевок на матчи с Россией и финалы. Титан - сеть удобных магазинов". При этом на странице имеется изображение товарных знаков, охраняемых свидетельствами N 552415, 604446 (приложение 12 к протоколу осмотра).
К протоколу осмотра также приобщены фотографии розыгрыша призов, который проводился в торговом зале, принадлежащем обществу. На фотографиях видно, что в торговом зале размещены стенды с изображением товарных знаков охраняемых свидетельствами N N 552415, 604446 и надписью "Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России".
FIFA не заключала с ООО "РТС Титан" и ИП Рымаревым С.А. договоров, дающих право на использование указанных товарных знаков и спортивной символики, а также не выражала иным образом согласие на их использование. Данные обстоятельства заявителями не оспариваются.
Как правильно указал суд первой инстанции выводы Управления о недобросовестной конкуренции со стороны ИП Рымарева С.А. и ООО "РТС Титан" являются обоснованными.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Из разъяснений, приведенных в пункте 16.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что в силу части 1 статьи 8 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" недобросовестной конкуренцией признаются продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались олимпийская и (или) паралимпийская символика, а также введение в заблуждение, в том числе создание ложного представления о причастности производителя товара, рекламодателя к Олимпийским и (или) Паралимпийским играм, в том числе в качестве спонсора. Данная норма является специальной по отношению к пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции. С учетом этого такие действия признаются недобросовестной конкуренцией и в том случае, если они не приводят и не могут привести к последствиям, упомянутым в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
Как правильно указал суд первой инстанции положения статьи 8 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по существу аналогичны положениям статьи 20 Закона о чемпионате мира. В связи с этим названные разъяснения подлежат применению в рассматриваемом деле.
С учетом этого, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что отсутствие последствий указанных в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции (причинение убытков другим хозяйствующим субъектам или их возможное причинение, а равно нанесение вреда или возможность нанесения вреда) не свидетельствует об отсутствии недобросовестной конкуренции со стороны общества и ИП Рымарева С.А. Доводы заявителей в этой части являются несостоятельными.
Как указано выше, целью проведения рекламной акции "Выиграй путевку на чемпионат мира по футболу" являлось увеличение покупательского потока в магазины ООО "РТС". Обязательным условием участия в акции является предъявление заинтересованным лицом чека, подтверждающего факт покупки товаров в магазине ООО "РТС Титан". Незаконное использование в рамках названной акции товарных знаков и спортивной символики FIFA создает представление об одобрении FIFA товаров, участвующих в акции и деятельности общества, указывает на связь последнего с FIFA или мероприятиями и стимулирует покупателей совершать покупки в магазинах ООО "РТС Титан".
Таким образом, действия общества, по использованию спорных обозначений, предоставляют ему необоснованные преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности.
Действия ИП Рымарева С.А. были направлены на создание обществу необоснованных преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности, его выгода заключалась в получении вознаграждения в размере 100 000 рублей за проведенную рекламную акцию.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, совокупные и взаимообусловленные действия общества и предпринимателя, направленные на достижение выгоды, являются недобросовестной конкуренцией.
Выводы суда подтверждаются также тем, что оплата по договору между ИП Рымаревым С.А. и РА "Домино" на изготовление рекламных листовок по акции "Выиграй путевку на чемпионат мира по футболу" произведена обществом.
Заявители ссылаются на то, что FIFA не является их конкурентом. Однако данный довод с учетом приведенных выше выводов суда не свидетельствует об отсутствии в их действиях недобросовестной конкуренции.
Утверждения общества о том, что им нарушены требования законодательства о рекламе, судом первой инстанции также правомерно отклонены, как необоснованные, поскольку данные действия в силу прямого указания закона являются недобросовестной конкуренцией.
Статьей 50 Закона о защите конкуренции установлено, что по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготавливается одновременно с решением. Копия предписания немедленно направляется или вручается лицу, которому предписывается совершить определенные решением действия.
Обжалуемым предписанием на ИП Рымарева С.А. и ООО "РТС Титан" возложена обязанность в срок до 21 марта 2018 года прекратить нарушение пункта 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции, а именно: прекратить рекламную акцию "Выиграй путевку на Чемпионат мира по футболу", в рамках которой проводится розыгрыш поездок на чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года, и удалить информацию о рекламной акции (в частности, итогах ее первого, второго этапа) с сайта http://www.megatitan.ru.
Названное предписание выдано на основании решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, оно содержит конкретный перечень действий и является реально исполнимым. В связи с этим оно является законным и обоснованным.
Оценив с учетом положений статьи 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что решение от 21 февраля 2018 года N 05-11/14-2017 и предписание от 21 февраля 2018 года N 05-11/14-2017, вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия являются законными, обоснованными и не нарушают права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований заявителей.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 мая 2018 года по делу N А10-1169/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-1169/2018
Истец: ООО РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ ТИТАН, Рымарев Сергей Анисимович
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы России по Республике Бурятия
Третье лицо: ООО Агентство интеллектуальной собственности, ООО РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ ТИТАН