15 августа 2018 г. |
Дело N А83-18921/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.08.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.08.2018.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Карева А.Ю., Яковлева А.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медико-технический лечебный комплекс "Сфера" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 апреля 2018 года по делу N А83-18921/2017 (судья Ищенко Г.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медико-технический лечебный комплекс "Сфера" о признании недействительным решения Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Медико-технический лечебный комплекс "Сфера" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным решения Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым (далее по тексту - Министерство) об отказе в предоставлении субсидии на 2017-2018 годы на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, предусмотренного законодательством, выраженное в протоколе заседания комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении субсидий из бюджета Республики Крым на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях Министерства от 08.08.2017 N 8, оформленное письмом от 11.08.2017 N 01-15/4830. Также просит обязать Министерство произвести расчет суммы необходимой для финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно - наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с установленными нормативами за 2017, 2018 годы и перечислить указанную сумму на расчетный счет ООО "MTJIK "Сфера" для возмещения расходов частного детского сада "Бриз" ООО "МЛТК "Сфера".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 28 апреля 2018 года в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Крым от 28 апреля 2018 года, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение норм материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До начала судебного заседания от Министерства поступил отзыв на апелляционную жалобу согласно которому решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, а также заявление о возможности рассмотрения дела в отсутствие ее представителя.
Дело рассмотрено в порядке статьей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющемся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом оснований для его изменения или отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 23.04.2014 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения об обществе как об организации, осуществляющей коммерческую деятельность в целях получения прибыли. Основным видом экономической деятельности указано "Образование дошкольное".
26 сентября 2011 года частное предприятие создало структурное подразделение предприятия - дошкольное учебное заведение "Бриз" комбинированного типа (для детей с нарушением зрения) для осуществления образовательной деятельности. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста, коррекция физического развития детей дошкольного возраста с лицензионным объемом приема 40 лиц осуществляется обществом на основании лицензии министерства образования и науки Автономной Республики Крым от 08.10.2012 АГ N 578966.
Общество обратилось в Министерство с заявлениями (от 31.07.2017 N 44 и от 01.08.2017 N 46) о выделении из бюджета Республики Крым субсидии, предоставляемой в целях финансового обеспечения получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам.
Решением от 11.08.2017 N 01-15/4830, оформленным письмом, Министерство сообщило обществу об отказе в предоставлении субсидий по возмещению затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, указывая, что общество не может являться получателем указанной субсидии из-за несоответствующей организационно-правовой формы юридического лица.
Полагая, что указанный отказ в предоставлении субсидии нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что общество не относится к числу субъектов, имеющих право на предоставление указанной субсидии поскольку является коммерческой организацией, а финансовое обеспечение образовательной деятельности таких организаций за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации не предусмотрено.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 18 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) образовательная организация - это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
В силу части 1, части 4 статьи 22 названного Закона образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.
В соответствии со статьей 23 указанного Закона образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы, в том числе: дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми; общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.
Из совокупности указанных норм права следует, что образовательные организации, независимо от того государственные они, муниципальные или частные, являются некоммерческими организациями. Коммерческие организации не относятся к образовательным организациям.
Пунктом 6 части 1 статьи 8 Закона об образовании установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 настоящей части.
Судом установлено, что Министерство уполномочено предоставлять субсидии на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных образовательных организациях.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 30.12.2015 N 871 утвержден "Порядок определения объема и предоставления субсидий из бюджета Республики Крым на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим аккредитацию основным общеобразовательным программам" (далее- Порядок), которым предусмотрено предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (статья 2 Федерального закона Российской Федерации 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Как следует из материалов дела и установлено судом 23.04.2014 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения об обществе как об организации, осуществляющей коммерческую деятельность в целях получения прибыли. Основным видом экономической деятельности указано "Образование дошкольное".
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, ООО "Медико-технический лечебный комплекс "Сфера" не является некоммерческой организацией и действие Порядка на него не распространяется, поскольку в соответствии с пунктом 5.1 Устава общества, утвержденного решением единственного учредителя N 3 от 12.03.2015, общество создается для осуществления коммерческой деятельности в целях получения прибыли.
Порядком предусмотрено предоставление субсидий из бюджета Республики Крым на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных образовательных организациях. Названным Порядком не предусмотрено предоставление субсидий коммерческим учебным заведениям.
Статьей 99 Закона об образовании определен порядок расчета нормативов, нормативных затрат на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации и т.д.
При этом ссылка в Порядке на статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не имеет принципиального значения.
Так статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрен общий порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
В статье 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации конкретизировано предоставление субсидий (кроме субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность) некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Министерство обоснованно отказало обществу в предоставлении указанной выше субсидии.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанцией не выявлено.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на заявителя жалобы.
Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы на решение суда от 28.04.2018 заявителю в соответствии с подпунктами 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса Российской Федерации следовало уплатить государственную пошлину в размере 1500,00 руб., фактически уплачено 3000,00 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500,00 руб. подлежит возврату из федерального бюджета обществу.
Руководствуясь ст. 104, ст. 110, ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 апреля 2018 года по делу N А83-18921/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Медико-технический лечебный комплекс "Сфера" из федерального бюджета 1500,00 рублей (одна тысяча пятьсот руб. 00 коп.) государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 26.05.2018 N 212.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-18921/2017
Истец: ООО "МЕДИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЛЕЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС "СФЕРА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Министеоство образования науки и молодежи РК, МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ