город Ростов-на-Дону |
|
06 сентября 2018 г. |
дело N А53-10737/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гуденица Т.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ПАО "МРСК Юга": Горбенко А.В., паспорт, по доверенности от 01.01.2018 N 99-18,
от ЮМТУ Росстандарта: Лисицына А.В., паспорт, по доверенности от 23.03.2018 N 65, Бородина Е.Г., паспорт, по доверенности от 07.03.2018 N 55,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.06.2018 по делу N А53-10737/2018, принятое судьей Паутовой Л.Н.
по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга"
к Южному Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (территориальный отдел государственного надзора по Ростовской области)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (далее - ПАО "МРСК Юга") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Южному Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии о признании незаконным и отмене постановления от 28.03.2018 N 07-29/12 о привлечении ПАО "МРСК Юга" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением от 21.06.2018 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "МРСК Юга" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что на момент аннулирования сертификата 11.12.2017 качество электрической энергии в сетях ПАО "МРСК Юга" было уже проверено органом по сертификации, а именно ООО "Контакт"; общество не имело возможности приостановления передачи электроэнергии; на момент проведения проверки и возбуждения дела сертифицирующим органом завершались работы по сертификации и выдаче сертификатов.
Представитель ПАО "МРСК Юга" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования общества.
Представителем общества на обозрение суда и представителей ЮМТУ Росстандарта представлены сертификаты соответствия электроэнергии.
Представителем общества заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица ООО "Контакт".
Представитель ЮМТУ Росстандарта в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Представитель управления возражает против привлечения к участию в деле ООО "Контакт".
В соответствии со ст. 51 АПК РФ суд протокольным определением отказал в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Контакт". Суд исходит из того, что судебный акт по делу А53-10737/2018 не затрагивает права и обязанности общества "Контакт".
Заявителем также не представлено обоснований того, что ООО "Контакт" располагает какими-либо сведениями, доказательствами, необходимыми для разрешения спора и отсутствующими в материалах дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, согласно служебной записке от 05.03.2018 заместителя начальника Ростовского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта в Ростовский отдел госнадзора ЮМТУ Росстандарта поступила информация органа по сертификации ООО "Энергогарант" об аннулировании 14.02.2018 сертификата соответствия N РОСС RU.АА55.В00147 качества электрической энергии, отпускаемой потребителям из сетей филиала ПАО "МРСК Юга" "Ростовэнерго" (исх. от 26.02.2018 N 020, вх. от 05.03.2018 N 91), который был выдан ПАО "МРСК Юга" и распространялся на электрическую энергию, поставляемую потребителям из электрических сетей: ПО ЗЭС (346500, Ростовская область, г. Шахты, просп. Победы Революции, д. 63).
На официальном сайте ПАО "МРСК Юга" http://mrsk-yuga.ru/ отсутствует информация о приостановке либо прекращении поставки электрической энергии, отпускаемой потребителям из сетей филиала ПАО "МРСК Юга" "Ростовэнерго", сертификаты качества которой аннулированы.
Из имеющихся открытых источников и представленных из органа по сертификации документов и сведений следует, что изготовителем (поставщиком, исполнителем) продукции (электрической энергии) выступает ПАО "МРСК Юга".
Из представленных из органа по сертификации ООО "Энергогарант" документов и сведений, а также из представленных ПАО "МРСК Юга" копии сертификата соответствия N РОСС RU.АА55.В00097 со сроком действия с 17.03.2015 по 16.03.2018 с приложением в количестве 22 шт., копии сертификата соответствия N РОСС RU.АА57.В00115 со сроком действия с 07.03.2018 по 06.03.2021 с приложениями в количестве 18 шт., копий писем от 30.10.2017 N РЭ/100/3587, от 27.09.2017 N РЭ/100/3129, от 09.02.2018 N 08 и от 04.12.2017 N 108/2 следует, что ПАО "МРСК Юга" в период времени с 14.02.2018 по 16.03.2018 допустило обращение (реализацию) продукции - электроэнергии, подлежащей обязательному подтверждению соответствия - сертификации, без подтверждения соответствия данной продукции обязательным требованиям к продукции, поставляемой потребителям из электрических сетей ПО ЗЭС (346500, Ростовская область, г. Шахты, просп. Победы Революции, д. 63) следующих трансформаторных подстанций (ТП): ПС Н-9 110/35/10 кВ 3,4 секция 10кВ - ТП N N 35, 32, 155, 211, 16, 174, 91, 97, 147, 135, 55, 05, 203, 502, 230, 127, 501, 218; ПС Н-19 35/10 кВ 1 секция 10кВ - ТП N N 19, 85, 15, 123, 47, 82, 77, 125, 199, 509, 79, 51, 121, 143; ПС Н-21 110/10 кВ 1 секция 10кВ - ТП NN 58, 66, 63, 38, 118, 40; ПС Н-6 35/6 кВ 1 секция 6кВ - ТП NN Ш-2, Ш-5; ПС Н-6 35/6 кВ 2 секция 6кВ - ТП NN 116, 499, 131; ПС Н-17 110/35/10 кВ 1,2 секция 10кВ -ТП NN Б-14, Б-54,б-6, б-19, б-3, б-48, б-36, б-32, б-37, б-16, б-56, б-64; ПС Н-15 110/35/10 кВ 1 секция 10кВ - ТП NN м-1, м-2, м-14, 3315, м-5, м-101, м-12, А-5, в-2, В-4, В-3; ПС Н-22 35/10 кВ 1 секция 10кВ - ТП NN В-12, В-19, в22; ПС С-2 110/6 кВ 1,2 секция 6кВ -ТП NN 290, 154, 215, 44, 177, 386, 14, 359, 301, 337, 375, 222, 289, 259, 4, 1, 323, 2, 5, 7, 321, 294, 31, 33, 322; ПС Г-7 35/6 кВ 2 секция 6кВ - ТП NN 295, 378; ПС С-5 110/10 кВ 1,2 секция 10кВ - ТП NN 121, 125, 122, 140, 139; ПС С-6 110/6 кВ 1,2 секция 6кВ - ТП NN 67, 68, 369, 218, 71, 73; ПС С-7 110/10 кВ 1 секция 10кВ - ТП NN 377; ПС С-11 35/10 кВ 1,2 секция 10кВ - ТП NN 16, 17, 22, 20, 373, 418, 113; ПС Г-6 35/6 кВ 1,2 секция 6кВ - ТП NN 321, 308, 30, 445, 433, 432, 431, 448, 132, 442, 441; ПС Г-2 110/35/6 кВ 2 секция 6кВ - ТП NN 192, 208, 410, 193, 157, 176, 387, 389, 164, 315, 228, 105, 388, 449; ПС Г-5 35/6 кВ 1 секция 6кВ - ТП NN 54, 94, 313, 146; ПС Г-14 110/6 кВ 1 секция 6кВ - ТП NN 257, 252, 255, 264, 260, 483, 245; ПС Г-15 110/6 кВ 3 секция 6кВ - ТП NN 199, 198; ПС Ш-9 110/35/6 кВ 1 секция 6кВ - ТП NN 325, 328; ПС Н-13 110/10 кВ 1 секция 10кВ -ТП NN 34; ПС Н-13 110/10 кВ 2 секция 10кВ - ТП NN 115, 612; ПС Ш-12 35/6 кВ 1 секция 6кВ - ТП NN 355, 31, 88, 28, 604; ПС Ш-16 110/35/10 кВ 1 секция 10кВ - ТП NN 20, 609; ПС Ш-20 35/6 кВ 1 секция 6кВ - ТП NN 74, 109, 125, 97, 162, 630, 621; ПС Ш-20 35/6 кВ 2 секция 6кВ - ТП NN 123, 177, 421, 620, 622; ПС Ш-35 110/35/10 кВ 1,2 секция 10кВ - ТП NN 6, 238, 556, 607; ПС Ш-36 110/10 кВ 1 секция 10кВ - ТП NN 389, 391, 405; ПС Ш-38 110/10 кВ 2 секция 10кВ - ТП NN 211, 222; ПС Ш-39 35/10 кВ 1,2 секция 10кВ - ТП NN 484, 169, 268, 269, 608, 270, 628, 633; ПС Ш-40 35/6 кВ 2 секция 6кВ - ТП NN 205, 279, 737; ПС Ш-41 35/6 кВ 1,2 секция 6кВ - ТП NN 10, 213, 589, 596, 50, 54, 281, 304, 430, 476, 155, 569, 656, 657; ПС Ш-42 110/10 кВ 2 секция 10кВ - ТП NN 537, 253, 262, 434, 534; ПС Ш-47 110/10 кВ 2 секция 10кВ - ТП NN 51, 60, 76, 124; ПС Ш-43 110/6 кВ 2 секция 6кВ - ТП NN 200, 206, 249, 526, 278; ПС Ш-48 35/10 кВ 1,2 секция 10кВ - ТП NN 9, 524; ПС Ш-14 110/35/10 кВ 1,2 секция 10кВ - ТП NN 116, 64, 66, 87; ПС Ш-18 35/10 кВ 1,2 секция 10кВ - ТП NN 32, 33, 91; ПС Ш-26 35/10 кВ 1,2 секция 10кВ - ТП NN 127, 177; ПС Ш-31 35/10 кВ 1,2 секция 10кВ - ТП NN 346, 341; ПС Ш-32 35/10 кВ 1 секция 10кВ - ТП NN 424, 15, 14, 220, 95, 19; ПС Ш-34 110/35/10 кВ 3 секция 10кВ - ТП NN 246, 243, 325, 326, 330, 331, 332, 301, 265, 268, 269, 274, 292, 305; ПС Ш-37 110/10 кВ 1,2 секция 10кВ - ТП NN 189.
В письменных пояснениях ПАО "МРСК Юга" подтвердило факт реализации электрической энергии потребителям (юридическим и физическим лицам) в период с 11.12.2017 по 16.03.2018, в том числе после аннулирования 14.02.2018 органом по сертификации сертификата качества электрической энергии N РОСС RU.АА55.В00147, выданного ПАО "МРСК Юга".
В связи с выявленными нарушениями заместителем начальника Ростовского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта в отношении ПАО "МРСК Юга" составлен протокол об административном правонарушении от 16.03.20181 N 07-28/19 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Протокол составлен с участием представителя общества.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении начальником Ростовского отдела госнадзора ЮМТУ Росстнадарта вынесено постановление от 28.03.2018 N 07-29/12 о привлечении ПАО "МРСК Юга" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Дело рассмотрено с участием представителя общества.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
Согласно статье 2 Федерального закона N 35-ФЗ законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
В статье 3 Федерального закона N 35-ФЗ приведены основные понятия такие как:
субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности;
территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В силу положений части 1 статьи 38 Федерального закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
При этом частью 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Согласно пункту 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - постановление N 442) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынков договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 120 постановления N 442 порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с сетевой организацией в целях оказания услуг, по передаче электрической энергии определяется в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
Согласно пункту 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - постановление N 861) потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.
Из комплексного анализа приведенных норм законодательства Российской Федерации следует, что ПАО "МРСК Юга", являясь территориальной сетевой организацией, осуществляющей услуги по передаче электрической энергии на территории Ростовской области, отвечает перед другими участниками розничного рынка электрической энергии, в том числе перед потребителями, за соблюдение обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Таким образом, субъекты электроэнергетики, в том числе, территориальные сетевые организации, несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на них законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, гражданским законодательством и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В связи с вышеизложенным довод ПАО "МРСК Юга" о том, что общество является сетевой организацией и осуществляет только передачу электрической энергии, в связи с чем не может являться субъектом вменяемого ему административного правонарушения, судом первой инстанции обоснованно отклонен.
Территориальные сетевые организации, а также иные субъекты электроэнергетики обязаны обеспечивать соответствие показателей качества электрической энергии обязательным требованиям технических регламентов (ГОСТов) и иным обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Техническое регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона N 184-ФЗ, указанный закон регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее -продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Статья 2 Федерального закона N 184-ФЗ устанавливает понятие технического регулирования, как правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные государственными стандартами, подлежат обязательному исполнению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Таким образом, согласно положениям части 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ установление в нормативно-технических документах обязательных требований к продукции направлено, прежде всего, на обеспечение безопасных условий ее использования (потребления) на всех стадиях жизненного цикла, от производства продукции до ее утилизации.
Несоблюдение установленных законодательством о техническом регулировании обязательных требований, создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Согласно положениям статьи 18 Федерального закона N 184-ФЗ подтверждение соответствия осуществляется в целях:
- удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, документам по стандартизации, условиям договоров;
* содействия приобретателям, в том числе потребителям, в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
* повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
- создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
Согласно части 3 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
В соответствии с Единым перечнем продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982, электроэнергия (код ОКП ОНО) является продукцией подлежащей обязательной сертификации.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Федерального закона N 184-ФЗ общество обязано: обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов; выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия; указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии; предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии) либо регистрационный номер сертификата соответствия или декларации о соответствии; приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено; извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции; приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов; приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек, за исключением продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании данных требований Федерального закона N 184-ФЗ, на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети интернет (gost.ru) опубликована информация, согласно которой нормативным документом, устанавливающим обязательные требования к показателям качества и безопасности электрической энергии, и на предмет соответствия которым проводится обязательная сертификация указанной продукции, является Межгосударственный стандарт ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (далее ГОСТ 32144-2013).
Пункты 4.2.1 и 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 подлежат обязательному применению.
Постановлением Госстандарта России от 16.07.1999 N 36 утверждены Правила проведения сертификации электрооборудования и электрической энергии (далее - Правила), которыми установлены процедура и порядок проведения обязательной сертификации по показателям качества электроэнергии, отпускаемой из электрических сетей гражданам для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Из приведенных правовых норм следует, что сетевая организация обязана иметь действующий сертификат соответствия реализуемой населению энергии требованиям ГОСТа 32144-2013.
Согласно пунктам 8.1, 8.2 и 8.3 правил сертификации подлежит электрическая энергия, поставляемая потребителям из распределительных электрических сетей (центров питания). Получение сертификата не ставится в зависимость от принадлежности электрических сетей. В пункте 8.5 Правил сертификации предусмотрены формы оформления заявок организаций, которым не принадлежат центры питания распределительных электрических сетей, заявляемых на сертификацию электрической энергии.
В силу пункта 2.8 Устава ПАО "МРСК Юга" несет ответственность за деятельность своего филиала и представительства, то есть за деятельность филиала ПАО "МРСК Юга" - "Ростовэнерго", являющегося "Изготовителем" продукции "Электроэнергия".
В соответствии с пунктом 1 Закона Российской Федерации от 07.02.2002 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ N 2300-1) требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
В силу пункта 4 статьи 7 Закона РФ N 2300-1 если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
Не допускается продажа товара без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 указанной статьи.
Таким образом, именно на обществе лежит обязанность поставлять электрическую энергию, соответствующую установленным требованиям законодательства РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона N 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Административным органом зафиксировано и обществом не оспаривается отсутствие в период с 14.02.2018 по 16.03.2018 сертификации электрической энергии, поставляемой потребителям из электрических сетей ПО ЗЭС по адресу: 346500, Ростовская область, г. Шахты, просп. Победы Революции, д. 63, ряда трансформаторных подстанций.
Таким образом, материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждено допущение обществом "МРСК Юга" правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Вина общества в совершении правонарушения является доказанной, поскольку материалы дела не содержат сведений о принятии обществом всех зависящих от него мер к соблюдению требований законодательства Российской Федерации к реализуемой обществом продукции.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении общества административным органом не допущено и заявитель на них не ссылается.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Установленная частью 4 статьи 210 АПК РФ обязанность административного органа по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, не исключает возложенной статьей 65 АПК РФ обязанности каждого участвующего в деле лица представить доказательства, подтверждающие их требования и возражения.
В материалы дела обществом с учетом требований ст. 68 АПК РФ не представлено надлежащих доказательств, опровергающих выявленные в ходе проверки нарушения.
В апелляционной жалобе общество указывает, что им принимались необходимые меры для обеспечения поставки сертифицированной электроэнергии.
Общество также указывает, что на момент аннулирования сертификата 11.12.2017 качество электрической энергии в сетях ПАО "МРСК Юга" было уже проверено органом по сертификации, а именно ООО "Контакт"; общество не имело возможности приостановления передачи электроэнергии; на момент проведения проверки и возбуждения дела сертифицирующим органом завершались работы по сертификации и выдаче сертификатов.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что нарушение было допущено обществом в связи с тем, что сертифицирующей организацией ООО "Энергогарант" было принято решение N 090-12/ССЭЭ/17/РЗ от 14.02.2018 об аннулировании сертификата соответствия N РОСС RU.АА55.В00147 (л.д. 120-121).
При этом, ООО "Энергогарант" направляло в адрес ПАО "МРСК Юга" письма от 19.04.2017 N 035 и от 19.10.2017 N 066, в которых обществу было разъяснено, что учитывая даты выдачи сертификатов соответствия ПАО "МРСК Юга" необходимо пройти процедуру инспекционного контроля, заключив с ООО "Энергогарант". В письме было разъяснено, что при невыполнении требований о проведении инспекционного контроля сертификаты соответствия будут аннулированы.
Таким образом, с апреля 2017 года ПАО "МРСК Юга" было известно о необходимости проведения инспекционного контроля либо получению новых сертификатов соответствия.
Вместе с тем, договор с ООО "Контакт" был заключен обществом 11.07.2017 N 10001701000476 на оказание услуг по сертификации электрической энергии для нужд ПАО "МРСК Юга".
Учитывая и зная дату выдачи сертификата соответствия, будучи проинформированным со стороны органа по сертификации, по истечении одного года с даты выдачи сертификата общество должно было обеспечить реализацию продукции - электроэнергии, - подлежащей обязательному подтверждению соответствия - и прошедшую процедуру сертификации, то есть подтверждение соответствия данной продукции обязательным требованиям.
Общество не приняло всех зависящих от него, в том числе своевременных мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
В связи с непринятием своевременных мер по сертификации продукции, судом не принимаются во внимание ссылки общества о невозможности приостановления электроэнергии, как не исключающие вину организации.
Документальные доказательства (протоколы лабораторных испытаний и сертификат соответствия электрической энергии, действительный в период времени с 14.02.2018 по 16.03.2018), подтверждающие соответствие качества электрической энергии, поставляемой из сетей ПАО "МРСК Юга", требованиям ГОСТ 32144-2013, обществом не представлены.
Таким образом, материалами дела подтверждено виновное совершение обществом правонарушения.
Основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют, в том числе с учетом пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовых обязанностей, поскольку ПАО "МРСК Юга" не признает вину в совершении правонарушения.
Постановление о привлечении к административной ответственности является законным.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение от 21.06.2018 об отказе в удовлетворении заявления общества.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Наличия обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, в том числе необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств, проведения осмотра и исследования доказательств по месту их нахождения, назначения экспертизы или заслушивания свидетельских показаний, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21 июня 2018 года по делу А53-10737/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.