г. Санкт-Петербург |
|
07 сентября 2018 г. |
Дело N А56-88198/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Бургановой А.А.
при участии:
от заявителя: Йалла Н.В. по доверенности от 16.03.2018
от заинтересованного лица: Ниперс Е.В. по доверенности от 04.07.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12566/2018) МП "Всеволожское предприятие электрических сетей" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2018 по делу N А56-88198/2017 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению МП "Всеволожское предприятие электрических сетей"
к УФАС по Ленинградской области
о признании незаконным постановления
установил:
Муниципальное предприятие "Всеволожское предприятие электрических сетей" (ОГРН 1024700557353, адрес: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, ул. Межевая, д. 6-А; далее - заявитель, Предприятие, МП "ВПЭС") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (ОГРН 1089847323026, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 23.10.2017 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 125-05-Ш/17, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 28.04.2018 суд первой инстанции в удовлетворении заявления Предприятию отказал.
Не согласившись с решением суда, Предприятие обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Податель апелляционной жалобы ссылается на то, что Предприятие четырежды привлечено к административной ответственности за нарушение пункта 18 Правил технологического присоединения по одному и тому же договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств.
Судебное разбирательство откладывалось до рассмотрения кассационной жалобы по делу N А56-88657/2017.
В судебном заседании 04.09.2018 произведена замена состава суда в соответствии со статьей 18 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в адрес Ленинградского УФАС России поступило заявление Туманова А.С. (вх. N 7628 от 22.08.2017), представляющего интересы гр. Лоханько В.Л., с информацией о нарушении МП "ВПЭС" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Как видно из материалов дела, между гражданином Лоханько В.Л. и МП "ВПЭС" 18.07.2016 заключен договор N ОД-16/Д-216 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных на принадлежащему гр. Лоханько В.Л. земельному участку по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. Рахья, ул. Строителей, кадастровый квартал N 104, участок N 6, кадастровый номер: 47:07:0903004:59.
Гражданин Лоханько В.Л. 06.07.2017 уведомил (вх. N 17/П-618 от 06.07.2017) МП "ВПЭС" о выполнении по договору N ОД-16/Д-216 технических условий со своей стороны.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 861 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно, в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Энергопринмающие устройства объекта гр. Лоханько В.Л. соответствуют пункту 16 Правил N 861, а согласно выданным МП "ВПЭС" Техническим условиям для присоединения к электрическим сетям (Приложение N 1 к Договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N ОД-16/Д-216 от 18.07.2016), от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционную программу сетевой организации и (или) объектов по производству электрической энергии, следовательно, согласно пункту 16 Правил N 861 - срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению для гр. Лоханько В.Л. должен составлять 4 месяца.
Однако МП "ВПЭС" в пункте 5 Договора установило срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению в 6 месяцев, что является нарушением пункта 16 Правил N 861.
По факту выявленных нарушений в отношении МП "ВПЭС" должностным лицом Ленинградского УФАС России 04.10.2017 составлен протокол об административном правонарушении N 131 по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением УФАС от 23.10.2017 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 125-05-Ш/17 МП "ВПЭС" привлечено к административной ответственности по вышеуказанной квалификации и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом состава и события вменяемого Предприятию административного правонарушения, процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе привлечения Предприятия к административной ответственности, не установил, оснований для признания правонарушения малозначительным, и освобождения Предприятия от административной ответственности по основаниям статьи 2.9 КоАП РФ не выявил, в связи с чем в удовлетворении заявления Предприятию отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер, договор является публичным.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами N 861.
Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
В соответствии с пунктом 16.3 Правил N 861, обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
В соответствии с данной нормой, исполнение обязательства сетевой организации до границ участка заявителя и исполнение обязательства заявителя в границах своего участка не являются встречными и могут исполняться независимо друг от друга.
В соответствии с пунктом 90 Правил N 861, срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний.
На основании изложенного МП "ВПЭС" должно было осуществить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств объекта заявителя к электрическим сетям не позднее 16.07.2017, в случае отсутствия замечаний со стороны сетевой организации в ходе осмотра выполнения Лоханько В.Л. технических условий со своей стороны.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что по результатам осмотра выполнения гр. Лоханько В.Л. технических условий МП "ВПЭС" выдало гр. Лоханько В.Л. Акт проверки соблюдения потребителем условий технологического присоединения к электрическим сетям от 26.07.2017, б/н, подписанный сторонами без замечаний.
Согласно пункту 89 Правил N 861, при невыполнении требований технических условий сетевая организация в письменной форме уведомляет об этом заявителя. При выявлении в ходе осмотра невыполнения заявителем требований технических условий и проектной документации, представляемой в сетевую организацию в соответствии с подпунктом "б" пункта 85 настоящих Правил, сетевая организация по завершении осмотра электроустановок составляет и передает заявителю перечень замечаний, выявленных в ходе проверки и подлежащих выполнению.
После выполнения мероприятий по проверке выполнения гр. Лоханько В.Л. технических условий, произведенной МП "ВПЭС" 26.07.2017, сетевая организация не направляла гр. Лоханько В.Л. каких-либо замечаний, что трактуется как выполнение гр. Лоханько В.Л. технических условий со своей стороны в полном объеме.
Согласно пункту 88 Правил N 861, Акт о выполнении технических условий составляется в отношении заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно по одному источнику электроснабжения, а также заявителей, указанных в пунктах 12(1). 13 и 14 настоящих Правил, и подписывается заявителем и сетевой организацией непосредственно в день проведения осмотра. После проведения осмотра выполнения заявителем технических условий (26.07.2017), по результату которого МП "ВПЭС" не выявило у гр. Лоханько В.Л. замечаний по выполнению технических условий по договору N ОД-16/Д-216 от 18.07.2016, МП "ВПЭС" осуществило повторный осмотр 01.09.2017, по результату которого направило (01.09.2017 б/н) гр. Лоханько В.Л. уведомление о том, что в ходе осмотра электроустановки по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. Рахья, ул.Строителей, кад. кв N 104, участок N 6, кадастровый N 47:07:0903004:59 выявлено невыполнение заявителем требований технических условий по договору N ОД-16/Д-216 от 18.07.2016 и установлены следующие замечания: ответвление воздушной лини 0,4кВ, смонтированное заявителем, выполнено с нарушениями п. 2.3.5 ГТГЭЭП (утв. приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003 г. N 6) и п. 6.6.5.3, пп.2 СП 76.13330.2016 "СНиП 3.05.06-85 Электротехнические устройства" (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16 декабря 2016 г. N 955/пр), а именно, крепление провода выполнено без использования натяжного зажима.
Между тем требование осуществить крепление какого-либо провода с использованием натяжного зажима, выданными гр. Лоханько В.Л. со стороны МП "ВПЭС" Техническими условиями для присоединения к электрическим сетям (Приложение N 1 к Договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N ОД-16/Д-216 от 18.07.2016) не предусмотрены.
Данное требование, не предусмотренное техническими условиями, со стороны МП "ВПЭС" навязывает Лоханько В.Л. проведение работ за границами принадлежащего ему земельного участка и не может являться основанием для неосуществления процедуры технологического присоединения, так как других замечаний о выполнении гр. Лоханько В.Л. технических условий со своей стороны у МП "ВПЭС" не имелось, что в свою очередь является нарушением со стороны МП "ВПЭС" пункта 16.3 Правил N 861.
На основании изложенного МП "ВПЭС" должно было выполнить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств объекта заявителя к электрическим сетям не позднее 16.07.2017.
Однако по состоянию на дату вынесения постановления 23.10.2017 МП "ВПЭС" не выполнило мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств объекта заявителя к электрическим сетям.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что МП "ВПЭС" допущено превышение сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств объекта Лоханько В.Л. к электрическим сетям на 96 дней (на момент вынесения постановления), тем самым нарушен порядок технологического присоединения к электрическим сетям, установленный Правилами N 861.
Управление пришло к выводу о том, что указанные действия Общества нарушают порядок технологического присоединения к электрическим сетям, установленный Правилами N 861, в связи с чем постановлением по делу N 125-05-Ш/17 МП "ВПЭС" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ за нарушение пункта 18 Правил.
Из указанного постановления следует, что Управлением вменено МП "ВПЭС" выявленное в ходе той же проверки нарушение порядка технологического присоединения к электрическим сетям (пункт 82(1) Правил N 861) в отношении одного и того же потребителя, по тому же договору присоединения и за тот же период.
Между тем, по факту нарушения пунктов 82(1), 88, 90, 16 в связи с невыдачей гр.Лоханько В.Л. в ходе проверки выполнения технических условий акта о выполнении технических условий, недопуском прибора учета в эксплуатацию и не выдачей акта допуска прибора учета в эксплуатацию одновременно с актом о выполнении технических условий; не выдачей одновременно с актом о выполнении технических условий 2-х экземпляров ранее полученных от гарантирующего поставщика (ООО "РКС-энерго") подписанных проектов договоров энергоснабжения, МП "ВПЭС" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ четырьмя отдельными постановлениями N 121-05-Ш/17, 123-05-Ш/17, N 124-05-Ш/17, N 125-05-Ш/17 за нарушение порядка технологического присоединения к электрическим сетям, выявленные УФАС в ходе той же проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX Правил.
Согласно пункту 18 д) Правил N 861, мероприятия по технологическому присоединению включают в себя проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 861 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно, в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Апелляционный суд приходит к выводу о том, что пункт 18 "д" Правил N 861 также включает в себя пункты 16, 90, 82(1), 88 Правил технологического присоединения.
Диспозиция части 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение, в том числе Правил N 861. В рамках настоящего дела судом первой инстанции установлено, что Предприятием при проверке соблюдения технических условий по Договору допущено нарушение пункта 16 Правил N 861.
Одновременно с выявлением указанного нарушения Управлением в отношении Предприятия выявлены и другие нарушения Правил N 861 связанные так или иначе с технологическим присоединением по Договору. Выявленные нарушения Правил N 861 стали основанием для привлечения Предприятия к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ еще в трех случаях (постановлении от 23.10.2017 N 121-05-Ш/17, N 124-05-Ш/17 и N 123-05-Ш/17). Предприятие обжаловало данные постановления в арбитражный суд.
В постановлением от 31.08.2018 по делу N А56-88657/2017 суд кассационной инстанции согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанции о законности постановления Управления от 23.10.2017 N 123-05-Ш/17. Судебными актами по делу А56-88657/2017 в удовлетворении требований Предприятию отказано.
Одним из основополагающих принципов административного права является принцип однократности привлечения к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение (часть 5 статьи 4.1 КоАП РФ). Поскольку выявленные Управлением в деянии Предприятия нарушения Правил N 861 связаны с одной процедурой, с одним Договором и выводы о них основаны на результатах одной проверки, данные нарушения Правил N 861 не являются совокупностью административных правонарушений, а лишь указывают на различные эпизоды одного правонарушения.
При изложенных обстоятельствах, с доводом апелляционной жалобы о том, что постановлением от 23.10.2017 по делу об административном правонарушении N 121-05-Ш/17 Предприятие повторно привлечено к административной ответственности за нарушение порядка технологического присоединения к электрическим сетям, установленного Правилами технологического присоединения, выразившееся в невыполнении мероприятий технологического присоединения к электрическим сетям в отношении одного и того же потребителя и по одному Договору присоединения, следует согласиться.
Аналогичная правовая позиция относительно повторности привлечения Предприятия к административной ответственности изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.08.2018 по делу N А56-88657/2017.
Учитывая изложенное, апелляционный суд усматривает наличие обстоятельства, исключающего привлечение Предприятия к ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ за нарушение порядка технологического присоединения.
Принимая во внимание изложенное, обжалуемое решение подлежит отмене, а апелляционная жалоба Предприятия удовлетворению, постановление Управления от 23.10.2017 по делу об административном правонарушении N 125-05-Ш/17 о привлечении МП "Всеволожское предприятие электрических сетей" к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 апреля 2018 года по делу N А56-88198/2017 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 23.10.2017 по делу об административном правонарушении N 125-05-Ш/17.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.