г. Киров |
|
07 сентября 2018 г. |
Дело N А82-19065/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Поляшовой Т.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.
при участии в судебном заседании представителей:
истца - Красковской М.В., по доверенности от 05.06.2018,
ответчика - Зайченко С.В., по доверенности от 14.11.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - закрытого акционерного общества "Трудовик", ИНН 7622000143, ОГРН 1027601050883
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 19 мая 2018 года по делу N А82-19065/2017, принятое судом в составе судьи Шадриновой Л.А.
по иску департамента лесного хозяйства Ярославской области (ИНН 7603035944 ОГРН 1077603000254)
к закрытому акционерному обществу "Трудовик" (ИНН 7622000143 ОГРН 1027601050883),
третьи лица: администрация Переславского муниципального района Ярославской области, департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области, ГКУ ЯО "Переславское лесничество",
о взыскании задолженности, неустойки и расторжении договора аренды лесного участка,
установил:
департамент лесного хозяйства Ярославской области (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к закрытому акционерному обществу "Трудовик" (далее - Общество, ответчик, заявитель) о взыскании 568 444 руб. 64 коп. задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 17.12.2008 N 157 (далее - Договор) за период с 01.01.2014 по декабрь (частично) 2015 года, 169 123 руб. 79 коп. неустойки за период с 01.04.2014 по 16.04.2018, о досрочном расторжении Договора.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Переславского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация), департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее - Департамент), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области (далее - Учреждение), ГКУ ЯО "Переславское лесничество" (далее - Лесничество).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 19 мая 2018 года иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении иска отказать.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней заявитель указывает, что суд не устанавливал, как повлияло изменение категории и разрешенного пользования земельного участка на договорное правоотношение. Оставление данных обстоятельств вне судебного исследования повлекло отсутствие необходимости выяснять субъектный состав правоотношений или круг лиц, права и обязанности которых будут затронуты данным судебным решением (для периода 2013-2015). В итоге суд вынес решение, которым затронуты права и обязанности лица, не привлеченного к участию в деле. Материалами дела подтверждается (т. 1 л.д. 87), что в период с 16.12.2012 по 14.12.2015 в государственном кадастре недвижимости (ГКН) земельный участок имел категорию "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства". Департамент не может осуществлять полномочия собственника в отношении земель сельскохозяйственного назначения, не имеет права получать и администрировать платежи от использования таких земель. Также истец не смог пояснить, почему им не исполнялся Порядок администрирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы РФ. Истцом не представлено доказательств того, что в указанный период он совершал действия по контролю за исполнением арендатором мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Суд не оценивал протоколы судебных заседаний по делу N 2-1301/2015, рассмотренному Переславским районным судом. Они подтверждают, что Департамент не исполнял договор аренды в 2013-2015 годы. Суд со ссылкой на материалы дела не уточняет, какими "соответствующими документами" подтверждено фактическое использование земельного участка в 2013-2015 годы, что является нарушением п.2 ч.4 ст. 170 АПК РФ. В отношении земельного участка с кадастровым номером 76:11:111401:209 осуществлялся перевод из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в земли "лесного фонда" на основании постановления Правительства ЯО от 09.10.2008 N 537-п, позже признанного частично недействующим. Таким образом, земельный участок N 76:11:111401:209 площадью 4 045 на и лесной участок площадью 3 679 га, находившийся в безвозмездном пользовании по договору N б/н от 15.07.1998 - это разные участки, хотя их территория частично совпадала. Игнорирование судом сведений ГКН является нарушением п. 1 ч. 2 ст. 270 АПК РФ. Использование арендатором земельного участка по целевому назначению, указанному в Договоре, неизбежно повлекло нарушение целевого использования, указанного в ГКН, что является нарушением обязанностей землепользователя. Суд не мотивировал, как можно было использовать земельный участок, заготавливая древесину, не нарушая при этом целевого использования согласно ГКН. В 2013-2015 годы не было определенности в том, кто имеет распорядительные полномочия в отношении земельного участка. Регистрация федеральной собственности была произведена в силу того, что участок, по сведениям ГКН, был лесным. Перевод в земли лесного фонда был признан незаконным. Отсюда порочность основания возникновения права собственности РФ. Этим объясняется, почему Департамент обнаружил недоимку по арендной плате за 2014-2015 годы только в 2017 году. Земельный участок из федеральной собственности не выбывал, поэтому судебным решением затрагиваются права органа по управлению федеральным имуществом - Росимущество, который к участию в деле не привлекался.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что согласно приказу Росимущества от 16.12.2016 N 453 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" МТУ Росимущества не осуществляет администрирование платежей за пользование федеральным имуществом, а значит, не обладает полномочиями по получению платежей за пользование земельным участком, отнесенного к федеральной собственности. В решении Переславского районного суда Ярославской области от 13.08.2015 по делу N2-1301/2015 также было установлено, что Договор в период с 16.12.2012 по 13.12.2015 действует, не оспорен, исполняется сторонами. Довод апеллянта о том, что предмет договора безвозмездного пользования участками лесного фонда от 15.07.1998 и предмет Договора являются различными объектами права, не соответствует действительности. Просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Более подробно позиция истца изложена письменно.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 19 мая 2018 года проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
17.12.2008 Департамент (Арендодатель) и Общество (Арендатор) заключили Договор, согласно которому Арендодатель, действующий в соответствии со статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов РФ от 04.11.2007 N 258, обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, площадью 4 045 га, расположенный по адресу: Ярославская область, Переславский район, ГУ ЯО "Переславское лесничество", Заладьевское участковое лесничество, кварталы NN 1-19, новая нумерация кварталов 2001-2019.
Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1 и 2 к Договору, границы определены в плане лесного участка.
Лесной участок передается для использования в целях и объемах согласно приложению N 3 к Договору.
В соответствии с пунктом 7 Договора размер арендной платы подлежит изменению не чаще одного раза в год пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Договора за нарушение сроков внесения арендной платы Арендатор уплачивает неустойку в размере учетной ставки банковского процента.
В разделе 2 Договора и Приложении N 4 к Договору стороны определили размер и порядок внесения арендной платы.
В пункте 1 дополнительного соглашения от 11.04.2011 к Договору стороны предусмотрели, что в случае, если арендатором не подана лесная декларация или задекларирована только часть ежегодного расчетного объема заготовки древесины, размер арендной платы за незадекларированный объем заготовки древесины рассчитывается исходя из породного состава и товарной структуры лесных насаждений, запроектированных для заготовки древесины проектом освоения лесов.
Срок действия Договора установлен с 17.12.2008 по 14.07.2047 (пункт 21 Договора).
Лесной участок передан в аренду по акту приема-передачи от 17.12.2008.
Договор прошел государственную регистрацию 25.05.2009.
В претензиях от 20.06.2017 N 169, от 02.08.2017 N 213, от 12.10.2017 N 330 истец предложил ответчику погасить образовавшуюся задолженность и рассмотреть вопрос о расторжении Договора. Также Департамент указал, что в случае не выполнения указанных требований в срок до 11.11.2017, Департамент обратится в суд с требованием о расторжении договора.
Претензия оставлена ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
В статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с частью 1 статьи 610, частью 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации (пункт 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В статье 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
Арендные правоотношения подчиняются правилу встречного исполнения обязательств, по которому у арендатора возникает обязанность по внесению арендных платежей после исполнения арендодателем обязательства по предоставлению объекта найма во временное пользование.
При этом передаваемое имущество должно быть в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества (пункт 1 статьи 611 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, исчерпывающий перечень которых приведен в данной норме, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Земельный кодекс Российской Федерации не устанавливает порядок первоначального отнесения земельных участков к той или иной категории по целевому назначению, то есть при формировании земельных участков.
Статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет порядок перевода земель из одной категории в другую и предусматривает перечень документов, в которых может указываться категория земель. К числу таких документов относятся, в том числе, акты государственных органов и органов местного самоуправления, договоры, предметом которых являются земельные участки, государственный кадастр недвижимости, документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По смыслу пункта 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
При этом следует руководствоваться пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", согласно которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Таким образом, основным критерием отнесения земельного участка к той или иной категории по целевому назначению является фактическое использование данного земельного участка, подтверждаемое соответствующими документами.
В силу статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно пункту 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (пункты 1 и 3 статьи 6, статьи 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Аналогичные положения об определении границ участков лесного фонда в лесоустроительной документации содержатся в статьях 72 и 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено, в том числе, на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Вопрос категории спорного земельного участка был предметом рассмотрения дела N 2-1301/2015 в Переславском районном суде Ярославской области, что нашло отражение в решении от 13.08.2015. Судом установлено, что земельный участок относится к землям лесного фонда, так как занят лесными насаждениями, ранее относился к колхозным лесам, составляющим наряду с лесами государственного значения единый государственный лесной фонд, и с начала его использования фактически по своему целевому назначению относится к землям лесного фонда; отнесение данного земельного участка к лесному фонду подтверждается всеми документами по его предоставлению в пользование, материалами лесоустройства.
В решении Ярославского областного суда от 13.06.2012 N 3-18/2012 указано на оценку процедуры перевода земельного участка из одной категории в другую и, что материалами дела не устанавливалось отнесение земельного участка к сельскохозяйственным угодьям земель сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, из материалов дела следует, что с момента подписания Договора у ответчика не имелось сомнений относительного того, что в пользовании у него находится именно участок лесного фонда в границах землепользования. При этом отсутствуют доказательства об имевшихся намерениях либо фактическом использовании участка для целей ведения сельского хозяйства, выращивания сельскохозяйственных культур, какая-либо переписка относительно того, что рубки лесных насаждений на нем не определяли характер пользования участком в целом.
Годовой размер арендной платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Наличие задолженности по арендной плате подтверждается материалами дела.
При передаче имущества в аренду стороны согласовали все существенные условия сделки, Договор подписан контрагентами без разногласий и дополнений, по акту приема-передачи объект передан арендатору в надлежащем состоянии и пригоден для использования в целях его предоставления, каких-либо претензий со стороны арендатора относительно передаваемого участка не имелось, равно как и сомнений относительного пользования именно участком лесного фонда в соответствии с планом лесного участка, приложенным к договору, и проектом освоения лесов, утвержденным Департаментом.
Доказательств недействительности материалов лесоустройства, на основании которых определен предмет Договора, и использование этого участка для целей ведения сельского хозяйства материалы дела не содержат.
Бесспорных доказательств, свидетельствующих о наличии у арендатора препятствий в пользовании этим участком в соответствии с целями, предусмотренными договором аренды, в материалы дела не представлено.
Действующее законодательство и условия Договора не предусматривают возможность освобождения арендатора от обязанности по своевременному внесению арендной платы в зависимости от неиспользования лесного участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца.
Довод заявителя о том, что предмет договора безвозмездного пользования участками лесного фонда от 15.07.1998 и предмет Договора являются различными объектами прав, несостоятелен.
Из пояснений Департамента следует, что 15.07.1998 Обществу был предоставлен лесной участок площадью 3570 га в безвозмездное пользование.
При подготовке постановления Правительства ЯО от 09.10.2008 N 537-П "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" было проведено межевание, в соответствии с которым в лесной участок также были включены площади нелесных земель (болота. Дороги и т.д.) Площадь участка увеличилась до 4 045 га, однако, изменения в договор от 15.07.1998 не вносились.
В последующем, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", договор от 15.07.1998 был переоформлен на основании заявления Общества, в котором уже указывается площадь 4 045 га.
Переоформление производилось по земельному балансу, предоставленному Управлением Росреестра по Ярославской области. Согласно экспликации земель по состоянию на 01.01.2010 Обществу предоставлен в пользование лесной участок общей площадью 4 045 га, состоящий из 3 646 га покрытых лесными насаждениями, 324 га покрытых древесно-кустарниковой растительностью, 67 га занятых болтами, 3 га занятых водными объектами, 5 га занятых дорогами.
Иные доводы заявителя жалобы несостоятельны и не влияют на правильность принятого судебного акта.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.05.2018 по делу N А82-19065/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Трудовик" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-19065/2017
Истец: департамент лесного хозяйства Ярославской области
Ответчик: ЗАО "ТРУДОВИК"
Третье лицо: Администрация Переславского муниципального р-на ЯО, ГКУ ЯО "Переславское Лесничество", Департамент имущественных и земельных отношений ЯО, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по ЯО