г. Владимир |
|
06 сентября 2018 г. |
Дело N А39-576/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2018 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Волгиной О.А., Вечканова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рогановым С.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саранск" на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 24.05.2018 по делу N А39-576/2018, по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саранск" (ОГРН 1021300971515, ИНН 1300003220) к обществу с ограниченной ответственностью Финансовая строительная компания "РуссТЭК" (ОГРН 1131328001530, ИНН 1328008203), при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия и Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия,
о взыскании задолженности в сумме 92 397 руб. 97 коп.,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саранск" обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Финансовая строительная компания "РуссТЭК" о взыскании с задолженности по договору поставки газа от 10.09.2016 за октябрь 2017 года в сумме 92 397 руб. 97 коп.
Решением от 24.05.2018 Арбитражный суд Республики Мордовия взыскал с общества с ограниченной ответственностью Финансовая строительная компания "РуссТЭК" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саранск" задолженность в сумме 64 761 руб. 59 коп., судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2590 руб. 52 коп. В остальной части иска отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Газпром обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении иска на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять новый судебный акт, об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Истец настаивает на том, что отсутствовали основания для отказа в удовлетворении иска в части. Применение судом первой инстанции к расчетам сторон по договору недействующей оптовой цены на газ привело к неверному расчету задолженности.
По мнению заявителя, вывод суда первой инстанции о применении к правоотношениям сторон регулируемой цены на газ 4418 руб./1000 куб.м. (без НДС), установленной приказом Федеральной службы по тарифам от 08.06.2015 N 218-э/3 и действовавшей в период с 01.01.2017 по 30.06.2017, противоречит нормам пункта 4, статьи 421, пунктов 1 и 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 21 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), пунктам 15.1 и 15.2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 1021), приказу Федеральной антимонопольной службы от 13.06.2017 N 776/17.
Истец полагает, что в период действия договора поставки от 10.09.2016 N 31-5-6879/17-ДП приказом Федеральной антимонопольной службы от 13.06.2017 N 776/17 установлены новые предельные значения минимального и максимального уровня оптовых цен по Республике Мордовия в размере 4173 руб. и 4590 руб. за 1000 куб.м. (без НДС). Отказ ответчика от подписания дополнительного соглашения от 26.06.2017 N 2/17-Ц по цене на газ с 01.07.2017 ввиду изменения регулируемой цены не предоставляет правовой возможности продолжения покупателем применения договорной цены, установленной согласно приказу Федеральной службы по тарифам от 08.06.2015.
Газпром считает неверным вывод суда о том, что ранее установленная регулируемая цена и определенная на ее основе договорная цена на газ не выходит за рамки государственного регулирования по приказу Федеральной антимонопольной службы от 13.06.2017 N 776/17 и больше соответствует максимальному уровню цен.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе от 29.05.2018 и дополнении к ней от 16.08.2018.
В судебное заседание заявитель не явился, извещен.
Истец в судебное заседание также не явился, направил отзыв, в котором изложил свои возражения по доводам жалобы.
Министерство и РСТ Республики Мордовия отзыв на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что 10.09.2016 между сторонами спора заключен договор поставки газа N 31-5-6879/17-ДП, по условиям которого поставщик обязался в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 поставлять газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненый, цена которого является государственно регулируемой, а покупатель обязался получать (выбирать) и оплачивать стоимость газа, снабженческо-сбытовых услуг и услуг по транспортировке по распределительным сетям АО "Саранскмежрайгаз".
Цена на газ по договору (без НДС) на выходе из сетей газораспределения ГРО формируется из регулируемых оптовой цены на газ, определенной по соглашению сторон в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен, платы за снабженческо-сбытовые услуги и тарифа на транспортировку газа по сетям ГРО, определенных в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации. Кроме того, сверх цены на газ по Договору к оплате предъявляется НДС по ставке, установленной законодательством Российской Федерации (пункт 5.1. договора).
Согласно пункту 5.2. договора поставки газа цены на газ, установлены на объемную единицу измерения газа (1 тыс. куб. метров), приведенную к стандартным условиям (температура + 20 градусов по Цельсию, давление 101, 325 кПа (760 мм ртутного столба), влажность 0%, при расчетной теплоте сгорания 7900 ккал/куб.м. (33080 кДж/куб.м). При отклонении фактической объемной теплоты сгорания (ОТС) от расчетной, Поставщик ежемесячно производит перерасчет цен на газ пропорционально отношению фактической теплоты сгорания к расчетной по договору.
Фактическая стоимость газа, выбранного по договору в месяце поставки газа, отражается в товарной накладной на отпуск газа, конденсата оформленного по форме ТОРГ-12 (пункт 5.3 договора).
В силу пункта 5.5.2 договора окончательные расчеты за поставленный газ производятся в срок до 10 (десятого) числа месяца, следующего за месяцем поставки газа.
Срок действия договора с 01.01.2017 по 31.12.2017 (п.8.1 договора).
В рамках исполнения договора поставки газа в период с 01.10.2017 по 31.10.2017 ответчику поставлено 131,010 тыс. куб. м. газа, фактической объемной теплотой сгорания 8211 ккал/куб.м., что подтверждается актом поданного - принятого газа от 31.10.2017 и не оспаривается сторонами.
Согласно выставленной поставщиком товарной накладной на отпуск газа N 25843 от 31.10.2017 стоимость поставленного ответчику в указанный период газа составила 812973 руб.54 коп. Фактически оплачено ответчиком 720 575 руб. 57 коп..
Поскольку направленная 27.12.2017 истцом в адрес ответчика претензия с требованием о погашении образовавшейся задолженности, оставлена последним без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с исковыми требованиями.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По правилам пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по общему правилу оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Факт поставки газа в спорный период, его объем и качество подтверждены материалами дела и сторонами не оспаривается.
В соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Постановление N 1021) цены на газ, добываемый открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям на территории Российской Федерации, подлежат государственному регулированию.
В силу пункта 3 Постановления N 1021 цена на газ для конечного потребителя на границе раздела газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям, специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, и платы за снабженческо-сбытовые услуги.
Согласно пункту 11 Постановления N 1021 государственное регулирование цен на газ (за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на товарных биржах) и тарифов на услуги по его транспортировке осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней.
Органом, осуществляющим правовое регулирование и установление цен на газ, а также тарифов на услуги по транспортировке газа и платы за оказываемые поставщиками газа снабженческо-сбытовые услуги, является Федеральная служба по тарифам (далее - ФСТ).
Согласно приказу Федеральной службы по тарифам от 08.06.2015 N 218-э/3 предельный минимальный уровень оптовых цен на газ по Республике Мордовия с 01.07.2015 составлял 4016 руб./1000 м3 (без НДС), максимальный соответственно 4418 руб./1000м3 (без НДС).
Во исполнение пункта 5.1.2 договора стороны подписали дополнительное соглашение по цене N 1/17-Ц от 20.12.2016, где предусмотрели с 01.01.2017 оптовую цену на газ в ее максимальном размере утвержденным уполномоченным органом в сумме 4418 руб./1000м3. (без НДС).
В период действия договора приказом ФАС России от 13.06.2017 N 776/17 с 01.07.2017 были установлены новые предельные значения минимального и максимального уровня оптовых цен на газ по Республике Мордовия в размере соответственно 4173 руб. и 4590 руб. за 1000м3 (без НДС).
Дополнительных соглашений в 2017 году об изменении цен на газ стороны не заключали.
Как следует из материалов дела, отношения сторон основаны на договоре поставки газа от 10.09.2016 N 31-5-6879/17-ДП.
В пункте 5.1 договора установлено, что цена на газ по договору (без НДС) на выходе из сетей газораспределения ГРО формируется из регулируемых оптовой цены на газ, определенной по соглашению сторон в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен, платы за снабженческо-сбытовые услуги и тарифа на транспортировку газа по сетям ГРО, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Кроме того, сверх цены на газ по Договору к оплате предъявляется НДС по ставке, установленной законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5.1.2 договора стороны определили, что цена на газ независимых организаций по договору (без НДС) на выходе из сетей газораспределения ГРО формируется из эквивалентна регулируемой оптовой цены, определенной по соглашению сторон в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен, эквивалентна платы за снабженческо-сбытовые услуги, установленной в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, тарифа на транспортировку газа по сетям ГРО, определяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Оптовая цена на газ будет согласована сторонами отдельным дополнительным соглашением.
В пункте 15.1 Постановления N 1021 указано, что оптовые цены на газ определяются по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен с учетом особенностей, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Таким образом, уполномоченным органом стороны ограничены в определении цены на газ рамками предельных минимальных и максимальных значений.
Из материалов дела следует, что цена, которая согласована в дополнительном соглашении от 20.12.2016 N 1/17-Ц, не превышает предельного максимального уровня оптовых цен на газ, установленных приказом ФАС России от 13.06.2017 N 776/17, находится в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика в пользу истца 64 761 руб. 59 коп. исходя из расчета 4418 руб. за 1000 куб.м.
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств, фактической оплаты долга в установленной судом первой инстанции суммы.
Довод заявителя о неправомерном применении судом первой инстанции к правоотношениям сторон регулируемой цены на газ 4418 руб./1000 куб.м. (без НДС), установленной приказом Федеральной службы по тарифам от 08.06.2015 N 218-э/3 отклоняется судом апелляционной инстанции, как противоречащий условиям пункта 5.1.2 договора и пункта 15.1 Постановления N 1021.
Утверждение истца о том, что ответчик отказался от подписания дополнительного соглашения, в котором согласована иная цена на газ, не принимается судом апелляционной инстанции, как не имеющие правового значения, поскольку цена на газ сторонами не изменена, а в случае несогласия изменить цену на газ истец не воспользовался своим правом обратиться в суд для разрешения спорного вопроса. Из положений абзаца третьего пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицо, являясь хозяйствующим субъектом и действуя в рамках предпринимательской деятельности, осуществляемой им на свой риск, должно проявлять достаточную осмотрительность в делах.
Ссылка истца на то, что им закупается газ по цене выше, чем определена судом при расчете при рассмотрении настоящих требований, несостоятельна, поскольку правоотношения истца с иными лицами не могут быть учтены в рассмотрении взаимоотношений истца и ответчика.
Доводы Газпрома о том, что при принятии приказа ФАС России об установлении оптовых цен на газ стороны должны были внести изменения в условия договора и условия дополнительного соглашения не могут применяться, отклоняются судом апелляционной инстанции. В пункте 9.6 договора стороны закрепили, что в случае внесения изменений в действующие нормативные акты либо принятие новых нормативных актов, регулирующих вопросы газоснабжения и ценообразования в Российской Федерации, стороны обязуются внести соответствующие изменения в договор. Из данных условий следует, что стороны обязуются внести изменения. Между тем, сторонами не внесены какие-либо изменения в условия договора путем принятия нового дополнительного соглашения. Дополнительное соглашение от 20.12.2016 является неотъемлемой частью договора, который действовал по 31.12.2017, то есть в спорный период.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и могли бы повлиять в той или иной степени на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 24.05.2018 по делу N А39-576/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саранск" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.А. Богунова |
Судьи |
О.А. Волгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.