г. Хабаровск |
|
05 сентября 2018 г. |
А37-42/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей Брагиной Т.Г., Тихоненко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фермерское хозяйство "Лукоморье"
на решение от 26 апреля 2018 г.
по делу N А37-42/2018
Арбитражного суда Магаданской области,
принятое судьей Кудым С.Е.,
по иску Министерства сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия Магаданской области (ОГРН 1024900954913, ИНН 4909002450, место нахождения: 685000, г. Магадан, ул. Пролетарская, д. 14)
к обществу с ограниченной ответственностью "Фермерское хозяйство "Лукоморье" (ОГРН 1144910002643, ИНН 4909120246, место нахождения: 685000, г. Магадан, ул. Зайцева, д. 1, склад 7/2)
о взыскании 4 595 300 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия Магаданской области обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Фермерское хозяйство "Лукоморье" о взыскании 4 595 300 руб. бюджетных средств, перечисленных в качестве субсидии на возмещение затрат на приобретение сельскохозяйственной техники.
В рамках государственной программы Магаданской области "Развитие сельского хозяйства Магаданской области на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением администрации Магаданской области от 20 ноября 2013 г. N 1143-па, в соответствии с постановлением Правительства Магаданской области от 06.02.2014 N 71-пп "О мерах по реализации государственной программы Магаданской области "Развитие сельского хозяйства Магаданской области на 2014-2020 годы" (далее - Порядок), по заключенному сторонами соглашению от 05.04.2017 N 65 производителю сельскохозяйственных товаров из областного бюджета на возмещение затрат на приобретение сельскохозяйственной техники предоставлена субсидия. Установив факт невыполнения обществом условий предоставления субсидий, министерство направило в адрес общества требование о возврате неиспользованной по целевому назначению субсидии и, не получив гарантированное обществом исполнение, обратилось в арбитражный суд.
Решением суда от 26 апреля 2018 г. иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе общество "Фермерское хозяйство "Лукоморье" просит решение суда отменить, ссылаясь на приведенные в суде первой инстанции доводы о том, что не использование субсидии не свидетельствует о нецелевом ее расходовании и не является основанием для возврата в бюджет.
В отзыве на жалобу министерство просит принятый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 05.04.2017 между истцом (главный распорядитель) и ответчиком (получатель) заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета юридическому лицу - производителю товаров, работ услуг в рамках государственной программы Магаданской области "Развитие сельского хозяйства Магаданской области на 2014-2020 годы" в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг N 65.
Согласно пункту 5.1. соглашения главный распорядитель обязан осуществлять контролировать соблюдение получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии; в случае, если получателем допущены нарушения условий представления субсидии, нецелевое использование субсидии, не достигнуты значения показателей результативности, установленных Порядком предоставления субсидий, а также в случае образования неиспользованного в отчетном финансовом году остатка субсидии и отсутствия решения главного распорядителя, принятого по согласованию с министерством финансов Магаданской области, о наличии потребности в указанных средствах, предусмотренных настоящим соглашением, направлять получателю требование о возврате полученной субсидии в областной бюджет в 10-дневный срок.
В свою очередь получатель субсидии обязан использовать субсидии по целевому назначению в срок: 60 календарных дней и обеспечить достижение значений показателей результативности, установленных в соответствии с Порядком предоставления субсидий (пункт 5.3 соглашения).
Во исполнение условий соглашения, по результатам рассмотрения представленных главному распорядителю документов, ответчику из областного бюджета была перечислена субсидия в размере 4 892 900 руб., что подтверждается платежным поручением N 819372 от 28.06.2017.
В срок до 5 октября 2017 г. документы, подтверждающие приобретение техники и оборудования в соответствии с подпунктом "б" пункта 2.7.1.3 Порядка предоставления субсидий, общество "Фермерское хозяйство "Лукоморье" представило министерству документы на приобретение оборудования только на сумму 68 110 руб., из которых в счет погашения субсидии министерством отнесено 47 600 руб.
В срок до 31 октября 2017 г., указанный министерством в требовании от 18.10.2017, ответчик неиспользованные по целевому назначению денежные средства в размере 4 845 300 руб. не вернул.
03.11.2017 ответчик платежным поручением N 146 возвратил истцу 250 000 руб., остаток задолженности составил 4 595 300 руб.
В ответ на претензию от 08.11.2017 ответчик представил гарантийное письмо о перечислении остатка задолженности до 31.12.2017, которое так и не было исполнено.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 28, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Магаданской области от 06.02.2014 N 71-пп "О мерах по реализации государственной программы Магаданской области "Развитие сельского хозяйства Магаданской области на 2014-2020 годы" исковые требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда по приведенным в апелляционной жалобе получателем субсидии доводам.
Согласно статье 78 БК РФ субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 3 названной статьи указанного Кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с постановлением Правительства Магаданской области от 06.02.2014 N 71-пп "О мерах по реализации государственной программы Магаданской области "Развитие сельского хозяйства Магаданской области на 2014-2020 годы" (далее - Порядок) главным распорядителем средств бюджета Магаданской области, осуществляющим организацию предоставления субсидий, является министерство сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия Магаданской области. Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных главному распорядителю бюджетных средств, на соответствующие цели в порядке, установленном разделом II настоящих Правил (1.3.). Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) за счет средств областного бюджета, отвечающим следующим критериям:
- наличие заключенного Соглашения о взаимодействии при реализации инвестиционного проекта с Правительством Магаданской области;
- включение в реестр инвестиционных проектов и предложений Магаданской области.
Размер предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий рассчитывается Минсельхозрыбпродом исходя из объема бюджетных ассигнований областного бюджета по основному мероприятию, с учетом доли субсидии на направление, по ставке, рассчитанной путем деления объемов бюджетных ассигнований на затраты по приобретению техники и оборудования, но не более 70 процентов (включительно) затрат на приобретение техники и оборудования, определяемой на основании документов, представленных сельскохозяйственными товаропроизводителями по перечню и в сроки согласно подпункту 2.7.1.3 настоящего пункта.
Субсидии выплачиваются два раза в год:
- в виде финансового обеспечения затрат, требующих последующего подтверждения их использования, в размере 50 процентов, от предельного размера возмещения;
- после понесенных затрат (п. 2.7.1.2 Порядка).
Согласно пункту 1.12. Порядка субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Получатели субсидий несут ответственность за нецелевое использование субсидий (грантов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Минсельхозрыбпрод, а также органы государственного финансового контроля Магаданской области осуществляют обязательную проверку соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий в соответствии с действующим законодательством.
Минсельхозрыбпрод имеет право осуществлять проверку соответствия действительности сведений, содержащихся в представляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями документах, на получение субсидий.
Остаток субсидии, предоставленной получателю субсидии, но не использованной в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных Соглашением о предоставлении субсидии, подлежит возврату в областной бюджет.
Получатель субсидии, не использовавший предоставленную субсидию в сроки, установленные разделом II настоящих Правил, по соответствующим направлениям государственной поддержки отчетного финансового года, осуществляет возврат остатка субсидии в областной бюджет в 10-дневный срок с момента получения требования.
В случае невозврата остатка субсидии взыскание производится в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 289 БК РФ, регулирующая последствия нецелевого использования бюджетных средств, предусматривает меру принуждения - изъятие бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
В рассматриваемом случае по соглашению от 05.04.2017 субсидия предоставлена из областного бюджета в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с возмещением части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования (пункт 1.1 соглашения).
Вследствие не предоставления обществом документов, подтверждающих использование остатка субсидии в отчетном финансовом году и невозврата денежных средств в областной бюджет, у общества возникла обязанность возвратить в бюджет остаток неиспользованных денежных средств 4 595 300 руб.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что требуемые министерством документы предоставляются только после понесенных затрат, и не использование остатка субсидии не свидетельствует о нецелевом ее расходовании и не является основанием для возврата в бюджет, основан на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
С учетом вышеизложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения суда, судебная коллегия не установила.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 26 апреля 2018 г. по делу N А37-42/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.