г. Пермь |
|
05 сентября 2018 г. |
Дело N А71-21618/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 сентября 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В. Г.,
судей Васевой Е.Е., Васильевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания Кривощековой С.В.,
при участии
от заинтересованного лица Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (Филиал N 7) - Ярхова Л.М., предъявлен паспорт, доверенность от 29.12.2017;
в отсутствие представителей заявителя, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу заинтересованного лица Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (Филиал N 7)
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29 мая 2018 года
по делу N А71-21618/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Консалтинг" (ОГРН 1141839000412, ИНН 1839006686)
к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (Филиал N 7) (ОГРН 1021801655864, ИНН 1831015135)
о признании незаконными и отмене решений
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Консалтинг" (далее - заявитель, общество, ООО "Консалтинг") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене решений Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования по Удмуртской Республики (далее - Фонд социального страхования, ответчик) о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 07.11.2017 N 40, об отказе в выделении средств на возмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения от 07.11.2017 N 2022.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29 мая 2018 года решения N 40 от 07.11.2017 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, N 2022 от 07.11.2017 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (филиал N 7), г. Можга вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Консалтинг", д. Лесная Поляна признаны незаконными. На Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (филиал N 7) возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Консалтинг", д. Лесная Поляна. С Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике в пользу общества с ограниченной ответственностью "Консалтинг", д. Лесная Поляна взыскано 6000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Заинтересованное лицо, не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
В апелляционной жалобе Фонд социального страхования настаивает на правомерности решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения и отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов на выплату Чащиповой О.Г. пособия по беременности и родам. Заявитель жалобы отмечает, что не оспаривает право застрахованного лица, работающего по совместительству, на получение пособия по беременности и родам в случае работы менее двух лет, при этом в спорном случае пособие по беременности и родам выплачивается по правилам части 2.1 статьи 13 закона N 255-ФЗ по одному из последних мест работы по выбору застрахованного лица с учетом заработка за время работы у другого (других) работодателя. Поскольку на момент наступления страхового случая, отпуска по беременности и родам (07.03.2017) Чащипова О.Г. была трудоустроена у двух работодателей (ПАО "Газпромспецгазавтотранс" - основное место работы и ООО "Консалтинг" - работа по совместительству), а в двух предшествующих календарных годах (2015 и 2016) была занята только у одного из этих страхователей, то выплата пособия по беременности и родам осуществляется в соответствии с частью 2.2. статьи 13 закона N 255-ФЗ. Как указывает заинтересованное лицо, пособие по беременности и родам выплачивается застрахованному лицу всеми работодателями по всем местам работы в соответствии с частью 2 статьи 13 закона N 255-ФЗ только в том случае, если на момент наступления страхового случая и в двух предшествующих страховому случаю календарных годах застрахованное лицо работало у этих страхователей, то есть Чащиповой О.Г. выгоднее было получить пособие в соответствии с частью 2.1 статьи 13 закона N 255-ФЗ у одного из работодателей по ее выбору с учетом заработка по всем видам работы.
Общество представило возражения на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица на доводах жалобы настаивала, просила решение отменить, жалобу удовлетворить.
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направил, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 22.09.2016 ООО "Консалтинг" обратилось в филиал N 7 Государственного учреждения-регионального отделения фонда социального страхования по Удмуртской Республики с заявлением о выделении средств на выплату страхового обеспечения в размере 17387,22 руб. В подтверждение наступления страхового случая заявителем был представлены листки нетрудоспособности на Чащипову О.Г. N 254923582302 с 07.03.2017 по 24.07.2017 и N 254936617562 с 25.07.2017 по 09.08.2018.
Фондом социального страхования на основании представленного расчета и приложенных документов проведена камеральная проверка по вопросу правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, по результатам которой составлен акт от 29.09.2017 N 41 и принято решение о непринятии к зачету расходов общества на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 07.11.2017 N 40, в соответствии с которым не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные обществом с нарушением законодательства, в сумме 22117 руб. 80 коп., а также решение от 07.11.2017 N 2022 об отказе в выделении средств на возмещение расходов общества на выплату страхового обеспечения в сумме 17387 руб. 22 коп.
Основанием для принятия решений послужили выводы фонда социального страхования о том, что страхователем выплачено пособие по беременности и родам совместителю неправомерно, так как у работника на момент страхового случая нет заработка у данного работодателя в двух предшествующих годах.
Несогласие заявителя с вынесенными решениями послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, исходя из того, что закон N 255-ФЗ не содержит положений, запрещающих выплату пособий по беременности и родам, по временной нетрудоспособности застрахованным лицам, работающим по совместительству и устанавливающих обязанность отработать по совместительству полных два года, пришел к выводу о том, что оспариваемые решения являются незаконными и нарушают права заявителя.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 1 федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам и представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В силу пункта 1.1 статьи 7 федерального закона N 165-ФЗ заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, признаются страховыми случаями.
В силу подпунктов 5, 7 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам являются страховым обеспечением.
Отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора (подпункт 1 пункт 1 статья 9 Федерального закона N 165-ФЗ).
В подпункте 6 пункта 2 статьи 12 федерального закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (пункт 1 статья 22 федерального закона N 165-ФЗ).
Правоотношения в сфере обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - закон N 255-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 13 федерального закона N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 названного Закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.
В соответствии с пунктом 2.1 части 2 вышеназванной статьи, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
В пункте 2.2 части 2 статьи 13 федерального закона N 255-ФЗ указано если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо в соответствии с частью 2 настоящей статьи страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
В силу части 5.1 статьи 13 федерального закона N 255-ФЗ в случаях, указанных в частях 2.1 и 2.2 настоящей статьи, застрахованное лицо при обращении за назначением пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам к страхователю по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица представляет также справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществляются.
Согласно части 1 статьи 14 федерального закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия.
В силу пункта 7 статьи 14 федерального закона N 255-ФЗ особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - постановление N 375).
В пункте 19 постановления N 375 содержатся положения, аналогичные изложенным в части 2 статьи 13 федерального закона N 255-ФЗ.
По смыслу приведенных положений пункта 2.2 статьи 13 федерального закона N 255-ФЗ застрахованное лицо, работающее на момент страхового случая (беременности и родов, временной нетрудоспособности) у нескольких страхователей и ранее (в двух предшествующих годах) у этих (этого) и других (другого) страхователей вправе выбрать метод и лиц, выплачивающих пособие по беременности и родам, по временной нетрудоспособности: - либо у одного из страхователей, исходя из средней зарплаты за предшествующих 2 года по всем страхователям (пункт 2.1 части 2 статьи 13 федерального закона N 255-ФЗ); - либо у каждого из страхователей исходя из средней заработной платы за 2 предыдущих года у каждого их страхователей (часть 2 статьи 13 федерального закона N 255-ФЗ).
Судами установлено и материалами подтверждается, что застрахованное лицо - Чащипова О.Г. на момент наступления страхового случая была занята у нескольких страхователей, одним из которых выступало ООО "Консалтинг", куда Чащипова О.Г. была принята на работу по внешнему совместительству (приказ о приеме на работу от 01.04.2016 N 21-К (л.д.48)).
С 08.07.2010 Чащипова О.Г. работает по основному месту работы в ПАО "Газпром спегазавтотранс", также в расчетном периоде 2015-2016 г.г. Чащипова О.Г. работала по внешнему совместительству в ООО "Дабров и К" (с 28.07.2011 по 31.03.2016).
Лечебным учреждением Чащиповой О.Г. было выдано по два листка нетрудоспособности по основному месту работы и по совместительству.
Как следует из материалов дела, застрахованное лицо, учитывая одновременную работу у заявителя и у других страхователей, руководствуясь положениями пункта 2.2 части 2 статьи 13 федерального закона N 255-ФЗ, обратилось за выплатой пособий к каждому из страхователей, исходя из расчета средней зарплаты также по каждому из страхователей.
Судом первой инстанции отмечено, что расчет размера пособия у каждого их работодателей (по совместительству и по основному месту работы) производился исходя из средней заработной платы работника за два предшествующих года каждым из работодателей отдельно.
Представленными в материалы дела документами подтверждаются факты трудовых отношений между заявителем и Чащиповой О.Г., наступления каждого страхового случая, предопределяющего выплату в нормативно установленном порядке пособия.
При этом расчет выплаты произведен исключительно исходя из среднего заработка, определяемого за время работы у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, без учета заработка застрахованного лица (Чащиповой О.Г.) и иных страхователей.
Как верно указано судом первой инстанции закон N 255-ФЗ не содержит положений, запрещающих выплату пособий по беременности и родам, по временной нетрудоспособности застрахованным лицам, работающим по совместительству и устанавливающих обязанность отработать по совместительству полных два года. Указанные положения статьи 13 федерального закона N 255-ФЗ соответствующих ограничений на выплату пособий по беременности и родам, по временной нетрудоспособности, в случае, если страховой случай наступил, а работник проработал у данного работодателя менее двух лет, не содержат.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал решения фонда незаконными и правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
Материалы дела не содержат сведений, указывающих о завышении обществом размера заработной платы застрахованного лица с целью получения более высокого пособия по беременности и родам из фонда социального страхования, как и умышленных действий самого застрахованного лица направленных на получение пособия по беременности и родам в большем от установленного размере.
Толкуя все сомнения и неясности закона (ч. 2.1, 2.2 ст. 13) в пользу лица, привлекаемого к ответственности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для иных выводов, чем те, к которым пришел суд первой инстанции при рассмотрении настоящего спора.
Соответствующие доводы фонда, изложенные в жалобе, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы.
При подаче апелляционной жалобы отделение фонда социального страхования Российской Федерации на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении дела, в том числе апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29 мая 2018 года по делу N А71-21618/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
В.Г.Голубцов |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.