город Самара |
|
4 сентября 2018 г. |
Дело N А55-8904/2018 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кузнецова С.А., рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.06.2018 (судья Коршикова Е.В.), принятое в порядке упрощенного производства по делу N А55-8904/2018 по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Самарской области о взыскании долга и неустойки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" (далее - ООО "УК "Центр", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Самарской области (далее - Самарастат, ответчик) о взыскании 7 275 руб. 56 коп. долга, 1 364 руб. 16 коп. пени.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.06.2018 в иске отказано.
Истец обжаловал судебный акт суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе истец просит решение Арбитражного суда Самарской области от 22.06.2018 отменить, принять новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции отказал в приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, приложенных к отзыву на апелляционную жалобу, в связи с отсутствием предусмотренных частями 2, 3 статьи 268, частью 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для принятия судом апелляционной инстанции дополнительных доказательств.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "УК "Центр" является обслуживающей организацией для части многоквартирных жилых домов, находящихся в г.о. Сызрань на период с 01.01.2012, в том числе МЖД расположенный по адресу ул. М. Жукова, д. 29.
Ранее основанием для управления указанным жилым домом являлся Договор управления МЖД, заключенный с собственниками многоквартирного дома в лице Администрации г.о. Сызрань, по условиям которого истец обязуется осуществлять ремонт и содержание общего имущества многоквартирного дома N 29 по ул. М. Жукова, а также предоставлять коммунальные услуги, в том числе: отопление, водоснабжение, водоотведение, холодное водоснабжение на содержание общего имущества, электроэнергия для содержания общего имущества.
В составе многоквартирного жилого дома, помимо жилых помещений, располагается также нежилое помещение площадью 177,2 м.кв. Собственником указанного нежилого помещения является Муниципальное образование г.о. Сызрань Самарской области.
На основании заключенного договора N 01681 на безвозмездное временное пользование муниципальным имуществом указанное помещение занимает Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Самарской области (Самарастат), являющийся ответчиком по настоящему делу.
На период с 01.01.2012 по 31.12.2012 между ООО "УК "Центр" и Самарастат был заключен договор управления от 26.12.2011 N 267, согласно указанного договора в расчет платы входила услуга по содержанию и текущему ремонту общего имущества из расчета занимаемой площади, электроэнергия, предоставленная на общедомовые нужды, так же коммунальная услуга - отопление и потери теплоносителя. За указанный период, объем услуги отопление и потери теплоносителя, выставленные в счет-фактурах в соответствии с договором оплачены в полном объёме по утверждению истца.
На период с 01.01.2013 по 31.12.2013 между ООО "УК "Центр" и Самарстат был заключен договор управления от 29.08.2013 N 112, согласно которого в расчет платы входила услуга по содержанию и текущему ремонту общего имущества из расчета занимаемой площади, электроэнергия, предоставленная на общедомовые нужды, так же коммунальная услуга - отопление и потери теплоносителя. За указанный период, объем услуги отопление, и потеря теплоносителя (сетевая вода) выставленные в счет-фактурах в соответствии с договором оплачен в полном объёме; начисление платы по услуге отопление за период с января 2013 года по апрель 2013 года производилось месяцем в месяц и в соответствии с договором составило 23,042 Гкал и 3,544 м.куб., с октября 2013 года, услуга отопление, как утверждает истец, начислялась месяцем позже, договорной объем за октябрь-декабрь 2013 года отражен в счет-фактурах за ноябрь, декабрь 2013-январь 2014 года.
На период с 01.01.2014 по 31.12.2014 между ООО "УК "Центр" и Самарстат был заключен договор управления от 21.10.2014 N 242, согласно указанного договора в расчет платы входила услуга по содержанию и текущему ремонту общего имущества из расчета занимаемой площади, электроэнергия, предоставленная на общедомовые нужды, так же коммунальная услуга - отопление и потери теплоносителя. За указанный период, объем услуги отопление и потеря теплоносителя (сетевая вода) выставленные в счет- фактурах в соответствии с договором оплачен в полном объёме, начисление платы по услуге отопление за период с января 2014 года по декабрь 2014 года производилось месяцем позже, и отражен в счет-фактурах за февраль 2014 - январь 2015 года в соответствии с договором составило 38,275 Гкал и 12,468 м. куб., на общую сумму 66 342,11 рублей.
В соответствии с представленным свидетельством о регистрации права от 06.06.2014 серия 63-АН N 048550, а также договором N 01836 на безвозмездное временное пользование муниципальным имуществом от 30.03.2015, площадь нежилого помещения, занимаемая Самарастат, составила 171,4 м.кв.
На период с 01.01.2015 по 31.12.2015 между ООО "УК "Центр" и Самарстат был заключен договор управления от 12.01.2015 N 223, согласно указанного договора в расчет платы входила услуга по содержанию и текущему ремонту общего имущества из расчета занимаемой площади, электроэнергия, предоставленная на общедомовые нужды, так же коммунальная услуга - отопление и потери теплоносителя. За указанный период, объем услуги отопление и потеря теплоносителя (сетевая вода) выставленные в счет- фактурах в соответствии с договором оплачен в полном объёме, начисление платы по услуге отопление за период с января 2015 года по декабрь 2015 года производилось, указано в исковом заявлении, месяцем позже, и отражен в счет-фактурах за февраль 2015 - январь 2016 год в соответствии с договором.
Ввиду того, что документы подтверждающие факт изменения площади помещения занимаемого Самарастат были предоставлены не своевременно в ООО "УК "Центр", начисление жилищно-коммунальных услуг за период с 01.01.15 по 31.10.2015 производилось из расчета площади 177,2 м.кв, однако уже в декабре 2015 года за указанный период был произведен перерасчёт платы в соответствии с занимаемой площадью 171,4 м.кв.
На период с 01.01.2016 по 29.02.2016 между ООО "УК "Центр" и Самарстат был заключен договор управления от 01.01.2016 N 324, согласно указанного договора в расчет платы входила услуга по содержанию и текущему ремонту общего имущества из расчета занимаемой площади, электроэнергия, предоставленная на общедомовые нужды, так же коммунальная услуга - отопление и потери теплоносителя. За указанный период, объем услуги отопление и потеря теплоносителя (сетевая вода) выставленные в счет- фактурах в соответствии с договором оплачен в полном объёме, начисление платы по услуге отопление за период с января 2016 года по февраль 2016 года производилось месяцем позже, и отражен в счет-фактурах за февраль-март 2016 год в соответствии с договором.
На основании дополнительного соглашения к договору от 30.03.2015 N 01836 на безвозмездное временное пользование муниципальным имуществом, с 01.03.2016 площадь помещения, занимаемого Самарастат, составляет 89,5 м.кв.
На период с 01.03.2016 по 31.12.2016 между ООО "УК "Центр" и Самарстат был заключен договор управления от 01.03.2016 N 425 юл, согласно указанного договора в расчет платы входила услуга по содержанию и текущему ремонту общего имущества из расчета занимаемой площади, электроэнергия, предоставленная на общедомовые нужды, так же коммунальная услуга - отопление и потери теплоносителя. За указанный период, объем услуги отопление и потеря теплоносителя (сетевая вода) выставленные в счет-фактурах в соответствии с договором оплачен не в полном объёме, начисление платы по услуге отопление за период с марта 2016 года по декабрь 2016 года производилось месяцем позже, и отражен в счет-фактурах за апрель 2016 года - январь 2017 года в соответствии с договором.
На период с 01.01.2017 по 31.12.2017 между ООО "УК "Центр" и Самарстат был заключен договор управления от 21.08.2017 N 425 юл, согласно указанного договора в расчет платы входила услуга по содержанию и текущему ремонту общего имущества из расчета занимаемой площади, электроэнергия, для содержания общего имущества, холодное водоснабжение, для содержания общего имущества.
Ответчик, по мнению истца, не в полном объеме оплатил оказанные коммунальные услуги, в связи с чем 27.11.2017 истец направил ответчику претензию N 12327/юр о необходимости погашения задолженности в размере 7 275 руб. 56 коп., образовавшейся в связи с невнесением платы за услугу отопление и потери теплоносителя по счет фактуре от 31.01.2017 N 2017.01-0004.
Данная претензия была оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца с рассматриваемым иском в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в иске, исходил из следующего.
В силу статьи 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник несет, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с ч.1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Исходя из смысла указанных положений закона, собственники помещений в многоквартирном доме, несут расходы по их содержанию независимо от того, являются они жилыми или нежилыми помещениями.
На основании положений раздела VIII ЖК РФ и п. 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственнику помещения, находящегося в многоквартирном доме, предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
На основании п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 ЖК РФ.
Согласно п. 4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
Возражая относительно предъявленных требований, ответчик указал на то, что осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением о Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Самарской области, утвержденным приказом Росстата от 10.10.2016 N 606 (далее - Положение).
Согласно разделу II Положения Самарастат осуществляет, в том числе следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для обеспечения нужд территориального органа, а также в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности, в пределах доведенных лимитов бюджетных средств;
- осуществляет функции получателя бюджетных средств Федеральной службы государственной статистики, предусмотренных на содержание территориального органа и реализацию возложенных на территориальный орган функций.
Самарастат по своей организационно-правовой форме является казенным учреждением на 100 % финансируемым за счет средств федерального бюджета.
В силу ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году. Текущий финансовый год - год, в котором осуществляется исполнение бюджета (ст. 6 БК РФ).
В соответствии со ст. 219 БК РФ Самарастат, как получатель бюджетных средств, принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Самарастат осуществляет закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, управляющей компанией, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности (п. 22 ч, 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Статья 34 Закона N 44-ФЗ устанавливает определенные требования к контракту на оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 22 ст. 93 Закона N 44-ФЗ контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта.
В 2016 году между Самарастатом и ООО "УК "Центр" были заключены два государственных контракта на управление многоквартирным домом и предоставление коммунальных услуг нежилого помещения по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Маршала Жукова, 29. Государственный контракт N 324 юл на управление многоквартирным домом и предоставление коммунальных услуг от 08 июня 2016 года, сроком действия с 01 января 2016 года по 29 февраля 2016 года, цена контракта - 32 375,39 руб. и государственный контракт от 01.03.2016 N 425 юл на управление многоквартирным домом и предоставление коммунальных услуг, сроком действия с 01 марта 2016 года по 31 декабря 2016 года, цена контракта - 42 752,61 руб.
Данные контракты предусматривали оказание ООО "УК "Центр" следующих видов услуг: содержание и текущий ремонт, электроснабжение на общедомовые нужды, тепловая энергия, потери теплоносителя.
В соответствии со ст. 34 Закона N 44-ФЗ протоколами разногласий контракты были дополнены пунктами, в которых указывалось, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
По условиям контрактов (п. 3.1.19, п. 3.3.3) Управляющая компания обязана обеспечить доставку Заказчику платежных документов не позднее 1 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, а Заказчик обязан ежемесячно вносить плату за жилищные и коммунальные услуги до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Указанный довод ответчика подтвержден имеющимися в деле текстами рассматриваемых договоров и опровергает утверждение истца о начислении платы по услуге отопление "месяцем позже".
Обязательства сторон по этим контрактам были полностью и в срок исполнены, что подтверждается представленным актом сверки взаимных расчетов за период 2016 год, подписанный представителями сторон. Согласно акту сверки по данным ООО "УК "Центр" на 31 декабря 2016 года задолженность в пользу ООО "УК "Центр" составила 153,82 руб.
Данная задолженность погашена платежным поручением от 29.03.2017 N 139976, что подтверждено выпиской из лицевого счета получателя бюджетных средств за 29 марта 2017 года N 03421191540. Иной задолженности актом сверки не зафиксировано.
Таким образом, доводы ответчика о том, что финансовые обязательства по заключенным в 2016 году контрактам с ООО "УК "Центр" Самарастат исполнил в полном объеме, подтверждены представленными в дело доказательствами.
В 2017 году между Самарастатом и ООО "УК "Центр" был заключен государственный контракт N 425 юл на управление многоквартирным домом и предоставлением коммунальных услуг от 21 августа 2017 года сроком действия с 1 января по 31 декабря 2017 года. Контракт предусматривал оказание следующих коммунальных услуг: холодное водоснабжение (для содержания общего имущества), электроснабжения (для содержания общего имущества). Цена контракта составила 16 898 руб. 34 коп.
В Самарастат поступила счет-фактура от 31.01.2017 N 2017.01-0004, содержащая сведения об оказанных услугах за январь 2017 года, согласно которой ООО "УК "Центр" оказало Самарастату услуги по снабжению тепловой энергией. Однако согласно п. 2.3 контракта и перечня работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (Приложение N 2 к контракту) услуга по снабжению тепловой энергией в 2017 году не входила в перечень услуг, оказываемых ООО "УК "Центр".
С 01.01.2017 услугу по поставке теплоэнергии Самарастату оказывала МУП "Жилищно-эксплуатационная служба" г.Сызрани на основании государственного контракта на снабжение тепловой энергией в горячей воде и отпуск воды через систему централизованного горячего водоснабжения от 21.06.2017 N 31260-ФБ.
Письмом от 30.10.2017 исх. N НП-64-2.11/4004-Др, направленным ООО "УК "Центр", Самарастат сообщило об отсутствии оснований для оплаты счета за услугу "тепловая энергия" в 2017 году.
Согласно акту сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2017 у Самарастата имелась задолженность перед ООО "УК "Центр" в размере 1 429 руб. 24 коп.
Задолженность за 2017 год в указанном выше размере образовалась в связи с отсутствием у Самарастата возможности оплатить услуги за декабрь 2017 года вследствие увеличения ООО "УК "Центр" в одностороннем порядке оплаты за выполнение работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества на 81 руб. 17 коп. (остаток неиспользованных средств по контракту - 1348,07 руб.). Данная задолженность погашена платежным поручением от 28.03.2018 N 5079, что также подтверждается выпиской из лицевого счета получателя бюджетных средств за 28.03.2018 N 03421191540 и платежным поручением от 29.03.2018 N 14714, что также подтверждается выпиской из лицевого счета получателя бюджетных средств за 29.03.2018 года N 03421191540.
Доводы ответчика о том, что счет-фактура от 31.01.2017 N 2017.01-0004 выставлена за 2016 год, противоречат ее тексту (указаны услуги за январь 2017 года) и п. 3.3.3. и п. 7.3 условий рассмотренных договоров N 425 юл, предусматривающих обязанность ответчика по оплате потребленных услуг до 10 числа месяца, следующего за отчетным, а также устанавливающих 45-дневный срок завершения финансовых расчетов между сторонами с момента расторжения договора.
Поскольку ответчиком задолженность за теплоэнергию за январь 2017 года погашена в полном объеме, а также поскольку оснований для оплаты счета за услугу "тепловая энергия" в 2017 году не имеется, руководствуясь статьями 210, 249, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 153, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 6, 161, 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 34, 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал в иске.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
С учетом изложенного судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы.
Обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде апелляционной инстанции, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22 июня 2018 года по делу N А55-8904/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.