г. Воронеж |
|
7 сентября 2018 г. |
Дело N А64-1355/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 сентября 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Афониной Н.П.,
судей Коровушкиной Е.В.,
Письменного С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ромашкиной С.А.,
при участии:
от Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ржаксинская центральная районная больница": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тамбовской области": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тамбовской области" (ОГРН 1026801160099, ИНН 6831008352) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.06.2018 по делу N А64-1355/2018 (судья Истомин А.В.) по иску Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ржаксинская центральная районная больница" (ОГРН 1026800810211, ИНН 6816001095) к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тамбовской области" (ОГРН 1026801160099, ИНН 6831008352) о взыскании 152 435 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Ржаксинская центральная районная больница" (далее - ТОГБУЗ "Ржаксинская ЦРБ", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к федеральному казённому учреждению "Военный комиссариат Тамбовской области" (далее -Военный комиссариат, ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по проведению гражданам при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу, призыве на военные сборы, при пребывании в запасе по направлению отдела военного комиссариата лабораторных документальных исследований за период 2017 год в сумме 152 435 руб. (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.06.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением суда, Военный комиссариат обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на то, что диагностические исследования призывников не входят в состав медицинского освидетельствования и должны проводиться за счёт средств обязательного медицинского страхования и за счёт бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.
Участники процесса явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о слушании дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, в 2017 году ТОГБУЗ "Ржаксинская ЦРБ", в связи с исполнением Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ), осуществило лабораторно-диагностические исследования, проводимые в целях медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве граждан на военную службу, расходы на проведение которых составили 152 435 руб.
Истцом в адрес ответчика были направлены следующие документы: счет N 27 от 15.02.2017, акт об оказанных услугах N 27 от 15.02.2017, счет N115 от 15.05.2017, акт N115 от 15.05.2017, счет N116 от 15.05.2017, акт N116 от 15.05.2017, счет N284 от 15.11.2017, акт N284 от 15.11.2017, счет N285 от 15.11.2017, акт N285 от 15.11.2017 (л.д. 14-23).
Направленная в адрес ответчика претензия от 18.12.2017 исх.N 571 с просьбой оплатить имеющуюся задолженность в добровольном порядке, оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что оказанные услуги не были оплачены, ТОГБУЗ "Ржаксинская ЦРБ" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции пришёл к выводу об обоснованности заявленных требований. Суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда области соответствующими законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Факт оказания внедоговорных услуг по проведению обязательных диагностических исследований для граждан, направляемых Военным комиссариатом в спорный период, ответчиком не оспаривается, возражения по расчёту отсутствуют, о некачественном оказании истцом услуг не заявлено.
Исходя из правовой природы отношений, вытекающих из фактического оказания услуг, к возникшему спору подлежат применению нормы главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Статьёй 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (часть 1 ст.424 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Частями 1, 2 статьи 314 ГК РФ определено, что если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения, либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства.
Истец в 2017 году фактически оказал услуги медицинского характер на общую сумму 152 435 руб., что подтверждается счетами на оплату, актами выполненных работ к счету на предоставление медицинских услуг и актом сверки взаимных расчетов.
С учётом положений статьи 59 Конституции Российской Федерации и соответствующих норм Закона N 53-ФЗ, суд первой инстанции исходил из того, что оказываемые ТОГБУЗ "Ржаксинская ЦРБ" Военному комиссариату услуги обладают особой спецификой и направлены на защиту охраняемых законом публичных интересов в сфере обеспечения обороноспособности РФ и боеготовности её Вооруженных Сил.
В рассматриваемом случае основанием возникновения обязанности по оплате оказанных медицинских услуг является Закон N 53-ФЗ.
В силу пункта 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесённых организациями и гражданами в связи с исполнением данного Федерального закона, является расходным обязательством РФ и осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учёт, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с МО РФ договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются Военными комиссариатами.
Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учёт, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению Военных комиссариатов.
В пунктах 6 и 7 статьи 5.1 Закона N 53-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, поступающих на военную службу, осуществляется за счёт средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ. Финансовое обеспечение медицинского обследования осуществляется в соответствии с законодательством РФ об охране здоровья граждан.
Обязательства, касающиеся предоставления медицинской организацией услуг по амбулаторному, стационарному медицинскому обследованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также при первоначальной постановке на воинский учёт, регулируются Законом N 53-ФЗ.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.1999 N 1441 утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (далее - постановление N 1441), пунктом 1 которого предусмотрено, что финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счёт средств федерального бюджета.
Согласно пункту 2 указанного Положения обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает, в том числе, медицинское освидетельствование и медицинское обследование.
Расходы, понесённые медицинским учреждением вследствие проведённого медицинского обследования, связанного с исполнением гражданами воинской обязанности, подлежат финансированию за счёт средств РФ в силу прямого указания закона.
Согласно подпунктам "в", "г" пункта 2 и подпунктам 5, 6 пункта 4 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 663 от 11.11.2006, призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе отделов по муниципальным образованиям военного комиссариата (отдел), при содействии местной администрации. В целях реализации задач по проведению призыва на военную службу начальник отдела представляет заявки руководителям медицинских организаций на выделение требуемых врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, участвует совместно с представителями медицинских организаций в контроле за медицинским освидетельствованием призывников и прохождением ими медицинского обследования. Призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование осуществляется повестками отдела.
В силу пунктов 4, 14 утверждённого Постановлением Правительства РФ N 565 от 04.07.2013 Положения о военно-врачебной экспертизе, при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учётным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, с учётом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Таким образом, именно на Военные комиссариаты возложена обязанность организовать и силами учреждений здравоохранения накануне медицинского освидетельствования провести призывникам требуемые клинико-инструментальные исследования.
Согласно правовой позиции, отраженной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2017 N 310-ЭС17-3344, оплата стоимости диагностических исследований, проведенных гражданам, связанных с прохождением медицинского освидетельствования и медицинского обследования для решения вопроса о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу должна осуществляться Военными комиссариатами за счет средств федерального бюджета.
Как обоснованно установлено судом первой инстанции, истец свои обязательства по оказанию медицинских услуг выполнил в полном объёме, осуществив проведение лабораторных исследований на общую сумму 152 435 руб., что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.01.2015 по делу N 308-ЭС14-2538, оказанные истцом во внедоговорном периоде услуги были направлены на обеспечение соответствующих призывов граждан на военную службу.
Не терпящие отлагательства, данные услуги выполнялись регулярно и на протяжении длительного времени в соответствии с заключавшимися в предыдущие периоды договорами. Претензий со стороны заказчика относительно объема и качества оказанных в спорный период услуг не было.
В связи с этим, у суда отсутствует основание применять к заявленному истцом требованию в части взыскания неосновательного обогащения за оказанные во внедоговорном периоде медицинские услуги, правовую позицию, согласно которой в отсутствие государственного (муниципального) контракта недопустимо взыскивать в качестве неосновательного обогащения стоимость поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг для государственных или муниципальных нужд в пользу контрагентов, имеющих право вступать в договорные отношения с бюджетными учреждениями исключительно посредством заключения таких контрактов в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Как следует из правовой позиции, приведенной в пункте 21 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта в случаях, когда из закона следует, что поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг являются обязательными для соответствующего исполнителя вне зависимости от его волеизъявления.
Согласно пункту 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Доводы ответчика о том, что проведённые истцом обязательные диагностические исследования не входят в состав медицинского освидетельствования и должны финансироваться за счёт средств обязательного медицинского страхования, а также за счёт бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, отклоняются судебной коллегией в силу следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 25 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" граждане при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности к военной службе или приравненной к ней службе.
В определении от 09.03.2017 N 307-ЭС16-15395 Верховный Суд Российской Федерации отметил, что лабораторно-диагностические исследования призывников входят в состав медицинского освидетельствования.
В разделе V утвержденной постановлением Правительства РФ N 1273 от 28.11.2014 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов закреплено, что в рамках территориальной программы за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение проведения обязательных диагностических исследований и оказания медицинской помощи гражданам при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы, а также при направлении на альтернативную гражданскую службу, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе.
Аналогичное положение содержит раздел V утвержденной постановлением Правительства РФ N 1382 от 19.12.2015 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год.
Как указывалось ранее, истцом в спорный период оказывались медицинские услуги по проведению обязательных диагностических исследований в целях медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учёт и при призыве граждан на военную службу. Данное обстоятельство ответчиком не опровергнуто, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При этом действующее законодательство в рассматриваемой сфере правоотношений не содержит указаний на то, что услуги по проведению таких лабораторных и инструментальных исследований должны оказываться медицинскими организациями на безвозмездной основе.
Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств оплаты ответчиком фактически оказанных медицинских услуг, суд пришёл к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объёме.
При изложенных обстоятельствах Арбитражного суда Тамбовской области от 26.06.2018 по делу N А64-1355/2018 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
Согласно положениям статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя. При подаче апелляционной жалобы заявитель освобождён от уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.06.2018 по делу N А64-1355/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тамбовской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.П. Афонина |
Судьи |
Е.В. Коровушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.