г. Пермь |
|
07 сентября 2018 г. |
Дело N А60-12600/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 сентября 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ивановой Н.А.,
судей Гладких Д.Ю., Лихачевой А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Некрасовой А.С.,
при участии
от истца: не явились,
от ответчика: не явились,
от третьего лица: не явились
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика, ООО "Тюменская грузовая компания",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.05.2018,
принятое судьей Яговкиной Е.Н.,
по делу N А60-12600/2018
по иску индивидуального предпринимателя Кучерюка Ивана Владимировича (ОГРНИП 316965800177879, ИНН 667014945970)
к обществу с ограниченной ответственностью "Тюменская грузовая компания" (ОГРН 1167232053053, ИНН 7203371317),
третья лицо: общество с ограниченной ответственностью "Екатеринбургская грузовая компания",
о взыскании штрафа за сверхнормативное пользование вагонами,
установил:
индивидуальный предприниматель Кучерюк Иван Владимирович (далее - истец, предприниматель Кучерюк И.В.) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Тюменская грузовая компания" (далее - ответчик, общество "Тюменская грузовая компания") о взыскании 516 000 руб. штрафа за сверхнормативное пользование вагонами, начисленного на основании пункта 6.4 договора транспортной экспедиции от 01.04.2016 N 01/04/16-1.
Определением суда от 14.03.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Екатеринбургская грузовая компания".
Решением суда первой инстанции от 29.05.2018 иск удовлетворен.
Ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что между сторонами сложились отношения, связанные с транспортно-экспедиционной деятельностью. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска. В рассматриваемом случае, по мнению ответчика, право на предъявление иска возникло со дня обнаружения простоя вагонов на станции погрузки (выгрузки), то есть до 01.10.2016. На момент обращения с настоящим требованием в суд годичный срок исковой давности истек.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, полагая приведенные в ней доводы несостоятельными.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны и третье лицо явку своих представителей не обеспечили.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ООО "Екатеринбургская грузовая компания" (экспедитор) и общество "Тюменская грузовая компания" (клиент) заключен договор транспортной экспедиции от 01.04.2016 N 01/04/16-1, предметом которого (пункт 2.1) являются взаимоотношения сторон, связанные с оказанием экспедиторских услуг по организации и сопровождению железнодорожных перевозок грузов клиента, перевозимых по территории Российской Федерации, а также вывозимых в таможенном режиме экспорта за пределы Российской Федерации, ввозимых на территорию Российской Федерации, а также помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, в вагонах экспедитора.
В соответствии с пунктом 2.2 договора под услугами по организации и сопровождению железнодорожных перевозок грузов клиента понимается: предоставление вагонов для участия в процессе перевозки грузов клиента; обеспечение наличия на станции погрузки пригодных в техническом и коммерческом отношении вагонов, полностью отвечающих требованиям, предъявляемым к подвижному составу, используемому для перевозок груза, признаки которого будут указаны в заявке; диспетчерский контроль за продвижением вагонов по территории Российской Федерации.
Пунктом 4.2.7 договора предусмотрено, что клиент обязуется самостоятельно и за свой счет, в срок, не превышающий трех суток с момента прибытия вагонов на станцию под погрузку и трех суток с момента прибытия вагонов на станцию под выгрузку, обеспечить выполнение всех перечисленных ниже операций:
- обеспечить подачу/уборку вагонов с/на подъездные пути грузоотправителя/грузополучателя;
- осуществить погрузку/крепление груза в вагонах в соответствии с требованиями перевозчика (ОАО "РЖД");
- обеспечить по своим соглашениям и за свой счет выгрузку груза из вагонов, с последующей очисткой вагонов от остатков груза, в соответствии с требованиями перевозчика (ОАО "РЖД"), установленными Правилами, ГОСТами, ТУ;
- обеспечить оформление вагона с грузом полным комплектом перевозочных и товаросопроводительных документов, необходимых для их беспрепятственного продвижения по пути следования;
- обеспечить своевременную передачу груженого/порожнего вагона перевозчику с мест погрузки/выгрузки на станцию отправления.
Срок нахождения вагонов на станции (погрузки и выгрузки) исчисляется с календарного дня, следующего за днем прибытия на станцию (погрузки/выгрузки) до 24 час. 00 мин. дня отправления вагонов с данной станции. Простой вагонов свыше установленного срока исчисляется сторонами в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные.
В целях достоверного определения сроков простоя при перевозках грузов дата прибытия (дата календарного штемпеля в графе "Прибытие на станцию назначения") вагона на станцию назначения (выгрузки или погрузки) и дата отправления (дата календарного штемпеля в графе "Оформление приема груза к перевозке") на станцию назначения или иную станцию, указанную экспедитором, определяется:
- на территории Российской Федерации по данным, указанным в электронном комплекте документов в системе "ЭТРАН" ОАО "РЖД".
В случае несогласия клиента со временем простоя, заявленным экспедитором, клиент предоставляет экспедитору заверенные клиентом копии железнодорожной накладной относительно прибытия вагона и квитанции о приеме вагона к перевозке при его отправлении. Стороны подтверждают, что данные сведения (по прибытии - штемпель в перевозочном документе относительно прибытия на станцию, при отправлении - штемпель в перевозочном документе относительно отправления вагона) имеют преимущественное значение перед данными системы "ЭТРАН" ОАО "РЖД", информационных отчетов (сообщений) экспедиторов, иных информационных источников экспедитора.
В силу пункта 6.4 договора в случае допущения клиентом (грузоотправителями, грузополучателями) простоя вагонов сверх сроков, установленных в пункте 4.2.7 настоящего договора, на станции погрузки/выгрузки экспедитор вправе потребовать от клиента, а клиент обязуется оплатить штраф за сверхнормативное пользование вагонами в размере 1 500 руб. в сутки за каждый вагон с момента прибытия вагонов на станцию под погрузку либо выгрузку до даты отправления вагонов, исключая первые трое суток.
В период с апреля по сентябрь 2016 года экспедитором предоставлены клиенту вагоны для участия в процессе перевозок грузов в количестве 28 единиц, что подтверждается подписанными сторонами актами оказанных услуг и расчетам объемов оказанных услуг (акт от 30.04.2016 N 117, универсальные передаточные документы от 31.05.2016 N 156, от 30.06.2016 N 201, от 31.07.2016 N 244, от 31.08.2016 N 254, от 30.09.2016 N 286.
Клиент в период с апреля 2016 по сентябрь 2016 года превысил нормативный срок нахождения вагонов на станции погрузки, предусмотренный пунктом 4.2.7 договора, в связи с чем экспедитором начислен штраф за сверхнормативный простой в общем размере 516 000 руб.
Между третьим лицом и истцом заключен договор уступки требования от 29.01.2018 N Ц-10/18, в соответствии с условиями которого, предприниматель Кучерюк И.В. (цессионарий) принимает, а ООО "Екатеринбургская грузовая компания" (цедент) уступает цессионарию принадлежащее цеденту право требования к обществу "Тюменская грузовая компания" (должник) выплаты штрафов за сверхнормативное пользование вагонами, причитающихся по условиям договора от 01.04.2016 N 01/04/16-1.
Ссылаясь на то, что право требования уплаты штрафа за сверхнормативный простой вагонов перешло к нему, ответчиком этот штраф не уплачен, предприниматель Кучерюк И.В. обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не соблюден нормативный срок нахождения вагонов на станциях погрузки/выгрузки, расчет начисленного штрафа является верными, уплата этого штрафа ответчиком не произведена.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение законным и обоснованным исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
Если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права (статья 384 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Факт передачи права требования штрафа предпринимателю Кучерюку И.В. подтвержден договором уступки требования от 29.01.2018 N Ц-10/18.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства (статья 331 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 6.4 договора такое соглашение достигнуто.
По расчету истца сумма штрафа за сверхнормативный простой вагонов составляет 516 000 руб.
Факт нарушения обществом "Тюменская грузования компания" сроков нахождения вагонов под погрузкой/выгрузкой подтвержден имеющими в материалах дела доказательствами, ответчиком не оспорен (часть 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку ответчиком допущен сверхнормативный простой вагонов, предоставленных истцом, расчет штрафных санкций произведен истцом верно, судом первой инстанции правомерно удовлетворен иск и взыскано 516 000 руб. штрафа.
Приведенный в апелляционной жалобе довод относительно неприменения арбитражным судом исковой давности к требованию о взыскании штрафа за сверхнормативный простой вагонов, отклонен судом апелляционной инстанции с учетом следующего.
В силу пункта 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны свободны в заключении и формировании условий договора, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иным правовым актом.
Согласно статье 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Из буквального толкования условий договора транспортной экспедиции от 01.04.2016 N 01/04/16-1 следует, что его условия шире, чем предусмотрено статьей 801 Гражданского кодекса Российской Федерации для договора транспортной экспедиции, а отношения сторон вытекают из оказания услуг по организации и сопровождению перевозок грузов. Такие взаимоотношения сторон регулируются положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Деятельность по предоставлению вагонов для участия в процессе перевозки грузов к экспедиционной не относится.
Название договора и наименование сторон сами по себе не свидетельствуют об оказании в рамках спорного договора именно экспедиционных услуг.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.02.2013 N 14269/12, договор по организации железнодорожных перевозок, в предмет которого входит предоставление вагонов, пригодных в коммерческом и техническом отношении для осуществления перевозок грузов, является договором возмездного оказание услуг. Его правовой режим определен в главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку требование предпринимателя Кучерюка И.В. не основано на договоре транспортной экспедиции, сокращенные сроки исковой давности к спорным отношениям не применяются, а общий срок исковой давности (три года), установленный статьей 196 Гражданского кодекса, истцом не пропущен.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, решение арбитражного суда от 29.05.2018 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб., понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 мая 2018 года по делу N А60-12600/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Д.Ю. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.