г. Чита |
|
11 октября 2018 г. |
Дело N А78-8252/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Никифорюк Е.О., судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 июля 2018 года по делу N А78-8252/2018 по заявлению Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае (ОГРН 1177536002291, ИНН 7536165014, место нахождения: 672051, Забайкальский край, г. Чита, ул. Чкалова, 160) к Обществу с ограниченной ответственностью "Дарасунский рудник" (ОГРН 1027500783133, ИНН 7536047109, место нахождения: 674125, КРАЙ ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ, РАЙОН ТУНГОКОЧЕНСКИЙ, ПОСЕЛОК ГОРОДСКОГО ТИПА ВЕРШИНО-ДАРАСУНСКИЙ, УЛИЦА ФУТБОЛЬНАЯ, 15 ) о взыскании финансовой санкции за непредставление в установленные сроки сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за отчетный период - июль 2017 года по требованию от 07.11.2017 года N 207S01170484260 в размере 297 500 руб.,(суд первой инстанции - Е.С. Сюхунбин),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
установил:
Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае (далее - заявитель, Центр ПФ, фонд, центр) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Дарасунский рудник" (далее - заинтересованное лицо, Общество, ООО "Дарасунский рудник") о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), за отчетный период - июль 2017 года по требованию от 07.11.2017 года N 207S01170484260 в размере 297 500 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края в удовлетворении заявленных Государственным учреждением - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае (ОГРН 1177536002291, ИНН 7536165014) требований отказано.
В обосновании суд первой инстанции указал, что центр ПФ не является лицом, в полномочия (компетенцию) которого входит составление актов о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, последующее принятие соответствующего решения по результатам проведенной проверки в отношении страхователя, не состоящего у него на регистрационном учете, а также принятие мер по дальнейшему взысканию.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Забайкальского края делу N А78-8252/2018 от 16.07.2018 об отказе в удовлетворении заявленных требований Государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме, взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Дарасунский рудник" финансовые санкции в размере 297500 рублей, за непредставление в установленные сроки сведений, предусмотренных п. 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за июль 2017 года.
Полагает, что полномочиями по привлечению к ответственности, за нарушение действующего законодательства об индивидуальном персонифицированном учете, по сведениям представленными страхователями после 01 июля 2017 года (даты начала деятельности Центра ПФР в Забайкальском крае) наделен Центр ПФР в Забайкальском крае.
На апелляционную жалобу центра поступил отзыв общества, в котором оно просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 28.08.2018.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Центр просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Дарасунский рудник" зарегистрировано в качестве юридического лица 29 января 2002 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1027500783133 (л.д. 13-17).
Общество как плательщик страховых взносов (страхователь) представило 16.08.2017 года в территориальный орган Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу формы "исходная" за отчетный период - июль 2017 года на 525 застрахованных лиц (л.д. 27-29).
Центр ПФ, восприняв данное обстоятельство как несвоевременное представление страхователем сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, составил акт о выявлении правонарушения от 25.08.2017 года N 207S18170005031 (л.д. 22-23).
По результатам проверки акта начальником Центра ПФ принято решение N 207S19170005555 от 03.10.2017 года о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 297 500 руб. (л.д. 20).
Требованием об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 207S01170484260 от 07.11.2017 года страхователю предложено уплатить штраф в размере 297 500 руб. в срок до 27.11.2017 года (л.д. 18).
В связи с тем, что названное требование в установленный срок Обществом исполнено не было, Центр ПФ обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края в удовлетворение заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решение суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Согласно пункту 4 статьи 29 АПК Российской Федерации арбитражные суды рассматривают, в частности, дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В силу части 1 статьи 213 АПК Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" (далее - Закон N 167-ФЗ) в рассматриваемом периоде ООО "Дарасунский рудник" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Таким образом, срок представления сведений на застрахованных лиц по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п, за период июль 2017 года приходился на 15 число следующего за отчетным месяцем (не позднее 15.08.2017 года).
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Общество как плательщик страховых взносов (страхователь) представило 16.08.2017 года в территориальный орган Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу формы "исходная" за отчетный период - июль 2017 года на 525 застрахованных лиц (л.д. 27-29), то есть с нарушением установленного законом срока, что свидетельствует о наличии в его действиях состава правонарушения и оснований для привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Между тем, рассматривая вопрос о законности взыскания Центром ПФ финансовых санкций за подобное правонарушение, суд полагает, что у последнего отсутствуют правовые основания ля такого взыскания по следующим причинам.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ он устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Этим же нормативным актом определены обязанность (статья 15 Закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
В силу статьи 1 названного Закона под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями статьи 11 Закона N 27-ФЗ закреплено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2-2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета (пункт 1).
Кроме того, в соответствии с пунктом 24 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Законом N 27-ФЗ.
Страхователь в силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Информация предоставляется посредством бумажного и электронного документооборота (пункт 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ).
Согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ при выявлении правонарушения должностное лицо территориального органа Пенсионного фонда, установившее правонарушение, составляет акт.
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации. По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
С учетом приведенных норм следует признать, что страхователь представляет сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя.
В этом случае именно должностные лица территориального органа Пенсионного фонда по месту регистрации страхователя должны проводить проверку, составлять акт по ее результатам, и принимать соответствующее решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения либо решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Центр ПФ создан Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации на основании Постановления от 10.03.2017 N 161п в целях оптимизации структуры территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае и руководствуется в своей деятельности Положением о Государственном учреждении - Центре по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае.
Функциями Центра ПФ, в частности, являются регистрация и учет плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, прием отчетности от плательщиков страховых взносов, в том числе сведений о застрахованных лицах для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, поступивших в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, проверка полноты представленных в них данных, расчетов, их обработка в информационных системах (пункты 10.11 и 10.12 раздела II Положения), что соответствует вышеизложенным нормам Закона N 27-ФЗ.
Из представленных сведений о застрахованных лицах (СЗВ-М) следует, что страхователь предоставил сведения в Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Тунгокоченском районе, являющимся подразделением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное), в котором он состоит на регистрационном учете (л.д. 41).
Доказательств регистрации страхователя (Общества) в Центре ПФ на момент рассмотрения дела арбитражным судом не имеется.
На основании указанных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу, Центр ПФ не является лицом, в полномочия (компетенцию) которого входит составление актов о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, последующее принятие соответствующего решения по результатам проведенной проверки в отношении страхователя, не состоящего у него на регистрационном учете, а также принятие мер по дальнейшему взысканию.
Доводы заявителя о том, что приказом N 406 от 30.06.2017 "О распределении полномочий по привлечению к ответственности страхователей в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" Центр ПФ наделен полномочиями по выявлению правонарушений и проведению процедуры привлечения к ответственности страхователей, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, представивших отчетность как в электронном виде по ТКС, так и на бумажном носителе, обоснованно оценен судом первой инстанции критически, поскольку указанный локальный ведомственный акт не может подменять полномочия соответствующего территориального органа Пенсионного фонда, в котором страхователь состоит на регистрационном учете и которому сдает отчетность, прямо предусмотренные федеральным законодательством.
Исходя из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 года N 5-П, принципиально важным является соблюдение требования определенности соответствующего правового регулирования, заключающейся в конкретности, ясности и недвусмысленности нормативных установлений, которое, будучи одним из принципов правового государства, каковым является Российская Федерация (статья 1, часть 1 Конституции Российской Федерации), призвано обеспечить лицу, на которое законом возлагается та или иная обязанность, реальную возможность предвидеть в разумных пределах последствия своего поведения в конкретных обстоятельствах.
В силу статьи 5 Закона N 167-ФЗ территориальные органы Пенсионного фонда создаются по решению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Центр ПФ, приняв решения в отношении страхователя за пределами своей компетенции, допустил нарушение требований Закона N 27-ФЗ и, соответственно, прав и законных интересов ООО "Дарасунский рудник" в сфере его экономической деятельности, породив правовую неопределенность в отношениях страховщика и страхователя, регламентированную законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Апелляционный суд исходит из того, что решение Центра вынесено неуполномоченным лицом, поэтому является незаконным, соответственно, не может являться правовым основанием для взыскания финансовых санкций.
Позиция суда первой инстанции соответствует складывающейся судебной практике, например, по делам А78-17224/2017, А78-3306/2018, А78-764/2018, А78-3306/2018, А78-1713/2018.
При этом суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов первой и апелляционной инстанций отмечает, что ни в Законе N 27-ФЗ, ни в иных положениях законодательства, регулирующих рассматриваемые правоотношения, равно как и в Положении о государственном учреждении - Центре по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае, утвержденном Правлением ПФР от 10.03.2017 N 161п, отсутствуют предписания о необходимости перерегистрации страхователей, ранее в соответствии с требованиями законодательства зарегистрированных в территориальных органах ПФР по месту своего нахождения. Исходя из правового регулирования то обстоятельство, что Центр в рамках ведомственного обмена фактически осуществляет обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, поступивших в электронном виде, не является в настоящем деле достаточным основанием для возникновения между страхователем и указанным органом ПФР отношений по привлечению к ответственности, установленной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, как основанные на ошибочном толковании указанных выше норм и правовых позиций.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 июля 2018 года по делу N А78-8252/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Е.В.Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.