город Ростов-на-Дону |
|
07 сентября 2018 г. |
дело N А32-2405/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии: от АО "НЭКС" - Мокрий А.Н. по доверенности от 30.12.2017, Савырина Е.П. по доверенности от 10.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу Администрация Тимашевского городского поселения Тимашевского района
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.06.2018 по делу N А32-2405/2018 (судья Корейво Е.В.),
по исковому заявлению акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края"
к Администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района
о взыскании стоимости фактических потерь электрической энергии,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (далее АО "НЭСК") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском о взыскании с Администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района (далее администрация) 1036152 рубля 66 копеек стоимости фактических потерь электроэнергии за ноябрь 2017 года в общем объеме 137385 кВтч.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.06.2018 по делу N А32-2405/2018 исковые требования удовлетворены.
Администрация Тимашевского городского поселения Тимашевского района обратилась с апелляционной жалобой, просила решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что вывод суда об отсутствии доказательств свидетельствующих об иных объемах электроэнергии, которые подлежат вычитанию от объема потерь, образовавшихся в сетевых объектах, необоснован. Истцом документально подтверждены показания приборов учета 186 потребителей, присоединенных к сетям, позволяющие установить объем потребленной электроэнергии в ноябре 2017 года. В местах расположения сетевых объектов, в которых образовались потери, проживает 532 потребителя, указанные в реестре истца. Кроме того истец не представил документальное обоснование нулевого потребления электроэнергии 151 потребителя, представленные заявления потребителей не относятся к спорному периоду. В реестр за ноябрь 2017 истцом неправомерно внесены отрицательные данные о потребленной электроэнергии у 19 потребителей в объеме 11929 кВтч, чем занижены объемы электроэнергии, отпущенные их сетей. Представленные акты проверки приборов учета потребителей за июль, август 2017 не позволяют определить объем потребленной электроэнергии в ноябре 2017. Не представлена первичная документация на основании которой произведен расчет вычитаемых расходов. Действия истца противоречат пунктам 42,59,61 Правил N 354, предусматривающим расчет потребленной электроэнергии в жилом помещении, оборудованном прибором учета, исходя из показаний прибора учета. У ответчика отсутствовала возможность самостоятельно получить сведения о показаниях приборов учета, установленных в частных домах. При производстве расчета потерь электроэнергии с использованием правомерного объема электроэнергии, отпущенного из сетей, объем потерь должен быть не более 125455,79 кВтч., а не 137385 кВтч как указано в иске. С ответчика неправомерно взысканы расходы на оплату государственной пошлины, что противоречит п.п.1.1 ч.1 ст.333.37 НК РФ.
АО "НЭСК" в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.06.2018 без изменения. Истец указал, что сетевой комплекс, в котором возникли потери электроэнергии, принадлежит Тимашевскому городскому поселению Тимашевского района на праве собственности. В силу абз.3 ч.4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", п. 129, 130 Основных положений, утвержденных постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012, иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации. В соответствии с п.п"ж" п.31 Правил N 354 истец, как исполнитель коммунальной услуги по электроснабжению обязан принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги. Суду и ответчику был представлен реестр вычитаемых расходов электроэнергии за ноябрь 2017, сформированный исходя из показаний переданных потребителями, в котором содержатся сведения о потребителях указанием сведений об установленных приборов учета (тип счетчика, заводской номер), а также о начальных и конечных показаниях приборов учета и расхода конечных потребителей (потребленного ими объема электроэнергии) за спорный период. Кроме того, в дело представлены копии первичных документов, подтверждающих достоверность показаний приборов учета (квитанции абонентов, заявления, показания переданные при оплате в кассе, скриншоты лицевого счета из личного кабинета сайта АО "НЭСК"), а также копии форм сведений показаний ИПУ в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с пояснениями в т.ч. по нулевым и отрицательным показателям. Отрицательный расход, указанный в реестре -это перерасчет ранее предъявленного расчета по п.59 постановления Правительства РФ N 354 по показаниям абонента в квитанциях или непосредственно при оплате. Ответчику ежемесячно направлялись уведомления об оплате стоимости электроэнергии, о заключении договора энергоснабжения либо договора купли-продажи электрической энергии, приобретаемой с целью компенсации фактической величины потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям. Администрация не представила сведений об ином объеме электроэнергии, отпущенной потребителям, самостоятельных мер по проверке приборов учета потребителей не приняла, хотя такая возможность была представлена положениями п.169,172 Основных положений N 442. Поскольку судебный акт принят не в пользу администрации, с нее в пользу истца правомерно взысканы судебные расходы в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района на праве муниципальной собственности принадлежит следующее имущество (далее - Элетросетевой комплекс) состоящее из:
воздушной линии электропередач ВЛ-0,4 кВ, протяженностью 4774 м, инвентарный номер 32818, расположенное по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, г. Тимашевск, СОТ "Колос";
трансформаторной подстанции ТП-173, площадь застройки 4 м2, инвентарный номер 32817, расположенной по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, г. Тимашевск, СОТ "Колос", 300А;
воздушной линии электропередач ВЛ-0,40 кВ, протяженностью 4750 м, инвентарный номер 32820, расположенной по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, г. Тимашевск, СОТ "Строитель", 475А;
воздушной линии электропередач ВЛ-0,4 кВ, протяженностью 4062 м, инвентарный номер 32819, расположенной по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, г. Тимашевск, СОТ "Строитель", 160Б.
По данным истца в ноябре 2017 года объем электроэнергии, поступившей в сетевой комплекс, составил 235913,88 кВтч; объем электроэнергии, отпущенной потребителям из сетевого комплекса составляет 98529,09 кВтч; объем фактических потерь электроэнергии составляет 137385 кВтч.
Таким образом, за ноябрь 2017 года в сетевом комплексе образовались фактические потери электроэнергии в объеме 137385 кВтч на общую сумму 1036152 рубля 66 копеек. Объем фактических потерь определен как разница между объемом электроэнергии, принятой в сетевой комплекс, и объемом электроэнергии отпущенной из сетевого комплекса.
Объем электроэнергии принятый в электросетевой комплекс указан в актах контрольного съёма показаний.
Объем электроэнергии отпущенной из сетевого комплекса подтвержден показаниями приборов учета абонентов - юридических лиц по договорам энергоснабжения и показаниями приборов учёта потребителей, а также расчётом по абонентам - физическим лицам, произведённым в соответствии с п.59 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Претензионным письмом от 13 декабря 2017 года N 50НЭ-01/09/1018 истец уведомил ответчика о наличии у него задолженности по оплате стоимости фактических потерь за ноябрь 2017 года.
Неисполнение администрацией указанного требования послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со ст.539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст.544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 4 ст.26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Пунктом 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства от 5 мая 2012 года N 442 (далее - Основные положения N 442), сетевые организации приобретают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках для собственных (хозяйственных) нужд и в целях компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства. В этом случае сетевые организации выступают как потребители.
Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (далее - Правила N 861), установлен порядок определения потерь в электрических сетях и оплаты этих потерь.
В соответствии с п. 50, 51 Правил N 861 размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
Сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.
Стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших на объектах электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть и принадлежащих собственникам или иным законным владельцам, которые ограничены в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" в осуществлении своих прав в части права заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов, оплачивается той организацией, которая в соответствии с договором о порядке использования таких объектов обязана приобретать электрическую энергию (мощность) для компенсации возникающих в них фактических потерь электрической энергии.
Пунктом 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства от 05.05.2012 года N 442 (далее - Основные положения N 442), иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.
Иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности). При этом определение объема фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, осуществляется в порядке, установленном разделом X настоящего документа для сетевых организаций (п.129 Основных положений N 442).
На основании п.130 Основных положений N 442 при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
Администрация, как владелец сетевого хозяйства, обязана оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих ей объектах сетевого комплекса в порядке и размере, установленном действующим законодательством.
Доводам ответчика о том, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие объёмы электрической энергии, отпущенной из объектов электросетевого хозяйства, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, как противоречащим материалам дела.
Истцом представлен реестр вычитаемых расходов (полезный отпуск) за ноябрь 2017 года, содержащий сведения о потребителях - юридических и физических лицах, с указанием в соответствующих столбцах сведений об установленных приборах учёта (тип счётчика, заводской номер), а также о начальных и конечных показаниях приборов учёта и расхода конечных потребителей (потреблённого объёма электроэнергии). Кроме того, истцом представлены копии первичных документов в отношении потребителей указанных в реестрах вычитаемых расходов за спорный период, а именно документы, подтверждающие достоверность показаний приборов учёта указанных в реестре (ведомости из оплат с показаниями, квитки, предоставленные бытовыми абонентами, заявления, ведомости МКД, показания, переданные при оплате в кассе, передача путём абонент - звонок, скриншоты лицевого счёта из личного кабинета сайта АО "НЭСК"), а также копии форм сведений показаний ИПУ в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за взыскиваемый период времени, с приложением реестров вычитаемых расходов за спорный период с пояснениями в примечании по каждому потребителю указанному реестре, в том числе имеющих нулевые и отрицательные значения.
Администрацией представленные истцом сведения об объеме принятой в сеть и отпущенной из сети электроэнергии не опровергнуты, обоснованный контррасчет суду не представлен. Доказательства иного объема электроэнергии, отпущенной потребителям, ответчиком также не представлено.
Ответчик самостоятельных мер по проверке приборов учета потребителей общества в порядке, установленном п.169, 172 Основных положений N 442 не осуществил. При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно исходил из доказанности истцом как объема электрической энергии, потерянной в сетях в спорный период, так и размера ее стоимости.
Поскольку в рамках настоящего дела администрация выступала от имени муниципального образования Тимашевского района Краснодарского края, то исковые требования общества подлежат удовлетворению за счет казны муниципального образования.
В пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" разъяснено, что в силу главы 25.3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются. Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ. Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Учитывая изложенное, судебные расходы, состоящие из уплаченной истцом государственной пошлины в сумме 23362 рубля, подлежат отнесению на ответчика в порядке ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.06.2018 по делу N А32-2405/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.