г. Киров |
|
07 сентября 2018 г. |
Дело N А82-7861/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Поляковой С.Г., Поляшовой Т.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.,
без участия в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль", ИНН 7606052264, ОГРН 1057601050011
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.04.2018 по делу N А82-7861/2017, принятое судом в составе судьи Соловьевой Т.А.
по иску публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль" (ИНН 7606052264 ОГРН 1057601050011)
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилком" (ИНН 7602088774 ОГРН 1117602012076),
третьи лица: Правительство Ярославской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области,
о взыскании задолженности
установил:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ярославль" (далее - Компания, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Жилком" (далее - Общество, ответчик) о взыскании 28 577 руб. 01 коп. задолженности за электрическую энергию за период с января по апрель, с июля по август 2016 года (далее - Спорный период).
Исковые требования Компании основаны на статьях 309, 332, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Ярославской области (далее - Правительство ЯО), Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 11 апреля 2018 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель считает противоречащим действующему законодательству вывод суда об отсутствии сверхнормативного ОДН за период с января по апрель 2016 года ввиду не учета использования электрических конвекторов при расчете норматива на ОДН. Общество, как управляющая компания и исполнитель коммунальных услуг, обязано заключить с ресурсоснабжающей организацией договор о приобретении коммунального ресурса в виде электрической энергии для предоставления коммунальной услуги по отоплению (мест общего пользования) многоквартирного жилого дома. В случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс. Поскольку электрический конвектор имеет своей целью обогрев помещений, объем электроэнергии, потребленной в результате оказания данной услуги, должен учитываться в составе платы за коммунальную услугу по отоплению. Предоставление коммунальной услуги по отоплению является прямой обязанностью исполнителя услуги - управляющей организации. Включение ответчиком в расчет задолженности по коммунальной услуге "электроснабжение" объем потребления электрических конвекторов противоречит действующему законодательству. Ссылка ответчика на пункт 6 Постановления Правительства ЯО от 10.08.2012 N 789-П при расчете сверхнормативного ОДН несостоятельна. Данная формула не распространяется на случаи обогрева мест общего пользования. Доначисления за спорный период представляют собой объем электроэнергии, потребленной МКД на общедомовые нужды. Ссылается на решение Ленинского районного суда г. Ярославля, в котором суд сделал вывод, что ресурсоснабжающей организации, несмотря на отсутствие договоров с управляющими компаниями и ТСЖ, не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги; Общество производит расчет и требует от жителей МКД, обслуживаемых управляющими компаниями и ТСЖ, плату за коммунальную услугу в отсутствие правовых оснований. В условиях, когда ресурсоснабжающая организация была не вправе прекратить энергоснабжение МКД, а вступившее в законную силу судебные акты, вынесенные в интересах жителей г. Ярославля, содержат вывод о незаконности начисления платы за электроэнергию непосредственно собственникам и нанимателям помещений в МКД в связи с тем, что данное право имеет исключительно лицо, управляющее МКД, установление наличия фактических договорных отношений между истцом и ответчиком за периоды до заключения договора является единственным правовым механизмом защиты права ресурсоснабжающей организации на получение платы за поставленную в МКД электрическую энергию. Если суд примет позицию ответчика, то возникнет конфликт судебных актов: истец не вправе предъявить к оплате объемы электрической энергии, поставленные на ОДН, ни лицу, осуществляющему управление МКД, ни собственникам помещений. При отсутствии договора в письменной форме фактические договорные отношения между сторонами, и, соответственно, обязанность по оплате электрической энергии, поданной в МКД, возникают с момента, когда управляющая организация приступила к управлению МКД.
Ответчик в отзыве и дополнениях к нему указал, что истцом не представлено доказательств направления ответчику оферты на заключение отдельного договора о приобретении коммунальной услуги по отоплению (мест общего пользования) многоквартирного жилого дома, и доказательств уклонения общества от заключения такого договора. Требования истца основаны на договоре от 20.09.2016 N 76651205010, согласно пункту 4.1 которого расчеты по договору производятся не только за электроэнергию, потребляемую для целей оказания коммунальных услуг собственникам, но и за электроэнергию, потребляемую на иные нужды. Истец не учитывает, что до 01.07.2016 плата за коммунальные услуги, предоставленные РСО в качестве исполнителя коммунальных услуг на общедомовые нужды, в соответствии с редакцией пункта 44 Правил N 354, действовавшей до вступления в силу постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603, рассчитывалась и распределялась между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в МКД, согласно формулам 11-14 приложения N 2 к Правилам N 354. В виду действующих прямых договоров между собственниками помещений и истцом, в договоре управления от 18.02.2015 N 3 собственники обязали Общество предоставлять из коммунальных услуг только холодное водоснабжение и водоотведение. Подписание собственниками данного договора является действием собственников, подтверждающим волю о продлении имеющихся действующих прямых договоров с РСО. Ответчиком были представлены два расчета объема электроэнергии, потребленной конвекторами (в соответствии с пунктом 6 постановления Правительства ЯО N 789-п и в соответствии с проектной документацией). Ссылка истца на Правила N 442 неприменима.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В письменных пояснениях истец указал, что по ряду аналогичных дел, находящихся на рассмотрении Арбитражного суда Ярославской области, от Департамента был затребован расчет величины норматива потребления электрической энергии с учетом доводов, изложенных в решении Ярославского областного суда от 01.11.2017 N 3а-117/2017 (какова бы была величина норматива в случае недопущения нарушений, установленных Ярославским областным судом в указанном решении). Данный расчет представлен Департаментом, в частности, в дело NА82-2526/2017.
Истцом произведен расчет норматива на МКД, находящегося в управлении ответчика, выполненный на основании представленной ответчиком информации (договор управления с актом о состоянии общего имущества в МКД) с учетом рассчитанного Департаментом значения норматива на осветительные установки подвалов, тех. этажей, чердаков (0,016 кВт.ч/кв.м./мес.).
В связи с изложенным истец отказался от иска в части взыскания 230 руб. 21 коп. задолженности.
Также с учетом произведенной ответчиком оплаты в размере 6 695 руб. 70 коп. за август 2016 года платежным поручением от 30.10.2017 N 652, истец отказался от иска в указанной части.
В остальной части просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично. Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Учитывая, что заявленный истцом отказ от исковых требований закону не противоречит и права других лиц не нарушает, Второй арбитражный апелляционный суд считает возможным его принять.
На основании пункта 3 статьи 269 во взаимосвязи с пунктами 2, 5 статьи 49 и пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене, производство по делу - прекращению.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, стороны заявили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 29.08.2018 до 03.09.2018.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ярославской области от 11 апреля 2018 года проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
В спорный период Общество являлось управляющей компанией в отношении спорного дома.
Истец в период с января 2016 года по апрель 2016 года, с июля 2016 по август 2016 года в отсутствие письменного договора поставлял на объект ответчика электрическую энергию, согласно уточненным требованиям задолженность составила 28 577 руб. 01 коп.
В претензии от 17.02.2017 N 03-2-1/626 истец предложил ответчику оплатить образовавшуюся задолженность.
Претензия оставлена ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (статья 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 2 Обзора практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14), фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать, в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
В пунктах 1, 2 и 9 статьи 161, пункте 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Обязанности по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам возлагаются на управляющую организацию по договору управления многоквартирным домом. Управление одним домом может осуществляться только одной управляющей организацией.
Обязанность граждан и организаций своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ответчик является исполнителем коммунальных услуг, а в отношениях с истцом как ресурсоснабжающей организацией, соответственно, абонентом (покупателем), то есть лицом обязанным оплатить электрическую энергию, поставленную в управляемые им жилые дома.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Из пункта 40 Правил N 354 следует, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с абзацем 2 пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема, определяемого исходя из норматива потребления. Если имеет место превышение расчетного объема над нормативным, исполнитель коммунальных услуг (кроме тех случаев, когда таковым является РСО) оплачивает образовавшуюся разницу за счет собственных средств.
Согласно изменениям в пункт 44 Правил N 354, внесенным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", абзац 2 указанного пункта изложен в следующей редакции: "Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения".
Полностью распределить между собственниками помещений объем потребления на ОДН, рассчитанный исходя из показаний общедомовых приборов учета (далее - ОПУ), несмотря на его превышение над нормативной величиной, можно только по решению самих собственников, принятому в соответствующем порядке на общем собрании.
Указанное положение направлено на обязание управляющих организаций не просто поддерживать общее имущество МКД в определенном состоянии, но и грамотно управлять им, что является основой хозяйственной деятельности управляющей компании.
Доказательств того, что общим собранием собственников МКД были приняты решения о распределении сверхнормативного объема электроэнергии на общедомовые нужды между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения в дело не представлено.
В соответствии с пунктом 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета.
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может являться юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
При этом под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); под коммунальными ресурсами - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
В силу пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (пункт 42 Правил N 354).
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле, предусматривающей сложение объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях, предоставленного на общедомовые нужды.
Из пункта 2 Основных положений N 442 следует, что покупателем электрической энергии может выступать и исполнитель коммунальных услуг, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению, а также в случае отсутствия централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения - в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - исполнитель коммунальной услуги).
Потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги, в том числе и электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме (пункт 3 Правил N 354).
Таким образом, потребитель получает электрическую энергию, как для собственных нужд, так и для мест общего пользования.
В силу части 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 64 Правил N 354 предусмотрено, что потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Из анализа положений статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует обязанность потребителя коммунальных ресурсов производить их оплату непосредственно исполнителю коммунальных услуг (ТСЖ, ЖСК, управляющая организация), за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статус исполнителя коммунальных услуг юридическое лицо приобретает на основании решения собрания собственников многоквартирного дома, и порядок оплаты коммунального ресурса, выбранный собственниками, не может лишить его указанного статуса.
В соответствии с абзацем 7 пункта 2 Правил N 354, статьями 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчик во взаимоотношениях с истцом является исполнителем коммунальных услуг. В силу своего статуса ответчик обязан приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги по электроснабжению, использования электрической энергии на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
Факт поставки электроэнергии для мест общего пользования многоквартирного жилого дома, находящихся в управлении ответчика, подтверждается материалами дела и ответчиком не оспорен.
Таким образом, именно ответчик как управляющая организация являлся исполнителем коммунальных услуг и имел право взимать плату за оказанные услуги в местах общего пользования в спорный период.
Изложенное подтверждается также апелляционным определением Ярославского областного суда от 04.02.2016, которым признаны незаконными действия истца по начислению и взиманию с нанимателей и собственников помещений в МКД города Ярославля, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами, платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.
В спорный период июль-август 2016 года стоимость объема ресурса на ОДН собственникам помещений в спорном МКД не предъявлялась.
Выбор собственниками помещений спорного многоквартирного дома, непосредственного способа расчетов с ресурсоснабжающими организациями не снимает с ответчика, как управляющей компании, установленной законом обязанности по заключению соответствующих договоров с ресурсоснабжающими организациями.
При изменении порядка оплаты коммунальных услуг (перечислении конечными потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям) схема договорных отношений не меняется и управляющая организация остается лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями по оплате поставленных коммунальных ресурсов.
Включение ответчиком в расчет задолженности по коммунальной услуге "электроснабжения" объема потребления электрических конвекторов противоречит действующему законодательству.
Ссылка ответчика на пункт 6 постановления Правительства ЯО от 10.08.2012 N 789-п при расчете сверхнормативного ОДН, несостоятельна, поскольку данный пункт распространяется на случаи электроснабжения населения, использующего индивидуальные системы электроотопления стационарного типа для общего обогрева жилых и нежилых помещений.
Расчет задолженности произведен истцом в соответствии с нормативными актами, показатели подтверждены надлежащими доказательствами.
Кроме того, ответчиком не доказана правомерность расчета каким-либо иным способом.
Доказательств оплаты задолженности ответчиком также не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает требования истца подлежащими удовлетворению (с учетом частичного отказа от иска) в сумме 21 651 руб. 10 коп.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе, возлагаются на стороны соответственно результатам судебного рассмотрения дела.
Руководствуясь статьей 49, пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 258, 266, 268, пунктами 2, 3 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
отказ публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль" от исковых требований в части взыскания 6 925 руб. 91 коп. принять.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.04.2018 по делу N А82-7861/2017 в указанной части отменить, производство по делу в данной части прекратить.
В остальной части апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль" удовлетворить, решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.04.2018 по делу N А82-7861/2017 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль" удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилком" в пользу публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль" 21 651 руб. 10 коп. задолженности за электрическую энергию за период январь-март, июль, август 2016 года, а также 5 000 руб. расходов по оплате госпошлины по иску и по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительный лист.
Возвратить публичному акционерному обществу "ТНС энерго Ярославль" из федерального бюджета 20 руб. 84 коп. госпошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 17292 от 17.05.2017.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
С.Г. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.