г. Чита |
|
03 сентября 2018 г. |
Дело N А58-5893/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мирнинском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) на определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2018 года об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа по делу N А58-5893/2018 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мирнинском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) (ИНН 1433015760, ОГРН 1021400967587) о выдаче судебного приказа на взыскание с должника - общества с ограниченной ответственностью "ЭКТИМС" (ИНН 1433000203, ОГРН 1021400968027) 500 рублей финансовых санкций, начисленных за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования,
(суд первой инстанции - Кайдаш Н.И.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мирнинском улусе (районе) Республики Саха (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с общества с ограниченной ответственностью "ЭКТИМС" (далее - Общество) 500 рублей финансовых санкций, начисленных за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за сентябрь 2017 года).
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2018 года в принятии заявления Пенсионного фонда о выдаче судебного приказа отказано.
Не согласившись с определением суда, Пенсионный фонд обжаловал его в апелляционном порядке.
В обоснование указывает, что положения пункта 39 Инструкции от 21.12.2016 N 766н не применимы, поскольку сведения в отношении работника Кокоуровой С.В. в отчете по форме СЗВ-М по типу "исходная" за сентябрь 2017 года не представлены; в рассматриваемом случае имело место дополнительное представление сведений на работника, а не исправление ошибок в ранее представленных сведениях на застрахованное лицо.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 18.08.2018.
В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 62) указано, что исходя из особенностей приказного производства как одной из форм упрощенного производства жалобы на определения о возвращении заявления о выдаче судебного приказа, определения об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа рассматриваются судом апелляционной инстанции единолично без вызова взыскателя и должника (часть 1 статьи 272.1, часть 5 статьи 3 АПК Российской Федерации).
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание финансовых санкций в размере 500 рублей послужило решение Пенсионного фонда о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 19.02.2018 N 016S19180000870, принятое на основании акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 22.01.2018 N 016S18180000580.
Данным решением ООО "Эктимс" привлечено к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) в виде финансовой санкции в сумме 500 рублей за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах формы СЗВ-М за сентябрь 2017 года.
В адрес Общества выставлено требование от 16.03.2018 N 016S01180015224 об уплате в срок до 06.04.2018 финансовой санкции.
В связи с неисполнением Обществом в установленный срок требования об уплате финансовой санкции, Пенсионный фонд обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с Общества 500 рублей штрафа.
Суд первой инстанции, отказывая в принятии заявления Пенсионного фонда о выдаче судебного приказа, исходил из того, что поскольку Обществом до момента обнаружения Пенсионным фондом несоответствия между представленными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки, и, соответственно, до вынесения решения, переданы необходимые корректирующие ("дополняющие") сведения, правомерность применения к страхователю санкций, предусмотренных статьей 17 Закона Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, вызывает сомнение, что свидетельствует о наличии спора о праве.
Суд апелляционной инстанции признает правильными и обоснованными выводы суда первой инстанции, а принятое им решение - подлежащим оставлению без изменения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 229.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм по требованиям взыскателя, предусмотренным статьей 229.2 настоящего Кодекса.
Судебный приказ выдается, в частности, по делам, в которых заявлено требование о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает сто тысяч рублей.
В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62 указано, что требования, рассматриваемые в порядке приказного производства, должны быть бесспорными. Бесспорными являются требования, подтвержденные письменными доказательствами, достоверность которых не вызывает сомнений, а также признаваемые должником.
На основании пункта 3 части 3 статьи 229.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа по основаниям, предусмотренным статьей 127.1 настоящего Кодекса, а также в случаях, если из заявления о выдаче судебного приказа и приложенных к нему документов усматривается наличие спора о праве.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2007 года N 785-О-О, наличие признаков спора о праве в каждом конкретном деле устанавливается судьей, рассматривающим заявление о выдаче судебного приказа, который при наличии сомнений в бесспорном характере заявленных требований в целях защиты прав и интересов ответчика отказывает в принятии заявления, что не лишает заявителя права предъявить данное требование в порядке искового производства.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы, и за которых он уплачивает страховые взносы.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2. статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорном периоде) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М).
В разделе 2 сведений указывается отчетный период, которым в силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ признается месяц, а в разделе 3 указывается тип формы. Всего предусмотрено три типа: 1) исходная форма - впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; 2) дополняющая - подается с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; 3) отменяющая - подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Представление корректирующих сведений также предусмотрено как пунктами 34 и 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее по тексту - Инструкция N 987н), действовавшей в спорный отчетный период, так и пунктом 39 Инструкции, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее по тексту - Инструкция N 766н), действующей на дату привлечения страхователя к ответственности.
В абзаце третьем пункта 39 Инструкция N 766н указано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
С учетом приведенных взаимосвязанных положений статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, пункта 34 Инструкции N 987н, пункта 39 Инструкция N 766н и Постановления N 83п суд первой инстанции указал, что исправления и корректировки сведений вносились и вносятся в форму СЗВ-М в особом порядке при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц.
Судом первой инстанции из представленных Пенсионным фондом документов установлено, что сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2017 года с типом формы "дополняющая" в отношении застрахованного лицо представлены страхователем в фонд 23.10.2017, до момента обнаружения ошибки Пенсионным фондом.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что из заявления о выдаче судебного приказа и приложенных к нему документов усматривается наличие спора о праве. Поскольку судебный приказ выдается только по бесспорным требованиям, не предполагающим какого-либо спора о праве, суд первой инстанции правильно отказал в принятии заявления о выдаче судебного приказа.
Иное толкование норм закона, а также иная оценка заявителем апелляционной жалобы обстоятельств дела не свидетельствует о незаконности вынесенного судебного акта и не является основанием для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2018 года об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа по делу N А58-5893/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Л.Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5893/2018
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мирнинском улусе районе Республики Саха Якутия
Ответчик: ООО "Эктимс"