г. Пермь |
|
05 сентября 2018 г. |
Дело N А50-14683/2018 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Голубцова В.Г.,
рассмотрел, без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске и Соликамском районе Пермского края
На мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края.
от 26 июня 2018 года,
принятое судьей Шаламовой Ю.В., в порядке упрощенного производства,
по делу N А50-14683/2018
по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске и Соликамском районе Пермского края (ОГРН 1025901973283 ИНН 5919005188)
к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 43" (ОГРН 1025901973943 ИНН 5919016302)
о взыскании финансовых санкций в размере 16 000 руб.,
установил:
Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске и Соликамском районе Пермского края (далее - Фонд, управление, управление ПФР) обратилось в арбитражный суд к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 43" (далее - должник, страхователь, учреждение) с заявлением о взыскании финансовых санкций в размере 16 000 руб. (с учетом уточненных требований принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26 июня 2018 года в удовлетворении требований Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске и Соликамском районе Пермского края отказано.
Заявитель жалобы указывает, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ее территориальным органом ПФР представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются. Однако представление сведений на застрахованных лиц, информация на которых ранее страхователем не предоставлялась в форме СЗВ-М с типом формы "исхд" за соответствующий отчетный период календарного года не является исправлением ошибки (либо дополнением сведений), а свидетельствует о нарушении установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока предоставления сведений в отношении застрахованных лиц.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу Управления, в соответствии с которым просит решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и судом первой инстанции установлено, Управлением проведена проверка представленных страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (исходная) за октябрь 2017 года, в ходе которой установлено нарушение страхователем срока их представления (при сроке представления не позднее 15.11.2017), сведения фактически представлены 16.11.2017.
Указанное обстоятельство нашло отражение в акте от 16.11.2017 N 203S18170037378, в котором предлагалось привлечь страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 4 статьи 17 федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете застрахованных лиц" (далее - закон N 27-ФЗ).
Акт проверки, содержащий информацию о времени и месте рассмотрения материалов проверки, направлен страхователю почтой.
27.12.2016 по результатам рассмотрения материалов проверки фондом вынесено решение N 203S19170042641, которым заявитель привлечен к ответственности по абзацу 4 статьи 17 закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 16 000 руб. Решение направлено страхователю почтой.
В целях уплаты финансовых санкций должнику выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Требование Управления в добровольном порядке не исполнено, что явилось основанием для его обращения в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с ответчика указанной финансовой санкции в размере 16 000 руб.
По результатам рассмотрения заявления арбитражным судом вынесено определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа от 10.04.2018 по делу А50-10027/2018, на основании поступивших возражений, что послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Отказывая в удовлетворении требований фонда, суд первой инстанции исходил из нарушения прав учреждения "Детский сад N 43" на участие в рассмотрении материалов проверки и предоставления пояснений и доказательств в обоснование возражений, и как следствие незаконности привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 закона N 27-ФЗ.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" общество является страхователем по данному виду страхования, и согласно пункту 2 статьи 14 данного Закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации N 83п от 01.02.2016 "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно разделу 3 "Тип формы" страхователи выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отм". Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период. Если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в фонд сведений о застрахованных лицах за отчетный период, то в рассматриваемом поле приводится код "доп" (дополняющая форма).
Статья 15 закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, законом не установлен.
Согласно статье 17 закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Как установлено судами страхователь сведения в Управление ПФР представил 16.11.2017, то есть с нарушением установленного срока.
Вместе с тем судом первой инстанции установлено существенное нарушение Пенсионным фондом процедуры привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 федерального закона N 27-ФЗ, с чем апелляционная инстанция соглашается в силу следующего.
Как предусмотрено статьей 17 федерального закона N 27-ФЗ территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
С учетом изложенного, рассмотрение материалов проверки и принятие соответствующего решения в отсутствие лица, в отношении которого проводилась проверка, возможно только в случае его надлежащего уведомления о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Как установлено судом, в акте от 16.11.2017 содержалась информация о дате, времени и месте его рассмотрения - 26.12.2017 14 час. 00 мин. При этом решение по результатам рассмотрения акта от 16.11.2017 N 203S18170037378 принято 27.12.2017.
Вместе с тем, каких-либо надлежащих доказательств извещения страхователя о дате рассмотрения акта именно 27.12.2017 в материалы дела не представлено.
Обеспечение возможности лица, в отношении которого составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и представить свои объяснения, отнесено к существенным условиям процедуры рассмотрения акта.
Нарушение уполномоченным органом существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов, полученных в результате контрольных мероприятий, является основанием для отмены принятого им решения о привлечении лица к ответственности вышестоящим органом или судом.
Поскольку в рассматриваемом деле заявитель не представил документы, а именно акт либо иное уведомление, с указанием времени и месте рассмотрения (27.12.2017), суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что Фондом были нарушены права страхователя на участие в рассмотрении материалов проверки.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 июня 2018 года, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А50-14683/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-14683/2018
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. СОЛИКАМСКЕ И СОЛИКАМСКОМ РАЙОНЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД N 43"