г. Москва |
|
30 августа 2018 г. |
Дело N А40-17111/18 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи А.И. Трубицына,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Москвы от 04 июня 2018 года по делу N А40-17111/18, принятое судьей Павлюком Ю.Б., по иску ЗАО "Локотранс" к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 88 741 рубля 97 копеек,
без вызова сторон,
УС Т А Н О В И Л:
Иск заявлен ЗАО "Локотранс" (далее - истец) к ОАО "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании 88 741 рублей 97 копеек в возмещение убытков.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.06.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Суд первой инстанции указал, что ответчик несет ответственность за повреждение вагонов в соответствии со статьей 105 Устава железнодорожного транспорта (далее - Устав).
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт отменить, принять новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы указал, что истец не доказал факт нарушения ответчиком обязательств по договору, наличие причинно-следственной связи между понесенными убытками истца и ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору, а так же документально не подтвердил размер убытков.
В отзыве на апелляционную жалобу содержатся возражения истца на доводы жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 04.06.2018 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в ходе текущих отцепочных ремонтов вагонов N 52635869, N 52682770 собственности истца была выявлена неисправность "Ползун на поверхности катания" и "Выщербина на ползуне", что подтверждается Актом комиссионного осмотра вагона от 13.08.2017 (вагон N 52635869), Актом браковки вагона от 17.08.2017 (вагон N 52682770).
Текущий отцепочный ремонт вагона N 52635869 был проведен на основании заключенного с ответчиком договора N ТОР-ЦВ-00-15 от 18.04.2013, что подтверждается актом выполненных работ N 5п13/1 1227 от 24.08.2017 (вагон N 52635869).
Оплату за проведенный текущий ремонт ЗАО "Локотранс" осуществило в полном объеме, о чем свидетельствует платежное поручение N 6116 от 25.09.2017.
Текущий отцепочный ремонт вагона N 52682770 был проведен на основании заключенного с АО "ВРК-1" договора N ВРК-1/62/2017 от 01.01.2017, что подтверждается актом выполненных работ N 7 от 17.08.2017. Оплату за проведенный текущий ремонт истец осуществил в полном объеме, о чем свидетельствуют платежные поручения N 5361 от 17.08.2017.
Истец, обеспечив текущий отцепочный ремонт вагонов в эксплуатационных депо, понес убытки в размере 88 741 рубль 97 копеек.
Полагая, что данные неисправности возникли в результате неправильной эксплуатации ответчиком как перевозчиком колесных пар при торможении, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском. В обоснование своих требований истец ссылается на Классификатор неисправностей вагонных колесных пар и их элементов N 1.20.001-2007, утвержденный ОАО "РЖД" 07.12.2007, содержащий описание данного повреждения и причину образования - вследствие скольжения заклиненных колесных пар по рельсам.
Руководствуясь положениями статьями 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по следующим основаниям.
Выявленные неисправности колесных пар не являются результатом умышленных действий, направленных на повреждение имущества, а образовались в процессе эксплуатации. Исходя из правовой позиции истца, эксплуатация вагонов с нарушением требований руководящих документов в части применения тормозной системы ведет к преждевременному выходу колесных пар из строя вследствие образования повреждений, при которых дальнейшая эксплуатация вагонов не допускается.
Вместе с тем, ответчик ссылается на официальный, применяемый в настоящее время Классификатор "Основных неисправностей грузовых вагонов" N К ЖА 2005 05, который относит вид выявленных неисправностей как к эксплуатационным, образовавшимся в процессе обычной эксплуатации колесных пар и являющимся результатом естественного износа, так и к технологическим, то есть связанным с нарушением перевозчиком правил перевозки, правил регулировки рычажной передачи, неправильным управлением тормозами локомотива. С учетом изложенного, отнесение неисправностей подобного вида к эксплуатационным либо технологическим должно осуществляться в каждом конкретном случае индивидуально, с учетом обстоятельств выявления неисправностей, предшествующих этому событий, объективного состояния колесных пар на момент выявления, с привлечением соответствующих специалистов, то есть необходимо проведение технического расследования с использованием специальных знаний.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что истцом (заказчик) и ответчиком (подрядчик) заключен договор N ТОР-ЦВ-00-15 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов от 18.04.2013. В соответствии с пунктом 4.1 и пунктом 10.8.19 договора Классификатор К ЖА 2005 05 является неотъемлемой частью договора.
До начала ремонта спорных вагонов истцом предприняты меры к проведению расследования причин отцепки вагонов, проведены осмотры вагонов с участием представителей ответчика, составлены соответствующие акты. Поскольку представители ОАО "РЖД" от подписания составленных истцом актов отказались без указания причин отказа, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ответчик уклонился от выяснения причин возникновения неисправности колесных пар и фактически отказался от доказывания отсутствия его вины (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции признает доказанным наличие причинной связи между обстоятельствами заявленных истцом убытков и повреждением колесных пар в период осуществления ответчиком перевозки железнодорожных вагонов, а также вины перевозчика в возникновении неисправностей вагонов.
Ответчиком в нарушение требований статьи 65 АПК РФ, пункта 2 статьи 401 ГК РФ не представлено доказательств отсутствия его вины в возникновении неисправности колесных пар.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04 июня 2018 года по делу N А40-17111/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.И. Трубицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.