Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 декабря 2018 г. N Ф05-8902/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
06 сентября 2018 г. |
Дело N А40-11737/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Кочешковой М.В., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу СРО Ассоциация "Альянс предприятий строительного комплекса"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2018 по делу N А40-11737/18, принятое судьей А.В.Цыдыповой
по заявлению СРО Ассоциация "Альянс предприятий строительного комплекса"
к Ростехнадзору; Северо-Кавказскому управлению Ростехнадзора
Третье лицо: Ассоциация "Национальное объединение строителей"
о признании нормативно-правового акта недействительным, обязании совершать действия,
от заявителя: |
Морозова М.И. по дов. от 01.08.2018; |
от заинтересованных лиц: |
не явились, извещены; |
от третьего лица: |
Леванов С.А. по дов. от 19.03.2018; |
УСТАНОВИЛ:
СРО АССОЦИАЦИЯ "АПСК" (с учетом уточнения требований в порядке ст.49 АПК РФ) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском к СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОСТЕХНАДЗОРА и Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР) о признании недействительным Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N СП-130 от 10.11.2017, обязании Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору восстановить СРО Ассоциация "Альянс предприятий строительного комплекса" в государственном реестре саморегулируемых организаций в течение 7 (семи дней) с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, обязании Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору направить сведения о восстановлении СРО Ассоциация "Альянс предприятий строительного комплекса" в государственном реестре саморегулируемых организаций в Ассоциацию "Общероссийскую негосударственную некоммерческую организацию - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство (НОСТРОЙ) в течение 7 (семи дней) с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, обязании Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору разместить на официальном сайте в сети Интернет Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору информационное сообщение о восстановлении СРО Ассоциация "Альянс предприятий строительного комплекса" в государственном реестре саморегулируемых организаций в течение 7 (семи дней) с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, обязании Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору удалить сведения об исключении СРО Ассоциация "Альянс предприятий строительного комплекса" из государственного реестра саморегулируемых организаций с официального сайта в сети Интернет Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (http://wyvw.gosnadzor.ru/news/64/2016) в течение 7 (семи дней) с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, обязании Северо-Кавказское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору удалить сведения об исключении СРО Ассоциация "Альянс предприятий строительного комплекса" из государственного реестра саморегулируемых организаций с официального сайта в сети Интернет Северо-Кавказского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору () в течение 7 (семи дней) с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, обязании Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, Северо-Кавказское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщить суду об исполнении решения суда по настоящему делу в течение трех дней с момента исполнения.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2018 в удовлетворении заявленных требований СРО Ассоциация "Альянс предприятий строительного комплекса" отказано.
Не согласившись с решением суда, СРО Ассоциация "Альянс предприятий строительного комплекса" обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель СРО Ассоциация "Альянс предприятий строительного комплекса" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивает на отмене принятого по делу судебного акта.
Третье лицо поддержало решение суда, возражает против доводов апелляционной жалобы.
Представители заинтересованных лиц в судебное заседание явку представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, пояснений представителей лиц, участвующих в деле, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Законодательством установлены обязательные требования к СРО в области строительства, в том числе: соответствии со статьей 13 Закона N 315-ФЗ и пунктом 2 части 2 статьи 55.4 ГрК РФ СРО обязана формировать компенсационный фонд в установленном размере.
В силу части 5 статьи 22 Закона N 315-ФЗ и части 5 статьи 55.2 ГрК РФ неисполнение (нарушение) указанного выше требования является основанием для исключения саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
В данном случае нарушение со стороны Заявителя указанных выше требований подтверждалось уведомлением НОСТРОЙ от 11.07.2017 N 03-01-6554/17, направленным в адрес Заявителя, оформленным согласно части 10 статьи 55.20 ГрК РФ; Заключением НОСТРОЙ от 19.10.2017 г., направленным в Ростехнадзор, актом проверки СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО управления Ростехнадзора от 18.08.2017 г. N Св-4336-р; а также Предписанием от 05.10.2017 г. N 1074-33-25-16.
Доводы заявителя о том, что он уведомил Ростехнадзор об устранении нарушений, поименованных в Предписании, судом отклоняются, поскольку в соответствии с частью 12 статьи 55.19 ГрК РФ оспариваемое Заявителем решение принято Ростехнадзором на основании Заключения НОСТРОЙ, а не на основании акта проверки или в связи с неисполнением предписания Ростехнадзора.
Итоговым документом в рамках установленных статьями 55.19, 55.20 ГрК РФ процедуры является Заключение НОСТРОЙ. Наличие данного заключения является самостоятельным и исчерпывающим основанием для принятия Ростехнадзором решения об исключении СРО из реестра СРО.
Наличие же каких либо Предписаний Ростехнадзора, а также истечение или неистечение сроков их исполнения не является основанием, препятствующим принятию Ростехнадзором решения в порядке части 12 статьи 55.19 ГрК РФ.
Рассматриваемое Заключение НОСТРОЙ оформлено на основании и по факту неисполнения Заявителем уведомления НОСТРОЙ об устранении нарушений, оформленного согласно части 10 статьи 55.20 ГрК РФ.
Согласно заключению НОСТРОЙ от 19.10.2017 г. основаниями для исключения сведений об Ассоциации из государственного реестра саморегулируемых организаций в соответствии с частью 5 статьи 55.2 Кодекса являются:
1) Неисполнение Ассоциацией требований статьи 55.4 или статьи 55.16 Кодекса;
2) Неисполнение Ассоциацией требований статьи 55.16.1 Кодекса, а также требований части 2 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ. Согласно указанному заключению размер компенсационного фонда заявителя должен был составлять 93232499 руб. 00 коп., из которых 92432499 руб. 00 коп. - взносы в компенсационный фонд возмещения вреда, 1800000 руб. 00 коп. взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. При этом размер компенсационного фонда не размещенных на специальных банковских счетах составил 68137750 руб. 62 коп.
Заявителем была представлена выписка по специальному банковскому счету, открытому в ПАО Банк "ФК Открытие" для размещения средств компенсационного фонда в размере 3200000 руб.
Вместе с тем, перечень членов заявителя представленный для внесения сведений в единый реестр членов СРО содержит сведения о 294 индивидуальных предпринимателях и юридических лицах (215 исключенных и 79 действующих). Размер средств, внесенных указанными 294 лицами должен составлять 93232499 руб. Таким образом, размер денежных средств компенсационного фонда не размещенных на специальных банковских счетах составил 68137750 руб. 62 коп.
Статьей 55.16 ГрК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ) предусмотрена возможность формирования двух компенсационных фондов (возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств) взамен предусмотренного ранее единого компенсационного фонда.
Специальными нормами частей 10 и 12 статьи 3.3 Закона N 191-ФЗ установлено, что размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств определяются, в том числе, с учетом ранее внесенных взносов в компенсационный фонд такой некоммерческой организации, а также с учетом взносов, внесенных ранее исключенными членами саморегулируемой организации и членами саморегулируемой организации, добровольно прекратившими в ней членство.
Таким образом, формирование компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств должно осуществляться с учетом всех взносов, подлежавших внесению в единый компенсационный фонд.
В данном случае согласно заключению НОСТРОЙ, исходя из данных, имеющихся в едином реестре членов саморегулируемых организаций, суммарный компенсационный фонд составляет не менее 93232499 руб., при этом на специальных счетах в уполномоченных кредитных организациях размещено всего 3200000.
Заключение Ассоциации "Национальное объединение строителей" утверждено исходя из выявленных и не устраненных заявителем нарушений, в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации и внутренними документами Ассоциации "Национальное объединение строителей", а также подготовлено в порядке исполнения Ассоциацией "Национальное объединение строителей" функций, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Указанные нарушения способны затронуть права и законные интересы неограниченного круга лиц в части отсутствия обеспечения безопасности и качества работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, выполняемых членами Заявителя, а также отсутствия возможного возмещения вреда, причиненного вследствие нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства и требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения, и возмещение ущерба, причиненного вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда на подготовку проектной документации, заключенному с использованием конкурентных способов заключения договора, в соответствии с требованиями статей 60 и 60.1 Грк РФ.
Указанное положение обосновано невозможностью практической реализации основной функции СРО - обеспечения имущественной ответственности членов - в случае неразмещения средств компенсационного фонда в установленном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ) и в соответствии с пунктом 2 Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1202) Ростехнадзор осуществляет ведение государственного реестра СРО в области строительства. Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено главой 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 55.2 ГрК РФ исключение сведений о СРО в области строительства из государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется на основании решения об исключении, принятого органом надзора за саморегулируемыми организациями в соответствии с частью 12 статьи 55.19 ГрК РФ, или в судебном порядке в соответствии с частью 13 статьи 55.19 ГрК РФ.
Частью 12 статьи 55.19 ГрК РФ Ростехнадзору предоставлено право принять во внесудебном порядке решение об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций при наличии заключения соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, подготовленного в соответствии с частью 11 статьи 55.19 или частью 11 статьи 55.20 ГрК РФ.
Таким образом, несоответствия законодательству оспариваемого Приказа Ростехнадзора судом первой инстанции не установлено. Отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимая для признания Приказа Ростехнадзора незаконным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе рассмотрены судом апелляционной инстанции применительно к совокупности имеющихся в деле доказательств, связаны с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.06.2018 по делу N А40-11737/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.