город Ростов-на-Дону |
|
05 сентября 2018 г. |
дело N А53-3664/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей М.В. Соловьевой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от АО "Водоканал Р/н/Д": Юрканов А.А., паспорт, по доверенности от 31.12.2017 N 1,
от Ростовского УФАС: Мирчев А.Г., паспорт, по доверенности от 09.01.2018 N 08,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.04.2018 по делу N А53-3664/2018, принятое судьей Пименовым С.В.
по заявлению акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
о признании незаконным постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Водоканал Ростова-на-Дону" (далее - АО "Водоканал Ростова-на-Дону") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС) о признании незаконным и отмене постановления от 10.01.2018 N 1539/02 о привлечении АО "Водоканал Ростова-на-Дону" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Решением от 12.04.2018 суд удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, Ростовское УФАС обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что у общества отсутствовали основания для отказа в выдаче технических условий технологического присоединения объектов ООО "Славяне".
Представитель Ростовского УФАС в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и отказать в удовлетворении требования общества.
Представитель АО "Ростовводоканал" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 02.08.2017 в Ростовское УФАС поступила жалоба ООО "Славяне" (вхд. N 11600) на неправомерные действия Общества "Ростовводоканал", допущенные при рассмотрении заявлений ООО "Славяне" о выдаче технических условий подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения объектов капитального строительства от 19.06.2017 N 49, 50, 51, 52, выразившегося в отказе от предоставления технических условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства.
26.06.2017 в Общество поступили заявления ООО "Славяне" о выдаче технических условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства, расположенных по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.Мечникова, 110Г к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения N 49, 50, 51, 52 от 19.06.2017.
В соответствии с письмом исх. от 12.07.2017 N 4422 Общество сообщило о невозможности выдать технические условия по заявлениям N 49, 50 5 1,52 в связи с тем, что обществом ранее были выданы технические условия от 28.05.2014 N441 в отношении объектов капитального строительства, указанных в заявлениях.
Ростовским УФАС в отношении акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" возбуждено дело N 1539/02 об административном правонарушении.
Уполномоченным должностным лицом Ростовского УФАС в отношении АО "Ростовводоканал" составлен протокол об административном правонарушении от 04.10.2017 N 1539/02 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В протоколе указано, что обязательства АО "Ростовводоканал" по обеспечению подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с ТУ N 441 от 28.05.2014 прекращены в силу п. 16 Правил предоставления технических условий.
Таким образом, АО "Ростовводоканал" нарушен порядок рассмотрения заявки ООО "Славяне" о выдаче ТУ, установленный Правилами предоставления технических условий.
Протокол составлен с участием представителя общества.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом Ростовского УФАС вынесено постановление от 10.01.2018 N 1539/02 о привлечении АО "Водоканал Ростова-на-Дону" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ (в действующей редакции) нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
В соответствии со статьёй 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе, водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 утверждены "Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" (далее - Правила), которые регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключённых объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
Пунктом 6 Правил установлено, что в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности Общества является распределение воды для питьевых и промышленных нужд. Таким образом, Общество является организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 8 Правил определены требования к запросу правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения: наименование лица, направившего запрос, его местонахождение и почтовый адрес; нотариально заверенные копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего запрос; правоустанавливающие документы на земельный участок (для правообладателя земельного участка); информацию о границах земельного участка, на котором планируется осуществить строительство объекта капитального строительства или на котором расположен реконструируемый объект капитального строительства; информацию о разрешённом использовании земельного участка; информацию о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, соответствующих данному земельному участку; необходимые виды ресурсов, получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения, а также виды подключаемых сетей инженерно-технического обеспечения; планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации); планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации).
В соответствии с пунктом 9 Правил, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В пункте 12 Правил установлено, что в случае обращения правообладателя земельного участка, который намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, если технические условия на его подключение отсутствовали либо истёк срок их действия, или в случае обращения органа местного самоуправления в целях получения информации о земельных участках, находящихся в границах застроенных территорий, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет технические условия: на основе анализа резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов и приёму сточных вод и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, а в точках взаимного присоединения - совместно с организациями, осуществляющими эксплуатацию технологически связанных сетей инженерно-технического обеспечения с учётом указанного анализа; с учётом оценки альтернативных вариантов подключения объектов капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения; с учётом принятых такой организацией в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а в отношении сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения также с учётом схем тепло-, водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 90 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, для заключения договора о подключении и получения условий подключения (технологического присоединения) заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, определенную органом местного самоуправления, заявление о подключении, содержащее полное и сокращённое наименования заявителя, его местонахождение и почтовый адрес, наименование подключаемого объекта и кадастровый номер земельного участка, на котором располагается подключаемый объект, данные об общей подключаемой нагрузке с приложением следующих документов: а) копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление; б) нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на земельный участок; в) ситуационный план расположения объекта с привязкой к территории населенного пункта; г) топографическая карта участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованная с эксплуатирующими организациями; д) информация о сроках строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию строящегося (реконструируемого) объекта; е) баланс водопотребления и водоотведения подключаемого объекта в период использования максимальной величины мощности (нагрузки) с указанием целей использования холодной воды и распределением объемов подключаемой нагрузки по целям использования, в том числе на пожаротушение, периодические нужды, заполнение и опорожнение бассейнов, прием поверхностных сточных вод, а также с распределением общего объема сточных вод по канализационным выпускам (в процентах); ж) сведения о составе и свойствах сточных вод, намеченных к отведению в централизованную систему водоотведения; з) сведения о назначении объекта, высоте и об этажности зданий, строений, сооружений.
В случае если заявитель ранее предоставлял организации водопроводно-канализационного хозяйства такие документы при получении технических условий подключения и сведения, содержащиеся в этих документах, не изменились, повторное предоставление документов той же организации водопроводно-канализационного хозяйства не требуется.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что 14.05.2014 ООО "Славяне" обратилось к АО "Ростовводоканал" с заявлением о выдаче технических условий по комплексу многоэтажной застройки по адресу: ул.Мечникова, 110, г.Ростов-на-Дону.
28.05.2014 Обществом выданы ООО "Славяне" технические условия водоснабжения и канализации объекта, в ТУ указано на их 5-ти летний срок действия (л.д. 75).
Письмом от 30.07.2014 N 640 Общество выразило своё согласие на корректировку технических условий, выданных 28.05.2014 (л.д. 76).
26.06.2016 ООО "Славяне" обратилось в Общество с заявлениями об определении возможности и предоставлении технических условий для подключения объекта капитального строительства "Жилой комплекс со встроено-пристроенными помещениями и подземной автостоянки по адресу: ул. Мечникова 110г, г. Ростов-на-Дону" в отношении четырёх домов - позиция 1, позиция 2, позиция 3, позиция 4 (л.д. 69-72).
Письмом от 12.07.2017 N 4422 Общество сообщило ООО "Славяне" о выданных ранее технических условиях на объекты, срок действия которых истекает 28.05.2019, и условия которых не изменены (л.д. 67).
В указанном письме Общество также сообщило ООО "Славяне" о наличии возможности заключения договора водоснабжения, при определении необходимой нагрузки и соблюдения требований Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Доказательства изменения схемы сетей инженерно-технического обеспечения, в целях подключения объекта ООО "Славяне", в материалы дела не представлены.
При этом в материалы дела представлены доказательства начала процедуры подключения объекта ООО "Славяне" по адресу: ул.Мечникова 110г, г.Ростов-на-Дону, к сетям инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции, ограничений по реализации ООО "Славяне" права на подключение объекта ООО "Славяне" по адресу: ул. Мечникова 110г, г.Ростов-на-Дону к сетям инженерно-технического обеспечения не имеется.
По смыслу пунктов 9, 13 "Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83, отказ в выдаче технических условий предоставляется в случае отсутствия технической возможности подключения.
Таким образом, отказ в выдаче технических условий означает невозможность дальнейшего подключения объекта заявителя.
В данном случае АО "Ростовводоканал" письмом от 12.07.2017 N 4422 подтвердило действие выданных ранее заявителю технических условий N 441 от 28.05.2014 (сроком действия до 28.05.2019).
Таким образом, АО "Ростовводоканал" подтвердило наличие своих обязательств по подключению объекта в соответствии с данными техническими условиями.
С учетом срока действия ТУ до 28.05.2019 судом апелляционной инстанции отклоняются ссылки УФАС на положения пункта 16 Правил предоставления технических условий.
Судом также установлено, что в дальнейшем АО "Ростовводоканал" направило ООО "Славяне" договоры о подключении к централизованным системам водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства по адресу: г.Ростов-на-Дону. ул. Мечникова 110г. Однако подписанные со стороны ООО "Славяне" договоры возвращены не были. Таким образом, в настоящее время договоры о подключении не заключены по причинам, не зависящим от АО "Ростовводоканал".
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях АО "Ростовводоканал" состава правонарушения по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, поскольку материалами дела не подтверждается нарушение порядка рассмотрения заявки ООО "Славяне" о выдаче технических условий.
С учетом изложенного, у УФАС отсутствовали основания для привлечения АО "Ростовводоканал" к административной ответственности.
Постановление от 10.01.2018 N 1539/02 о привлечении АО "Водоканал Ростова-на-Дону" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 000 рублей является незаконным и подлежит отмене на основании ст. 211 АПК РФ.
Решение суда от 12.04.2018 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12 апреля 2018 года по делу А53-3664/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.