г. Санкт-Петербург |
|
04 сентября 2018 г. |
Дело N А21-2329/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18823/2018) МУП ЖКХ "Управляющая компания Гурьевского городского округа" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.05.2018 по делу N А21-2329/2018 (судья Ефименко С.Г.), принятое
по заявлению МУП ЖКХ "Управляющая компания Гурьевского городского округа"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
о признании предписания недействительным
установил:
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Управляющая компания Гурьевского городского округа" (ИНН: 3917031301, ОГРН: 1063917034961; место нахождения: 238300, область Калининградская, район Гурьевский, город Гурьевск, улица Фабричная, 1А; далее - Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области (ИНН: 3906999637, ОГРН: 1163926082253, 236007, область Калининградская, город Калининград, улица Д.Донского, дом 1; далее - Министерство) о признании недействительным предписания от 07.12.2017 N ЖК-2/935/КАС/1216-о по устранению выявленных нарушений лицензионных требований.
Решением от 29.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Предприятие направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы не согласен с выводами суда о том, что система горячего водоснабжения в многоквартирном доме является централизованной (закрытого типа). Также, по мнению подателя жалобы, судом не дана оценка представленному заявителем техническому заключению от 05.03.2018, содержащему вывод о наличии в доме нецентрализованной системе горячего водоснабжения.
Министерством представлен отзыв, согласно которому ответчик просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Участники процесса, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, в связи с чем, дело рассмотрено судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 19.02.2008 МУП ЖКХ "Управляющая компания Гурьевского городского округа" является управляющей организацией по управлению многоквартирным домом N 8А по улице Шатурская в поселке Васильково (далее - МКД N 8А).
01.04.2010 между МУП ЖКХ "Коммунальник" (теплоснабжающая организация) и Обществом (заказчик) заключен договор N 07-10 на подачу и пользование тепловой энергией в горячей воде.
Согласно пункту 6.1 указанного договора стоимость отпущенной тепловой энергии определяется исходя из тарифов на тепловую энергию, устанавливаемых Службой по государственному регулированию цен и тарифов по Калининградской области, Постановлением Администрации Гурьевского муниципального района и фактическим объемом отпущенной тепловой энергии. Оплата за потребленную тепловую энергию производится заказчиком согласно действующему тарифу на тепловую энергию и фактическому объему потребленной тепловой энергии (пункт 7.1).
Из материалов дела следует, что в Министерство поступило обращение жильца МКД N 8А по вопросу правомерности выставления платы за горячее водоснабжение за период с мая по сентябрь 2017 года.
На основании указанного обращения и приказа от 17.11.2017 N 2831 Министерство осуществило в отношении Общества внеплановую документарную проверку исполнения действующего законодательства при управлении многоквартирным домом.
В ходе проверки Министерством установлен факт оснащения МКД N 8А централизованной системой горячего водоснабжения закрытого типа (далее - ГВС), в связи с чем в соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), размер платы за коммунальную услугу по ГВС должен был определяться по формуле 1 приложения N 2 к Правилам N 354, исходя из показаний прибора учета за расчетный период и тарифа за коммунальный ресурс, в то время как фактически размер платы определялся Обществом по формуле 20(1) приложения N 2 к Правилам N 354, что привело к завышению размера платы за период с мая по сентябрь 2017 года.
По результатам проверки составлен Акт проверки от 07.12.2017 N ЖК-1/2831/КАС, которым зафиксированы нарушения Обществом положений подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110); подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), а также пункта 42 Правил N 354, в части нарушения порядка расчета размера платы за предоставленные коммунальные услуги по горячему водоснабжению.
07.12.2017 Министерством вынесено предписание N ЖК2/935/КАС/1216-о по устранению выявленных нарушений, согласно которому Обществу в срок до 20.02.2018 необходимо произвести перерасчет размера платы за горячее водоснабжение за период с мая по сентябрь 2017 всем жильцам (собственникам, нанимателям) многоквартирного дома, исходя из утвержденного действующего тарифа на водоподогрев.
Не согласившись с выданным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
В силу части 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности ЖК РФ).
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД собственники помещений в МКД и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в МКД) ресурсоснабжающим организациям.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (пункт 2 статьи 155 ЖК РФ).
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на дату выдачи предписания) установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Размер платы за указанные коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Как отмечает Министерство, несмотря на наличие в данном многоквартирном доме индивидуального теплового пункта (далее - ИТП), расчет размера платы за горячее водоснабжение для потребителей следует осуществлять по правилам, установленным для МКД, оборудованных централизованной системой горячего водоснабжения закрытого типа, поскольку наличие ИТП не предполагает отсутствие централизованного теплоснабжения, при этом такая система является закрытой системой теплоснабжения в силу положений законодательства РФ в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, расчет размера платы за горячее водоснабжение для потребителей следует осуществлять в соответствии с формулой 23, установленной пунктом 26 приложения N 2 к Правилам N 354. В настоящее время расчет размера платы за горячую воду в отношении указанного дома осуществляется по правилам, установленным для МКД, не оборудованных централизованной системой горячего водоснабжения, то есть МКД, имеющих собственный источник тепловой энергии, используемый для производства горячей воды (в соответствии с формулой 20, предусмотренной пунктом 22 приложения N 2 к Правилам N 354).
Как верно указал суд первой инстанции, для применения правильной формулы расчета размера платы за ГВС необходимо установить, какая система ГВС в многоквартирном доме.
Согласно пункту 12 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ, Закон о водоснабжении) нецентрализованная система горячего водоснабжения - сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Централизованная система ГВС - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для ГВС путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
Таким образом, Законом N 416-ФЗ при централизованной системе ГВС предусмотрено два способа ГВС: путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сети ГВС; путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети в тепловых пунктах.
Исходя из понятия нецентрализованной системы ГВС, абонент самостоятельно приготавливает горячую воду.
В силу пункта 20 статьи 2 Закона N 416 приготовление горячей воды - это нагрев воды, а также при необходимости очистка, химическая подготовка и другие технологические процессы, осуществляемые с водой.
Податель жалобы в подтверждение позиции о наличии в доме нецентрализованной системе горячего водоснабжения ссылается на техническое заключение МУП ЖКХ "Коммунальник" в отношении индивидуального теплового пункта, расположенного по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, поселок Васильково, улица Шатурская, дом N 8А, согласно которому, жилой дом по указанному адресу оборудован ИТП, находящемся в подвальном помещении жилого дома.
ИТП оборудован скоростным водоводяным подогревателем, в котором происходит приготовление горячего водоснабжения, путем нагрева воды отбираемой из централизованной системы холодного водопровода.
Теплоснабжение жилого дома N 8А осуществляется от центральной тепловой сети, источником теплоснабжения является котельная на природном газе.
Однако, согласно техническим условиям по проектированию узла учета тепловой энергии в жилом помещении по адресу: Гурьевский район, поселок Васильково, улица Шатурская, дом N 8А, узел учета тепловой энергии выполнен для закрытой системы теплоснабжения (лист дела 95).
Опровергая довод подателя жалобы, суд апелляционной инстанции также обращает внимание на разъяснения Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (лист дела 110), согласно которому дома с закрытой системой горячего водоснабжения относятся к централизованной системе.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период и тарифа за коммунальный ресурс (при отсутствии утвержденного норматива тепловой энергии используемой для приготовления 1 куб.м. горячей воды).
Именно в таком порядке Министерство и предложило Обществу произвести перерасчет.
В рассматриваемом случае, как было установлено при проверочном мероприятии, тепловая энергия в ИТП дома не производится, установить объем коммунального ресурса, затраченного на производство тепловой энергии, невозможно, поскольку тепловая энергия поступает в МКД из центральной тепловой сети.
Как указано в акте проверки от 07.12.2017 N ЖК-1/2831/КАС, плата за ГВС рассчитана жильцам по формуле 20 (1) приложения N2 к Правилам N354 исходя из показаний общедомовых приборов учета (ОДПУ) тепловой энергии. Данный порядок расчета размера платы Правилами N 354 не предусмотрен.
Принимая во внимание положения пункта 42 Правил N 354, апелляционный суд находит обоснованными выводы суда первой инстанции о неверном расчете Обществом стоимости горячей воды, что и явилось основанием выдачи Министерством оспариваемого предписания.
Таким образом, оспоренное предписание соответствует нормам законодательства, выдано в пределах предоставленных полномочий и при наличии достаточных фактических оснований.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.05.2018 г. по делу N А21-2329/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.