Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 11 декабря 2018 г. N Ф09-8497/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
03 сентября 2018 г. |
Дело N А07-9059/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гариповой А.Ж., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.06.2018 по делу N А07-9059/2018 (судья Искандаров У.С.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Автоспеццентр" - Яхин Ф.Ф. (доверенность N 1 от 02.04.2018, паспорт);
Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Соловьев Д.Н. (доверенность N 14 от 11.07.2018, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью "Автоспеццентр" (далее - общество, заявитель, ООО "Автоспеццентр") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление, административный орган, заинтересованное лицо), в котором просит признать незаконным отказ Управления в выдаче обществу разрешения на снос зеленых насаждений на земельном участке с кадастровым номером 02:55:050506:335, расположенном по адресу: Демский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, у пересечения улицы Девонской и придорожной полосы федеральной автомобильной дороги общего пользования М-5 "Урал, в соответствии с письмом от 26.03.2018 N 86-04-1557 и обязать Управление принять решение о выдаче обществу разрешения на снос зеленых насаждений на указанном земельном участке в течение одного месяца с момента вступления решения арбитражного суда в законную силу.
В процессе рассмотрения дела судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г. Уфы
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.06.2018 заявленные обществом требования удовлетворены, отказ Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выраженный в письме от 26.03.2018 в выдаче ООО "Автоспеццентр" разрешения на снос зеленых насаждений на земельном участке с кадастровым номером 02:55:050506:335, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Демский район городского округа город Уфа, у пересечения улицы Девонской и придорожной полосы федеральной автомобильной дороги общего пользования М-5 "Урал" признан незаконным, суд обязал Управление устранить нарушение прав и законным интересов ООО "Автоспеццентр" путем принятия решения о выдаче разрешения на снос зеленых насаждений на указанном земельном участке в течении одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
Не согласившись с принятым решением, Управление (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что Управлением в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции представлялись материалы лесоустройства, в том числе, копии картосхем, согласно которым зеленые насаждения на спорном участке относятся на территории городских лесов: кварталы 23, 28. На местности установлены квартальные столбы, отражающие границы городских лесов. Помимо этого, в материалы дела представлена копия приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 17.05.2018 N 433, согласно которому на территории городского округа г. Уфа РБ создано лесничество, установлены его границы, куда входит земельный участок с кадастровым номером 02:55:050506:335. Податель жалобы также обращает внимание суда на то, что заявителем не представлены документы, разрешающие проведение строительных работ на данном земельном участке. Таким образом, податель жалобы считает выданный им отказ в сносе зеленых насаждений законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель общества возражал против доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции. В обоснование своих возражений обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет; в судебное заседание представители третьего лица не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьего лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Автоспеццентр" является арендатором земельного участка, площадью 226 182 кв.м. с кадастровым номером 02:55:050506:335, расположенного по адресу: Демский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, у пересечения улицы Девонской и придорожной полосы федеральной автомобильной дороги общего пользования М-5 "Урал, с разрешенным использованием - для проектирования и строительства многофункционального комплекса со складскими помещениями.
По заданию общества в целях подготовки проектной документации по строительству объекта, ООО "Граунд-Изыскания" подготовлена Программа на выполнение инженерно- геологических изысканий 005-ИГИ-18, которой предусмотрено, что перед началом изысканий заказчиком должны быть организованы работы по очистке территории от зеленых насаждений (деревьев и кустарников), подготовлены подъезды к скважинам и местам зондировок.
В связи с указанными обстоятельствами, общество обратилось в уполномоченный орган - Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о выдаче письменного разрешения на снос (рубку) зеленых насаждений (деревьев и кустарников) на земельном участке с кадастровым номером 02:55:050506:335, гарантировав оплату восстановительной стоимости вынужденно сносимых деревьев и кустарников.
26.03.2018 Управлением в письме N 86-04-1557 отказано в выдаче разрешения на снос зеленых насаждений, по причине расположения земельного участка на территории городских лесов кварталов 23, 28.
Полагая, что указанным отказом нарушены законные права и интересы заявителя, общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу о необоснованности отказа Управления в выдаче разрешения на снос зеленых насаждений.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о правильности и обоснованности решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Согласно частям 1, 2 статьи 61 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов регулируются положениями Лесного кодекса Российской Федерации.
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации).
От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами (часть 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 рассматриваемой статьи).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Согласно части 5 указанной статьи, количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела усматривается, что основанием для оспариваемого отказа в выдаче разрешения на снос зеленых насаждений послужил вывод Управления о том, что спорный земельный участок расположен на территории городских лесов.
В соответствии с частью 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации городские леса относятся к категории защитных лесов. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 5). Отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий (часть 6).
В соответствии с частью 3 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации, в лесопарковых зонах запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
В обоснование довода о расположении на спорном земельном участке городских лесов Управлением в материалы дела представлен Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 17.05.2018 N 433 (л.д. 149). Однако данный приказ обоснованно не принят судом первой инстанции в качестве доказательства обоснованности оспариваемого отказа. Так, из представленных Управлением доказательств однозначно не усматривается, что спорный земельный участок занят городскими лесами. Вышеуказанный Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 17.05.2018 N 433 также не подтверждает данный факт. Кроме того, Приказ Федерального агентства лесного хозяйства N 433 издан позднее даты оспариваемого отказа (26.03.2018), вследствие чего указанный приказ не мог являться основанием для отказа в выдаче разрешения.
Следует также отметить, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации). Между тем доказательств того, что земельный участок по данным Единого государственного реестра недвижимости относится к городским лесам, равно как входит в границы какого-либо лесничества или лесопарка, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, Управлением не представлено. В апелляционной жалобе заинтересованным лицом также не приведено каких-либо документально подтвержденных доводов о занятости земельного участка, арендуемого заявителем, городскими лесами.
Судом первой инстанции в решении также верно указано на то, что согласно представленному заявителем градостроительному плану земельного участка N RU 03308000-13-352/Ю от 30.03.2013 земельный участок расположен в территориальной зоне КП-1 - для специализированных видов коммерческой деятельности, связанных с сортировкой, распределением и продажей крупных партий товаров, логистические центры, терминалы и не включен в зоны рекреационного назначения, как того требует часть 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае нахождения на нем городских лесов. Установленное договором аренды земельного участка от 30.07.2009 N1219-09 разрешенное использование земельного участка - для проектирования и строительства многофункционального комплекса со складскими помещениями. Таким образом, строительство объекта капитального строительства на спорном земельном участке не противоречит виду его разрешенного использования, доказательств занятости земельного участка городскими лесами в материалах дела не имеется. При направлении заявления о выдаче разрешения, заявитель гарантировал оплату восстановительной стоимости вынужденно сносимых деревьев и кустарников, как того требуют Правила охраны, защиты и воспроизводства лесов и содержания зеленых насаждений в городском округе город Уфа Республики Башкортостан, утвержденные Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26 февраля 2010 г. N 23/19.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан верный вывод об отсутствии законных оснований для отказа в выдаче разрешения на снос зеленых насаждений.
Судом первой инстанции полно и правильно установлены все фактические обстоятельства по делу, исходя из оценки доказательств и доводов, приведенных лицами, участвующими в деле, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.06.2018 по делу N А07-9059/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.