Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 7 декабря 2018 г. N Ф06-39712/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
10 сентября 2018 г. |
А55-3999/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - представитель не явился, извещен,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - представитель не явился, извещен,
от СО "Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям" - представителей Рязанцева С.А. (доверенность от 01.08.2018 N 631), Секретаревой М.А. (доверенность от 09.01.2018 N 585),
от иных лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 июня 2018 года по делу N А55-3999/2018 (судья Лихачев А.А.),
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, ООО "Кока-Кола ЭЙЧБИСИ Евразия", ГКУ СО "Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям", Главного управления МЧС России по Самарской области,
о признании недействительным отказа и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, в котором просит:
- признать недействительным отказ в государственной регистрации перехода права и права собственности Самарской области на объект недвижимости - защитное сооружение гражданской обороны - убежище N 239, расположенное по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, ул.Магистральная, д. 80, с кадастровым номером 63:01:0246001:612, площадью 529,30 кв.м, изложенный в уведомлении от 17.11.2017 N 63/001/300/2017-6236;
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области осуществить государственную регистрацию перехода права и права собственности Самарской области на объект недвижимости - защитное сооружение гражданской обороны - убежище N 239, расположенное по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, ул.Магистральная, д. 80, с кадастровым номером 63:01:0246001:612, площадью 529,30 кв.м.
К участию в деле в качестве третьих лиц судом первой инстанции были привлечены ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, ООО "Кока-Кола ЭЙЧБИСИ Евразия", ГКУ СО "Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям", Главного управления МЧС России по Самарской области (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 июня 2018 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 18 июня 2018 года по делу N А55-3999/2018 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы, указывая, что спорный объект недвижимости является защитным сооружением гражданской обороны, отвечающим критериям объектов оборонного производства, и поэтому может находиться исключительно в федеральной собственности, ссылается на законность оспариваемого отказа в государственной регистрации,
В судебное заседание представители заявителя и заинтересованного лица не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
Представители третьего лица, СО "Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям", в судебном заседании апелляционного суда возражали против удовлетворения апелляционной жалобы Управления, просили суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 18 июня 2018 года по делу N А55-3999/2018 оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 01.08.2016 Территориальным управлением Росимущества по Самарской области было вынесено распоряжение N 355-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и принадлежащего на праве хозяйственного ведения Федеральному государственному унитарному предприятию по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "Экран", в собственность Самарской области", в соответствии с которым было прекращено право хозяйственного ведения федерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "Экран" на защитное сооружение гражданской обороны - убежище N 239, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Магистральная, д. 80, площадью 529,3 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0246001:612 ( т.1 л.д..
На основании акта-приема передачи указанный объект был безвозмездно передан в собственность Самарской области (т. 1 л.д. 29-32).
Защитное сооружение гражданской обороны - убежище N 239, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Магистральная, д. 80, площадью 529,3 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0246001:612 закреплено на праве оперативного управления за ГКУ СО "Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям".
07.02.2017 Министерство обратилось в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о регистрации перехода права и права собственности Самарской области на защитное сооружение гражданской обороны - убежище N 239.
Уведомлением от 17.11.2017 N 63/001/300/2017-6236 Управление Росреестра по Самарской области отказало Министерству в государственной регистрации в связи с тем, что заявленный к регистрации объект относится к объектам, указанным в приложении N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, и, следовательно, он является исключительно федеральной собственностью и не может быть передан в собственность иного публичного образования (т. 1 л.д. 20-22).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства имущественных отношений Самарской области в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ установлено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
- если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом "г" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в собственности субъектов Российской Федерации может находиться имущество, включая защитные сооружения, необходимое для предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.
Согласно пункту 2 раздела III Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 N 3020-1 защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, отнесены исключительно к федеральной собственности.
Объекты в виде "защитных сооружений гражданской обороны" не указаны.
Защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в Приложениях N 1 - 3 к Постановлению N 3020-1 не упомянуты.
Поэтому защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 Постановления N 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта федерации в установленном порядке.
Такой порядок определен статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ранее действовал порядок, утвержденный Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп). Положения Федерального закона N 184-ФЗ, определяющие полномочия субъектов федерации, позволяют иметь в собственности защитные сооружения, но не изменяют порядка передачи из федеральной собственности тех сооружений, которые созданы до вступления этого Закона в силу.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 N 12757/09, а также в постановлении Президиума ВАС РФ от 26.01.2010 N 12757/09, определении Верховного суда Российской Федерации от 31.05.2017 N 305-ЭС17-5714, постановлении Арбитражного суда Московского округа от 16.06.2014 по делу N А40-128890/11-23-1132.
Письмом от 08.05.2018 N 3417-3-3-6 Главное управление МЧС России по Самарской области указало, что согласно учетным данным по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Магистральная, д. 80 располагается защитное сооружение гражданской обороны - встроенное убежище N 239. Помещения встроенного убежища N 239 не являются рабочими помещениями запасных пунктов управления органов государственной власти и управления ( т.2 л.д.36).
Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, осуществляющее на основания Положения от 29.09.2009 N 278, полномочия собственника в отношении федерального имущества на территории Самарской области и привлеченное к участию в деле, в отзыве на заявление указало на принятие им Распоряжения от 01.08.2016 года N 355-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и принадлежащего на праве хозяйственного ведения Федеральному государственному унитарному предприятию по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "Экран", в собственность Самарской области" и сослалось, что защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта федерации в установленном порядке (т.2 л.д.7-10).
Распоряжение Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области от 01.08.2016 года N 355-р не отменено, не признано недействительным.
При этом, в регистрирующий орган Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области письмом от 31.03.2017 года N 3331 давалась информация относительно позиции данного органа в отношении спорного объекта и оснований для приостановления для государственной регистрации и Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области просило возобновить государственную регистрацию перехода права собственности от Российской Федерации в собственность Самарской области ( т.1 л.д. 23-28).
Установив соблюдение процедуры и основания передачи спорного объекта - защитного сооружения гражданской обороны, не отвечающего критериям объектов оборонного производства из федеральной собственности в собственность Самарской области, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемый отказ регистрирующего органа незаконным.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Управлением не доказано отнесение спорного объекта недвижимого имущества к объектам, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности.
Из содержания апелляционной жалобы Управления обратного не усматривается.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
В силу изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 июня 2018 года по делу N А55-3999/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.