г. Киров |
|
10 сентября 2018 г. |
Дело N А29-4500/2018 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кононова П.И.,
без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.06.2018 по делу N А29-4500/2018, принятое в порядке упрощенного производства судом в составе судьи Галаевой Т.И.,
по заявлению публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - заявитель, ПАО "Ростелеком", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми (далее - ответчик, Управление, административный орган) от 13.02.2018 N ПО-11/2/83, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 21.06.2018 требования в удовлетворении заявленных требований отказано.
ПАО "Ростелеком" с принятым решением суда первой инстанции не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе заявитель указывает на нарушение Управлением процедуры осуществления государственного контроля (надзора), регламентированной положениями статей 9 - 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), и порядка привлечения к административной ответственности. Ссылаясь на соответствующие положения упомянутого Закона, Общество полагает, что выявление Управлением в результате систематического наблюдения нарушений обязательных требований законодательства о связи является основанием для проведения внеплановой проверки; привлечение к административной ответственности, минуя стадию проведения внеплановой проверки, как то имеет место в рассматриваемой ситуации, является незаконным. Также Общество выражает несогласие с выводом арбитражного суда о применении к спорным правоотношениям Регламента взаимодействия территориальных органов Роскомнадзора с предприятиями радиочастотной службы и их филиалами в субъектах Российской Федерации, утвержденного приказом Роскомнадзора от 04.12.2009 N 639 (далее - Регламент N 639). При этом обращает внимание апелляционного суда на то, что данный Регламент не является нормативным правовым актом, обязательным для применения. Кроме того, заявитель настаивает на наличии оснований квалификации совершенного им административного правонарушения в качестве малозначительного и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку совершенное им правонарушение не повлекло за собой каких-либо неблагоприятных последствий.
Более подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу опровергает приведенные в ней доводы, находит обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 25.07.2018 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 27.07.2018 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в Управление Роскомнадзора от Управления по Республике Коми филиала федерального государственного унитарного предприятия "Главный радиочастотный центр" в Северо-Западном федеральном округе (далее - ФГУП "ГРЧЦ") поступили сведения радиоконтроля, из которых следует, что 15.02.2018 при измерении излучения радиорелейной станции (РСС) с частотой излучения 7252,907556 МГц, принадлежащей ПАО "Ростелеком" и установленной по адресу: Республика Коми, Усть-Цилемский район, п.Медвежка, ул.Хуторская, д.5 "мачта", выявлены нарушения Обществом обязательных требований в области связи, выразившиеся в использовании указанного радиоэлектронного средства без регистрации, а также в отсутствие разрешения на использование упомянутого радиочастотного спектра.
13.03.2018 по данному факту уполномоченным должностным лицом Управления в отношении ПАО "Ростелеком" составлены протоколы об административных правонарушениях N АП-11/2/110 (л.д.21-23) и N АП-11/2/111 (л.д.18-20), которыми деяния Общества, выразившиеся в нарушении требований пункта 5 статьи 22 и пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи, Закон N 126-ФЗ), квалифицированы по частям 1, 2 статьи 13.4 КоАП РФ соответственно.
02.04.2018 административные дела, возбужденные на основании названных протоколов об административных правонарушениях, в порядке части 2 статьи 4.4 КоАП РФ объединены Управлением в одно производство, о чем вынесено соответствующее определение (л.д.60).
03.04.2018 уполномоченное должностное лицо Управления, рассмотрев указанные протоколы и иные материалы дела об административном правонарушении, вынесло постановление N ПО-11/2/83, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (л.д.12-16).
Полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным и подлежит отмене, ПАО "Ростелеком" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с соответствующим заявлением (л.д.9-10).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в деянии Общества события и состава вменяемого административного правонарушения, отсутствия со стороны ответчика существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении, а также отсутствия исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного заявителем административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Часть 1 статьи 13.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств.
Частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения.
Факт использования ПАО "Ростелеком" радиоэлектронного средства, установленного по адресу: Республика Коми, Усть-Цилемский район, п.Медвежка, ул.Хуторская, д.5 "мачта", с нарушением требований пункта 5 статьи 22 и пункта 1 статьи 24 Закона о связи, а именно без регистрации в органах Роскомнадзора, а также использование указанного радиоэлектронного средства на частоте 7252,907556 МГц в отсутствие разрешения на использование данного радиочастотного спектра, подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, Обществом по существу не оспаривается и свидетельствует о наличии в его деяниях событий административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 2 статьи 13.4 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что ПАО "Ростелеком" предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения также имеет место.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в деяниях ПАО "Ростелеком" составов административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2 статьи 13.4 КоАП РФ.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
В соответствии с частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
С учетом приведенной нормы, за нарушение вышеупомянутых обязательных требований в области связи Общество правомерно привлечено Управлением к административной ответственности по части 2 статьи 13.4 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, нарушений не установлено.
В отношении приведенных в апелляционной жалобе доводов о нарушении Управлением процедуры осуществления государственного контроля (надзора), регламентированной положениями статей 9 - 13 Закона N 294-ФЗ, и порядка привлечения к административной ответственности, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В рассматриваемом случае проверочное мероприятие было проведено Управлением в порядке, предусмотренном статьей 8.3 Закона N 294-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
По смыслу приведенной нормы в случае выявления в ходе проведении мероприятий по контролю нарушений обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора) вправе, но не обязаны, проводить внеплановую проверку.
Кроме того, в силу положений пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ административный орган вправе возбудить дело об административном правонарушении без проведения проверки при непосредственном обнаружении признаков административного правонарушения.
Такой повод для возбуждения дел об административных правонарушениях, как верно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении, имел место в рассматриваемой ситуации.
Как следует из апелляционной жалобы, Общество также считает, что совершенное им административное правонарушение само по себе не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства, в связи с чем его следовало квалифицировать в качестве малозначительного.
Указанный довод заявителя жалобы суд апелляционной инстанции находит необоснованными в связи со следующим.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае малозначительности совершенного правонарушения.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Также следует отметить, что применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности деяния, с учетом конкретных обстоятельств дела и характера действий заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения Общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Заявитель жалобы не приводит достаточных и надлежащих аргументов, указывающих на наличие исключительных обстоятельств, а также обстоятельств, препятствующих исполнению им требований законодательства. Указанное исключает наличие оснований для вывода о малозначительности совершенного им правонарушения.
При этом следует отметить, что предусмотренный статьей 2.9 КоАП РФ механизм освобождения хозяйствующего субъекта от административной ответственности не подлежит безосновательному применению.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ, является формальным и считается оконченным с момента нарушения требований законодательства в области связи и информации. Вместе с тем в рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит в неисполнении возложенной на Общество публично-правовой обязанности без уважительных причин. Ответственность за указанное деяние наступает независимо от доказанности возникновения или невозникновения негативных последствий. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушения с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют об отсутствии со стороны заявителя надлежащего контроля исполнения соответствующих обязанностей, что характеризует пренебрежительное отношение Общества к установленным требованиям закона.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда первой инстанции, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.06.2018 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, частью 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.06.2018 по делу N А29-4500/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Коми только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-4500/2018
Истец: ПАО междугородной и международной электрической связи Ростелеком
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми