г. Санкт-Петербург |
|
10 сентября 2018 г. |
Дело N А42-7286/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Бурденкова Д.В., Зайцевой Е.К.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Потаповой А.В.,
при участии:
конкурсного управляющего Алексеева М.М. лично;
от УФНС по Мурманской области: Шушнина Н.В. по доверенности от 02.02.2018;
от иных лиц: не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20185/2018) УФНС по Мурманской области на определение Арбитражного суда Мурманской области от 27.06.218 по делу N А42-7286/2012 (2з) (судья Петрова О.А.), принятое
по заявлению конкурсного управляющего МУП "Услуга" Алексеева М.М. о привлечении специалистов и установлении размера оплаты услуг привлеченных лиц, увеличении лимита расходов конкурсного управляющего
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) МУП "Услуга",
установил:
решением Арбитражного суда Мурманской области от 24.12.2013 муниципальное унитарное предприятие "Услуга" городского поселения Никель Печенгского района (ОГРН 1025100686929, ИНН 5109400045; далее - МУП "Услуга") признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство; конкурсным управляющим должника утвержден Алексеев Михаил Михайлович.
Конкурсный управляющий МУП "Услуга" Алексеев М.М. обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о привлечении следующих специалистов: Путилиной И.В. (главный бухгалтер) с 01.12.2017 до 01.08.2018, с размером оплаты 51 885 руб. в период с 01.12.201 по 01.01.2018, и со стоимостью оплаты 34 483 руб. 76 коп. ежемесячно в период с 01.01.2018 по 01.08.2018; Коркашева И.В. (специалист по подбору документов по взысканию дебиторской задолженности) с 01.12.2017 до 01.02.2018 с размером оплаты 36 065 руб. ежемесячно; Клабукова Г.И. (специалист для оформления кадровых документов) с 01.12.2017 по 01.01.2018 с размером оплаты 36 065 руб., с 01.01.2018 по 01.07.2018 с размером оплаты 22 988 руб. 51 коп. ежемесячно; Ручьева Е.А. (специалист по подбору документов по взысканию дебиторской задолженности) с 01.12.2017 по 01.02.2018 с размером оплаты 36 065 руб. ежемесячно, а также увеличить размер услуг оплаты привлеченных лиц на 668 991 руб. 61 коп. (с учетом уточнений, принятых судом к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением суда от 27.06.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным определением суда от 27.06.2018, Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области (далее - Управление) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить. По мнению подателя жалобы, конкурсный управляющий должника в нарушение пункта 6 статьи 20.7 Федерального закона Российской Федерации от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением несвоевременно, что повлекло увеличение текущих расходов и уменьшение конкурсной массы должника. Полагает, что конкурсным управляющим не представлено доказательств выполнения услуг привлеченного специалиста Клабуковой Г.И.; привлечение специалистов по подбору документов по взысканию дебиторской задолженности (Коркашева И.В., Ручьева Е.А.) необоснованно, поскольку такими навыками обладает сам арбитражный управляющий; Клабуковой Г.И. выполнялась работа, состоящая из бухгалтерских услуг, тогда как главным бухгалтером привлечена Путилиной И.В.
В судебном заседании представитель УФНС по Мурманской области поддержал доводы апелляционной жалобы, конкурсный управляющий МУП "Услуга" их отклонил по мотивам, изложенным в отзыве.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены данным Законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В силу пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий вправе привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено данным Федеральным законом, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами.
Размер оплаты услуг лиц, привлеченных конкурсным управляющим для обеспечения своей деятельности, при балансовой стоимости активов должника от десяти миллионов рублей до ста миллионов рублей, составляет не более трехсот девяноста пяти тысяч рублей и одного процента размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над десятью миллионами рублей (абзац шестой пункта 3 статьи 20.7 Закона о банкротстве).
Как следует из материалов дела, в соответствии с бухгалтерским балансом МУП "Услуга" по состоянию на 30.09.2013 активы должника составляли 42 689 руб., следовательно, размер оплаты услуг лиц, привлеченных конкурсным управляющим для обеспечения своей деятельности не должна превышать 721 890 руб.
Конкурсным управляющим лимит расходов на оплату привлеченных специалистов был израсходован. Затраты на услуги привлеченных специалистов за период с 01.09.2017 по 31.12.2017 составили 960 400 руб.
Поскольку установленный законом лимит расходов на оплату привлеченных конкурсным управляющим лиц в настоящее время исчерпан, последний обратился в суд с соответствующим ходатайством.
Согласно абзацу первому пункта 6 статьи 20.3 Закона о банкротстве указанной статьи оплата услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, за счет имущества должника при превышении размера оплаты таких услуг, определенного в соответствии с данной статьей, осуществляется по определению арбитражного суда. Арбитражный суд выносит определение о привлечении указанных в настоящем пункте лиц и об установлении размера оплаты их услуг по ходатайству арбитражного управляющего при условии, что арбитражным управляющим доказаны обоснованность их привлечения и обоснованность размера оплаты их услуг.
В соответствии пунктом 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий имеет право привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами.
Учитывая специфику рассмотрения дел о банкротстве, возможность применения при рассмотрении возникающих споров как норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так и положений Закона о банкротстве, законодатель разделяет расходы, понесенные за счет конкурсной массы, и расходы, понесенные в деле о банкротстве при рассмотрении обособленного спора. Последние могут быть понесены участниками обособленного спора, порядок их взыскания определяется общими нормами процессуального законодательства.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" разъяснено, что при привлечении привлеченных лиц арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, в том числе привлекать их лишь тогда, когда это является обоснованным, и предусматривать оплату их услуг по обоснованной цене.
При рассмотрении вопроса об обоснованности привлечения привлеченного лица следует учитывать в том числе, направлено ли такое привлечение на достижение целей процедур банкротства и выполнение возложенных на арбитражного управляющего обязанностей, предусмотренных указанным законом, насколько велик объем работы, подлежащей выполнению арбитражным управляющим (с учетом количества принадлежащего должнику имущества и места его нахождения), возможно ли выполнение арбитражным управляющим самостоятельно тех функций, для которых привлекается привлеченное лицо, необходимы ли для выполнения таких функций специальные познания, имеющиеся у привлеченного лица, или достаточно познаний, имеющихся у управляющего, обладает ли привлеченное лицо необходимой квалификацией.
Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что ликвидационные мероприятия в отношении должника не завершены. Конкурсным управляющим проведена инвентаризация имущества должника, в ходе которой выявлено недвижимое имущество, а также дебиторская задолженность. Предприятие прекратило осуществлять хозяйственную деятельность, все работники должника уволены.
В целях обеспечения эффективности исполнения возложенных на конкурсного управляющего обязанностей в деле о банкротстве им на договорной основе были привлечены следующие лица: Путилина И.В. для оказания бухгалтерских услуг на период с 01.09.2017 по 31.12.2017 с оплатой в размере 51 885 руб. ежемесячно, за период с 01.01.2018 по 01.08.2018 с оплатой в размере 34 382 руб. 76 коп. ежемесячно; Ручьева Е.А. для оказания услуг по подбору документов для взыскания дебиторской задолженности на период с 01.09.2017 по 01.02.2018 с оплатой 36 065 руб. ежемесячно; Коркашева И.В. для оказания услуг по подбору документов для взыскания дебиторской задолженности на период с 01.09.2017 по 01.03.2018 с оплатой 36 065 руб. ежемесячно; Клабукова Г.И. для оказания услуг по оформлению кадровых документов (кадрового архива) на период с 01.09.2017 по 31.12.2017 с оплатой 36 065 руб. ежемесячно, с 01.01.2018 по 01.07.2018 с размером оплаты 22 988 руб. 51 коп. ежемесячно; Минаева Я.Ю. для оказания услуг по оформлению кадровых документов (кадрового архива) на период с 01.09.2017 по 30.11.2017 с оплатой 34 800 руб. ежемесячно.
Определяя стоимость услуг привлеченных специалистов конкурсный управляющий руководствовался стоимостью аналогичных услуг на рынке в городе Мурманске, а также нахождения предприятия в районах Крайнего Севера. Кроме того, оплата услуг привлеченных специалистов значительно меньше заработной платы работников должника за выполнение аналогичной работы (представлено штатное расписание должника по состоянию на 01.12.2016). Привлеченные специалисты помогают конкурсному управляющему в проведении ликвидационных мероприятий, установленных законом о банкротстве, в том числе при формировании конкурсной массы, подготовки документов для взыскания дебиторской задолженности, сдаче бухгалтерской и иной отчетности, сдачи документов в архив.
В силу статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации (утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н), предусматривается, что ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель организации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо, этого субъекта, либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в связи с чем, привлечение главного бухгалтера необходимо до окончания конкурсного производства.
Поскольку введение в отношении должника процедуры конкурсного производства не освобождает его от предоставления в установленные сроки бухгалтерской и налоговой отчетности и ведения бухгалтерского учета, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности, то оказание бухгалтерских, налоговых и организационных услуг по данному вопросу является необходимым.
Привлечение на регулярной основе бухгалтера обусловлено необходимостью сдачи специальных форм отчетности предприятия - субъекта естественной монополии, не охватываемых квалификацией арбитражного управляющего в рамках его подготовки.
Необходимость привлечения специалиста для сдачи архива обусловлена тем, что архив предприятия ведется с 1992 года и имеет значительный объем. Архив нуждается в хранении до момента его передачи в государственный или муниципальный архив, а поскольку предприятие не имеет собственных помещений для его хранения, перевозка является нецелесообразной в виду необходимости затрат на его перевозку и хранение. Привлечение специалиста, проживающего по месту нахождения архива, обусловлена экономией затрат на проживание конкурсного управляющего в п.Никель.
В обоснование заявления представлены акты сдачи-приема услуг, подтверждающие соразмерность стоимости оказываемых услуг привлеченными специалистами, в отношении которых имеются возражения уполномоченного органа, объему оказанных услуг.
Согласно акту сдачи-приема услуг N 4 за декабрь 2017 года Путилиной И.В. конкурсному управляющему были оказаны следующие услуги: ведение бухгалтерского учета в целом по предприятию (сч.20 "Основное производство" - 52 операции; сч.26 "Общехозяйственные расходы" - 10 операций; сч.51 "Расчетный счет" - 35 операций; сч.62 "Расчеты с покупателями и заказчиками - 10 операций"; сч.68 "Расчеты по налогам и сборам" - 7 операции; сч.69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" - 5 операций; сч.70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - 18 операций; сч.76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - 5 операций; сч.84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" - 2 операции; сч.90 "Продажи" - 8 операций; сч.91 "Прочие доходы и расходы" - 7 операций; сч.99 "Прибыли и убыли" - 3 операции); ведение расчетов по кредиторской и дебиторской задолженности; ведение расчетного счета предприятия и картотеки; проведение сверок с поставщиками, налоговой инспекцией, бюджетный и внебюджетных фондов; ответы на требования, уведомления об устранении расхождений из ИФНС, бюджетных и внебюджетных фондов и др. (исходящих 15); сдача статистической отчетности (П-3 "Сведения о финансовом состояния организации" ноябрь 2017 года; П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" ноябрь 2017 года; составление отчетов в ИФНС, ПФР и внебюджетные фонды: СЗВ-М Сведения о застрахованных лиц" за ноябрь 2017 года); предоставление информации по запросу конкурсного управляющего.
Согласно акту сдачи-приемки услуг от 31.01.2018 в январе 2018 года Путилиной И.В. конкурсному управляющему были оказаны следующие услуги: ведение бухгалтерского учёта в целом по предприятию; ведение расчётов по кредиторской и дебиторской задолженности; ведение расчётного счета предприятия и картотеки; проведение сверок с поставщиками, налоговой инспекцией, бюджетных и внебюджетных фондов; ответы на требования, уведомления об устранении расхождений из ИФНС, б бюджетных и внебюджетных фондов; сдача статистической отчётности (П-1 Сведения о производстве и отгрузке товаров услуг 2017 г.; П (услуги) Сведения об объёме платных услуг населению по видам 2017 г.; Ф N 7 - травматизм 2017 г.; 22-ЖКХ (сводная) Сведения о работе ЖКХ организаций в условиях реформы за 2017 г.; 23-Н Сведения о производстве и распределении электроэнергии за 2017 г.; П-3 Сведения о финансовом состоянии организаций 2017 г.); составление отчётов в ИФНС, ПФР и внебюджетные фонды (расчет по страховым взносам за 2017 г.; СЗВ-М сведения о застрахованных лицах за 2017 г.; НД по НДС за 4 кв.2017 г.); предоставление информации по запросу конкурсного управляющего.
Согласно акту сдачи-приема услуг N 4 за январь 2018 года (уточненный) Путилиной И.В. конкурсному управляющему были оказаны следующие услуги: введение бухгалтерского учета в целом по предприятию (сч.20 "Основное производство" - 5 операций; сч.26 "Общехозяйственные расходы" - 3 операции; сч.51 "Расчетный счет" - 10 операций; сч.69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" - 3 операции; сч.70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - 10 операций; сч.76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - 2 операций; сч.91 "Прочие доходы и расходы" - 5 операций); ведение расчетов по кредиторской и дебиторской задолженности; ведение расчетного счета предприятия и картотеки; проведение сверок с поставщиками, налоговой инспекцией, бюджетный и внебюджетных фондов; ответы на требования, уведомления об устранении расхождений из ИФНС бюджетных и внебюджетных фондов и др. (исходящих 5); сдача статистической отчетности (П-3 "Сведения о финансовом состояния организации" 2017 г.; П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" 2017 г.; П (услуги) Сведения об объемах платных услуг населению по видам 2017 г.; ФN 7 - травматизм 2017 г.; 22-ЖКХ (сводная) Сведения о работе ЖКХ организаций в условиях реформы за 2017 г.; 23-Н Сведения о производстве и распределении электроэнергии за 2017 г.); составление отчетов в ИФНС, ПФР и внебюджетные фонды (СЗВ-М Сведения о застрахованных лиц" за 2017 г.; НД по НДС за 4 кв.2017 г.).
Согласно акту сдачи-приема услуг за январь 2018 года Клабуковой Г.И. конкурсному управляющему были оказаны следующие услуги: начислены вознаграждения по договорам возмездного оказания услуг за январь; начислен средний заработок, сохраняемый на время трудоустройства бывшим сотрудникам предприятия (6 человек), уволенным по статье ликвидация предприятия (пункт 1 часть 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) за январь 2018 года (5-ый месяц); сформированы и подготовлены к сдаче в архив Печенгского района Приказы по отпускам бывших работников МУП "Услуга" за период с 2010 по 2017 годы - 12 дел (шт.); выданы справки о предоставлении компенсации расходов на оплату проезда бывшим работникам (11 шт.); выданы справки 2-НДФЛ (4 шт.); выдана справка о стаже в МУП "Услуга" (6 шт.); подготовлены и выданы архивные справки для назначения пенсия бывшим работникам РПУ: по личным обращениям - 2 шт.; сданы отчёты за декабрь 2017 года в ПФР (СЗВ-М) и Росстат (П-4); регистрация входящей и исходящей корреспонденции предприятия и рассылка по эл. почте по принадлежности; отправка заказной и простой корреспонденции МУП "Услуга" (дебиторы, арбитражный суд и т.д.) через почтовое отделение связи; обслуживание оргтехники (закупка порошка для картриджей - 1 495 руб.).
Согласно акту сдачи-приемки услуг от 31.01.2018 в январе 2018 года Ручьевой Е.С. конкурсному управляющему были оказаны следующие услуги: в период с 01.10.2017 по 31.01.2018 произведен подбор первичных документов в обоснование платежей по жалобе ФНС России на действия конкурсного управляющего (перечень оспариваемых платежей приложен к акту, дело N А42-7286/2012 (2ж) - договоров, служебных записок, актов - в оригиналах; в период с 01.10.2017 по 31.01.2018 произведен подбор первичных документов обоснование платежей по жалобе АО "Атомэнергосбыт" на действия конкурсного управляющего (перечень оспариваемых платежей приложен к акту, дело N А42-7286/2012 (3ж) - договоров, служебных записок - в копиях.
Согласно акту сдачи-приемки услуг от 31.01.2018 в январе 2018 года Коркашевой Н.В. конкурсному управляющему были оказаны следующие услуги: произведена сверка расчетов с дебиторами (12 дебиторов); в период с 01.10.2017 по 31.01.2018 произведен подбор первичных документов в обоснование платежей по жалобе ФНС России на действия конкурсного управляющего (перечень оспариваемых платежей приложен к акту) - счетов, платежных поручений, платежных ордеров - в оригиналах; в период с 01.10.2017 по 31.01.2018 произведен подбор первичных документов обоснование платежей по жалобе АО "Атомэнергосбыт" на действия конкурсного управляющего (перечень оспариваемых платежей приложен к акту) - счетов, платежных поручений, платежных ордеров - в копиях.
Привлечение главного бухгалтера, специалистов по взысканию дебиторской задолженности, по оформлению кадрового архива в рамках дела о банкротстве арбитражным судом признано необходимым и обоснованным, поскольку для завершения ликвидационных мероприятий по делу о банкротстве необходимо совершить большое количество мероприятий, требующих специальных познаний и больших временных затрат: подготовка и сдача бухгалтерской и налоговой отчетности, учета и составления первичной бухгалтерской отчетности, взыскание дебиторской задолженности, подготовка и сдача документов должника в архив.
Кроме того, привлечение Коркашевой И.В. и Ручьевой Е.А. в период с 01.12.2017 по 01.02.2018 судом признается обоснованным учитывая объем подготовленных ими копий документов. Так в рамках обособленного спора N А42-7286/2012 (3ж) по жалобе АО "Атомэнергосбыт" о признании ненадлежащими действий конкурсного управляющего МУП "Услуга" Алексеева М.М., выразившиеся в нарушении очередности удовлетворения текущих требований АО "Атомэнергосбыт" в размере 11 351 583 руб. 34 коп. за период с марта 2015 года по ноябрь 2016 года данными привлеченными специалистами были подобраны и изготовлены копии документов, подтверждающих осуществление каждого платежа в указанный период, в том числе: к каждому платежу представлены копии договоров, счетов, счетов-фактур, актов, платежных поручений и т.д., данные документы размещены в указанном арбитражном деле начиная со 2 по 6 тома, т.е. отобрано и изготовлено порядка 1 000 листов. В рамках обособленного спора N А42-7286/2012 (2ж) по жалобе уполномоченного органа о признании ненадлежащими действий конкурсного управляющего МУП "Услуга" Алексеева М.М., выразившиеся в нарушении очередности погашения: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, как текущих платежей, подлежащих уплате во вторую очередь реестра требований кредиторов в соответствии со статьей 134 Закона о банкротстве; иных текущих налоговых платежей, подлежащих уплате в четвертую очередь в соответствии со ст. 134 Закона о банкротстве. При этом заявленный период платежей превышает четырехлетний срок, таким образом объем представленных копий документов в разы превышает объем документов, представленный в рамках дела N А42- 7286/2012(3ж).
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Мурманской области от 27.06.2018 по делу N А42-7286/2012 (2з) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Д.В. Бурденков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.