г. Владивосток |
|
11 сентября 2018 г. |
Дело N А51-3827/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, Г.Н. Палагеша
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа
апелляционное производство N 05АП-5763/2018
на решение от 18.06.2018
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-3827/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Управления имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа (ИНН 2511013839, ОГРН 1022500861130)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в лице Уссурийского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108490, ОГРН 1042504382931)
об оспаривании отказа,
третьи лица: Уссурийское муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей Уссурийского городского округа, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя образовательная школа с. Борисовка" Уссурийского городского округа;
при участии:
стороны не явились;
УСТАНОВИЛ:
Управление имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в государственной регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости, выраженного в уведомлении об отказе в государственной регистрации от 23.11.2017 N 25/021/503/2017-046.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 18.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Управление имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что реализуя полномочия собственника, Уссурийский городской округ обязан передать спорный объект из муниципальной казны организации, осуществляющей теплоснабжение. Приводит довод о том, что в результате отказа Управления Росреестра по Приморскому краю о регистрации прекращения права собственности на спорный объект, на Уссурийский городской округ возложена дополнительная обязанность по содержанию и закреплению за теплоснабжающей организацией спорного участка теплосети. Однако, осуществить полномочия собственника, распорядившись спорной теплосетью в целях исполнения функций муниципалитета, не представляется возможным ввиду существования объекта в составе иной теплосети, уже закрепленной на праве хозяйственного ведения за Уссурийским муниципальным унитарным предприятием тепловых сетей.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. От Управления имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. Заявленное ходатайство коллегией рассмотрено и удовлетворено.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
От Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в лице Уссурийского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Управление просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что объект недвижимого имущества: сооружение - тепловая сеть, назначение: тепловая сеть, протяжённостью 252 м, с кадастровым номером: 25:34:000000:706, расположенный по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, с. Борисовка, ул. Советская, д. 44 (далее - спорный объект недвижимости, спорное сооружение теплосети), принадлежит на праве собственности Уссурийскому городскому округу, о чем в о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество 09.12.2014 внесена запись государственной регистрации N 25-25-12/072/2014-632.
Право муниципальной собственности на объект недвижимого имущество зарегистрировано Управлением Росреестра по Приморскому краю на основании решения Арбитражного суда Приморского края от 05.02.2014 по делу А51-32640/2013.
11.08.2017 Управление обратилось в Уссурийский отдел Росреестра по Приморскому краю (далее - отдел Росреестра) с заявлением о снятии с кадастрового учета указанного объекта недвижимости.
Одновременно Управлением подано также заявление о прекращении права собственности на спорный объект недвижимости.
Основанием для обращения Управления с указанным заявлением к государственному регистрационному органу послужило установление органом местного самоуправления обстоятельства включения спорного сооружения в тепловую сеть котельной N 55 по ул. Стрельникова, 2-6 с. Борисовка, протяженностью 1253,7 погонных метров, с инвентарным номером 05:243:002:000005310, проходящей к зданию ЖБИ по ул. Стрельникова, 2-6, к жилым домам по ул. Стрельникова, 1, 3, 5, ул. Колхозная, 40-а, к зданиям по ул. Советская, 55, 46, 55-а, 47, 44, право собственности на которую ранее зарегистрировано за Уссурийским городским округом в ЕГРП 20.03.2012 с присвоением записи государственной регистрации номера 25-25-12/016/2012-449 в соответствии со свидетельством о регистрации права от 20.03.2012 25-АВ 732260.
В качестве документального подтверждения названного основания Управление представило отделу Росреестра следующие документы: распоряжение Управления имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 11.08.2017 N 663-Р, заключение кадастрового инженера от 21.07.20 7, акт экспертизы от 05.12.2016 N 198/10У.
Уведомлением от 21.08.2017 N 25/021/503/2017-046 Управление Росреестра сообщило Управлению имущественных отношений Администрации УГО о приостановлении государственной регистрации прекращения права собственности на спорный объект недвижимости до 23.11.2017 по причине непредставления заявителем документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, рекомендовав Управлению до указанной даты представить государственному регистратору для подтверждения прекращении существования указанного объекта акт обследования, подготовленный в результате проведения кадастровых работ.
Уведомлением 23.11.2017 N 25/021/503/2017-046 Управление Росреестра по Приморскому краю сообщило Управлению имущественных отношений Администрации УГО об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности Уссурийского городского округа на спорный объект недвижимости с указанием в качестве причины отказа: неустранение заявителем причины для приостановления государственной регистрации права.
Управление имущественных отношений Администрации УГО не согласилось с решением Управления Росреестра, изложенным в уведомлении 23.11.2017 N 25/021/503/2017-046, и, посчитав его незаконным и нарушающим права Уссурийского городского округа, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемое решение должно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", в силу которых государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ, со дня вступления в силу Закона N 218-ФЗ, сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В статье 21 Закона N 218-ФЗ закреплены требования к документам, представляемым на государственную регистрацию.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 26 этого же Закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Порядок ведения ЕГРН установлен приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 данного Порядка ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, ведения ЕГРН, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН; территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения Управления имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа с заявлением в Уссурийский отдел Управления Росреестра по Приморскому краю о снятии с кадастрового учета объекта недвижимого имущества - тепловой сети, и прекращения права собственности, послужило то обстоятельство, что спорное сооружение включено в тепловую сеть котельной N 55 по ул. Стрельникова, 2-6 с. Борисовка, протяженностью 1253,7 погонных метров, с инвентарным номером 05:243:002:000005310, проходящей к зданию ЖБИ по ул. Стрельникова, 2-6, к жилым домам по ул. Стрельникова, 1, 3, 5, ул. Колхозная, 40-а, к зданиям по ул. Советская, 55, 46, 55-а, 47, 44, право собственности на которую ранее зарегистрировано за Уссурийским городским округом в ЕГРП 20.03.2012 с присвоением записи государственной регистрации номера 25-25-12/016/2012-449 в соответствии со свидетельством о регистрации права от 20.03.2012 25-АВ 732260.
Уведомлением от 21.08.2017 N 25/021/503/2017-046 государственная регистрация прекращения права собственности на спорный объект приостановлена до 23.11.2017 по причине непредставления заявителем документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав.
В связи с не устранением причины для приостановления государственной регистрации, уведомлением от 23.11.2017 N 25/021/503/2017-046 в государственной регистрации прекращения права собственности отказано.
В обоснование оспариваемого отказа Управление Росреестра по Приморскому краю указало на неустранение Управлением имущественных отношений Администрации УГО причин, послуживших для приостановления государственной регистрации прекращения права муниципальной собственности на спорный объект недвижимого имущества.
Статьей 14 Закона N 218-ФЗ установлены основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации. В частности, государственная регистрация прав осуществляется на основании вступивших в законную силу судебных актов (пункт 5 части 2).
В соответствии со статьей 16 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный статьей 17 указанного Закона, включает в себя, в том числе, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Право собственности муниципального образования на сооружение тепловой сети протяжённостью 252 м. подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 05.02.2014 по делу N А51-32640/2013 и было зарегистрировано именно на основании данного решения.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда носят безусловно обязательный характер.
Таким образом, правомерность возникновения этого права не могла быть поставлена под сомнение ответчиком при рассмотрении заявления Управления о государственной регистрации прекращения данного права.
Кроме того, в рамках дела N А51-4005/2017 Арбитражный суд Приморского края рассмотрел требования Управления имущественных отношений Администрации УГО к Уссурийскому городскому округу в лице администрации Уссурийского городского округа о признании отсутствующим права муниципальной собственности на спорное сооружение тепловой сети. Решением суда от 05.05.2017 по указанному делу, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2017, в удовлетворении требования Управлению отказано.
Обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела N А51- 4005/2017, также правомерно учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора применительно к части 2 статьи 69 АПК РФ.
Существование данного объекта в натуре, его статус как объекта недвижимого имущества, а равно права на него муниципального образования, лицами, участвующими в деле, не оспариваются и подтверждены в ходе рассмотрения арбитражным судом дел N А51- 32640/2013, N А51-4005/2017.
При рассмотрении дела N А51-4005/2017 суд, установил идентичное предназначение сооружения тепловой сети протяженностью 252 метра и сооружения тепловой сети протяженностью 1253,7 метра, а также отсутствие факта создания наличием в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на указанные объекты препятствий собственнику - Уссурийскому городскому округу к реализации им прав в отношении перечисленных объектов недвижимости.
В силу пункта 16 Порядка N 943 (в ред. Приказа Минэкономразвития России от 11.12.2017 N 669) при государственной регистрации в ЕГРН прекращения права на объект недвижимого имущества указываются помимо сведений, идентифицирующих объект недвижимого имущества, о номере записи прекращаемого права, подлежат указанию, в том числе сведения о документах-основаниях для снятия с государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прекращения права в объеме сведений, предусмотренных пунктом 51 Порядка (сведения, идентифицирующие документы, и о дате и номере государственной регистрации сделки), реквизиты либо сведения о предусмотренных федеральными законами основаниях снятия государственной регистрации прекращения прав на него с указанием: слов "права прекращены на основании", соответствующей нормы Закона (части 11 или 15 статьи 60.2, части 3 или 3.1 статьи 70, части 7 статьи 72).
В предыдущей редакции пункта 16 Порядка N 943 также подлежали указанию в рассматриваемом случае сведения о документах-основаниях для государственной регистрации прекращения права, обременения объекта недвижимого имущества, в объеме сведений, предусмотренных пунктом 51 Порядка.
При этом, как верно указал регистрирующий орган, прекращение права собственности на объект недвижимого имущества может быть произведено только по предусмотренным законом основаниям.
Пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно статье 236 ГК РФ право гражданина или юридического лица на отказ от права собственности на принадлежащее ему имущество реализуется путем объявления об этом либо совершения других действий, определенного свидетельствующих о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование на основании пункта 7 части 4 статьи 8 указанного Закона, также отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.
Как установлено пунктом 3 части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу пункта 7 части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ одним из оснований, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, является акт обследования, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Акт обследования подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с их гибелью или уничтожением. Акт обследования подтверждает гибель или уничтожение здания или сооружения (часть 1 статьи 23 Федерального закона N 218-ФЗ).
Форма и состав сведений акта обследования, а также требования к его подготовке утверждены Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861.
По смыслу пункта 1 статьи 235 ГК РФ при гибели или уничтожении объектов имущества, такие объекты существуют только юридически (по документам) при фактическом их отсутствии не могут быть предметом сделок по передаче их от собственника другому правообладателю.
В таком случае вещи утрачивают свойство оборотоспособности (статьи 128, 129 ГК РФ), что к рассматриваемой ситуации не относится.
В рассматриваемом в настоящем споре случае, обратившись в Управление Росреестра с заявлением о прекращении права собственности на сооружение тепловой сети протяжённостью 252 м, муниципальное образование фактически имело своей целью только исключение из ЕГРН дублирующей записи о праве на объект недвижимости без прекращения права на сам объект.
В этой связи, суд первой инстанции верно заключил, что предусмотренное пунктом 3 части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основание государственной регистрации прав к спорным правоотношениям не применимо.
Управление имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа сочло необходимым внесение в ЕГРН сведений о прекращении права собственности муниципального образования на спорный объект недвижимости.
Между тем, требования Управления основаны на утрате сооружением тепловой сети протяжённостью 252 м статуса самостоятельного объекта прав ввиду фактического включения его в состав тепловой сети котельной N 55 по ул. Стрельникова, 2-6 с. Борисовка, протяженностью 1253,7 метра, с инвентарным номером 05:243:002:000005310, проходящей к зданию ЖБИ по ул. Стрельникова, 2-6, к жилым домам по ул. Стрельникова, 1, 3, 5, ул. Колхозная, 40-а, к зданиям по ул. Советская, 55, 46, 55-а, 47, 44, право собственности на которую ранее уже зарегистрировано за Уссурийским городским округом, что свидетельствует о преобразовании объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 46 Порядка N 943 при прекращении существования объекта недвижимого имущества в связи с его преобразованием (разделом, выделом, объединением, перераспределением) сведения о частях объекта недвижимости, актуальные на дату осуществления кадастрового учета, переносятся, если иное не установлено федеральным законом, в записи об объектах недвижимого имущества, образованных в результате такого преобразования, в тех же границах, за исключением случаев, установленных статьей 60 Закона.
Согласно части 3 статьи 41 Закона N 218-ФЗ снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
Принимая во внимание, что государственная регистрация осуществляется в заявительном порядке, учитывая, что документы-основания для прекращения права собственности в отношении спорного объекта недвижимости представлены не были, а предусмотренное пунктом 3 части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основание государственной регистрации прав к спорным правоотношениям не применимо, регистрирующим органом правомерно было принято решение о приостановлении государственной регистрации в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Поскольку в установленный срок заявителем не устранены причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, регистрирующим органом 23.11.2017 принято обоснованное решение N 25/021/503/20017-046 об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности на спорный объект недвижимости на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, отказ в государственной регистрации прекращения права собственности, выраженный в решении от 23.11.2017 N 25/021/503/20017-046, является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.06.2018 по делу N А51-3827/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.