г. Москва |
|
10 сентября 2018 г. |
Дело N А41-34842/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Батруковым Р.Э.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - Администрации Воскресенского муниципального района Московской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от заинтересованного лица по делу - Главного управления Государственного административно-технического надзора по Московской области - Бахия С.Т. по доверенности от 03.08.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Воскресенского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 06.06.2018 по делу N А41-34842/18, принятое судьей Гейц И.В., по заявлению Администрации Воскресенского муниципального района Московской области к Главному управлению Государственного административно-технического надзора по Московской области об оспаривании,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Воскресенского муниципального района Московской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению государственного административно-технического надзора Московской области (Территориальный отдел N 19) (далее - заинтересованное лицо, административный орган) об оспаривании предписания от 26.04.2018 г. N 19/1266/79.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация Воскресенского муниципального района Московской области не согласилась с выводами суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Главного управления Государственного административно-технического надзора по Московской области возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя Администрации Воскресенского муниципального района Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 10.04.2018 г. при проведении уполномоченным лицом административного органа осмотра территории по адресу: Московская область, г. Воскресенск, мест общественного пользования вдоль границы полосы отвода железной дороги вблизи железнодорожной станции, был выявлен факт ненадлежащего содержания территории, что является нарушением нормативных требований, установленных п. "б" ч. 2 ст. 68, пп. 10 п. 1 ст. 56, ст. 73 Закона МО N 191/2014-ОЗ от 30.12.2014.
26.04.2018 г. административным органом в отношении Администрации вынесено предписание N 19/1266/79 об устранении выявленных нарушений в срок до 10.05.2018 г.
Не согласившись с вынесенным административным органом предписанием, полагая, что указанное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Закон Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области" (далее - Закон о государственном надзоре) определяет порядок осуществления государственного административно-технического надзора и устанавливает административную ответственность граждан, должностных и юридических лиц за нарушение норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, в сфере благоустройства, состояния и надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Московской области.
Статьей 4 названного Закона Московской области предусмотрено, что надзор за исполнением настоящего Закона осуществляют органы государственного административно-технического надзора Московской области.
Предписания об устранении нарушений в сфере благоустройства на территории Московской области составляются должностными лицами органов, осуществляющих государственный административно-технический надзор на территории Московской области, немедленно после выявления правонарушения (пункт 1 статьи 8 Закона о государственном надзоре).
В силу части 1 статьи 72 Закона о благоустройстве контроль за исполнением настоящего Закона осуществляет центральный исполнительный орган государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере государственного административно-технического надзора.
Из текста оспариваемого предписания следует, что Администрацией допущены нарушения нормативных требований к содержанию территории по адресу: Московская область, г. Воскресенск, место общественного пользования вдоль границы полосы отвода железной дороги вблизи железнодорожной станции, выразившиеся в наличии навалов мусора.
Статья 56 Закона Московской области от 30.12.2014 года N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" устанавливает нормы и правила по содержанию мест общественного пользования и территории юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) или физических лиц.
Согласно указанной статьи юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории Московской области обязаны регулярно производить уборку принадлежащих им территорий, осуществлять вывоз мусора с целью его утилизации и обезвреживания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области. Границы благоустройства (уборки) территорий определяются границами земельного участка на основании документов, подтверждающих право собственности или иное вещное право на земельный участок, на котором располагаются здания и (или) сооружения, и прилегающей к его границам территории на расстоянии 5 метров, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области и правовыми актами органов местного самоуправления. Уборка улиц и дорог на территории муниципальных образований производится ежедневно в соответствии с договором, заключенным между эксплуатационной организацией и заказчиком. Дворовые территории, внутридворовые проезды и тротуары, места массового посещения на территории муниципальных образований ежедневно подметаются от смета, пыли и мелкого бытового мусора.
В соответствии с п. "б" ч. 2 ст. 68 Закона МО N 191/2014-ОЗ от 30.12.2014 г. обязанность организовывать и/или производить работы по уборке и содержанию территорий и иных объектов и элементов благоустройства, расположенных на территории Московской области по объектам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не переданным во владение и/или пользование третьим лицам, - возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные или муниципальные эксплуатационные организации.
Согласно ст. 10 Устава Воскресенского муниципального района Московской области к вопросам местного значения Воскресенского муниципального района относятся, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
К полномочиям Администрации Воскресенского муниципального района Московской области отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (ст. 3.3 Решения Совета депутатов Воскресенского муниципального района Московской области от 24.04.2009 г. N 100/6 "О Положении об администрации Воскресенского муниципального района").
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что обязанность по содержанию спорной территории возложена на Администрацию Воскресенского муниципального района Московской области. При этом заявителем не представлено доказательств того, что спорный земельный участок передан во владение и/или пользование третьим лицам.
Доводы заявителя о том, что Администрация не является лицом, ответственным за выявленные нарушения, поскольку уборку рассматриваемой территории осуществляет МКУ "Благоустройство и озеленение", обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Из устава МКУ "Благоустройство и озеленение" следует, что учредителем и собственником его имущества является Администрация Воскресенского муниципального района Московской области. При этом доказательства передачи спорного земельного участка в оперативное управление (безвозмездное пользование) муниципальному учреждению в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлено.
При этом неисполнение в рамках муниципальных контрактов муниципальным учреждением каких-либо обязанностей, в том числе по уборке территории, свидетельствует о ненадлежащем исполнении Администрацией возложенной на нее обязанности по содержанию территорий и иных объектов и элементов благоустройства, расположенных на территории Московской области, и организации уборки территории и вывоза мусора, что прямо предусмотрено уставом муниципального образования и положением об Администрации, а также о недостаточном контроле со стороны Администрации, как учредителя, за выполнением муниципальным учреждением тех обязательств, которые предусмотрены уставом учреждения.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что каких-либо доказательств того, что Администрацией были приняты все зависящие от нее меры по соблюдение публичных обязанностей в указанной области, суду также не представлено.
Кроме того, заключение гражданско-правового договора (договора подряда, оказания услуг), предусматривающего выполнение действий по исполнению публично-правовой обязанности иным лицом, не влияет на определение субъекта данной обязанности (при отсутствии указания в законе на такой способ определения обязанного лица - субъекта ответственности). При этом невыполнение или ненадлежащее выполнение заказчиками (подрядчиками) договорных обязательств может повлечь их гражданско-правовую ответственность, предусмотренную договором.
В данном случае учреждение заявителем МКУ "Благоустройство и озеленение" для обеспечения исполнения возложенных на нее административных функций и полномочий, не освобождает Администрацию от ответственности за неисполнение публичных обязанностей и не свидетельствует о принятии Администрацией достаточных мер для исполнения возложенной на нее законом обязанности.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Из текста предписания следует, что Администрацией допущены нарушения нормативных требований к содержанию территории по адресу: Московская область, г. Воскресенск, место общественного пользования вдоль границы полосы отвода железной дороги вблизи железнодорожной станции, выразившиеся в наличии навалов мусора
Статья 56 Закона "О благоустройстве в Московской области" N 191/2014 от 30.12.2014 устанавливает нормы и правила по содержанию мест общественного пользования и территорий юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) или фиэических лиц
Согласно указанной статьи юридические лица осуществляющие свою деятельность на территории Московской области обязаны регулярно производить уборку принадлежащих им территорий, осуществлять вывоз мусора с целью его утилизации и обеззараживания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области. Границы благоустройства (уборки) определяются границами земельного участка на основании документов, подтверждающих право собственности или иное вещное право на земельный участок, на котором располагаются здания сооружения, и прилегающей к его границам территории на расстоянии 5 метров, если иное не установлено законодательством Российской федерации, законодательством Московской области и правовыми актами органов местного самоуправления, уборка улиц и дорог на территории муниципальных образований производится ежедневно в соответствии с договором, заключенным между эксплуатационной организацией и заказчиком. Дворовые территории, внутридворовые проезды и тротуары, места массового посещения на территории муниципальных образований ежедневно подметаются от смета, пыли и мелкого бытового мусора.
В соответствии с п "б" ст. 68 Закона МО N 191/2014-ОЗ от 30.12.2014 обязанность организовать и/или производить работы по уборке и содержанию территорий и иных объектов и элементов благоустройства, расположенных на территории Московской области по объектам находящимся в государственной или муниципальной собственности не переданных во владение и/или пользование третьим лицам; - возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные или муниципальные эксплуатационные организации.
Согласно ст. 10 Устава Воскресенского муниципального района Московской области к вопросам местного значения Воскресенского муниципального района относятся, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) транспортированию, обработке, утилизации, обеззараживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
К полномочиям Администрации Воскресенского муниципального района Московской области отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (ст. 3.5 Решения Совета депутатов Воскресенского муниципального района Московской области от 24.04.2009 г N 100/6 "О положении об администрации Воскресенского муниципального района"
Доказательств, что спорный земельный участок передан во владение и/или пользование третьим лицам предъявлены не были.
Каких- либо доказательств того, что Администрацией были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению возложенных на нее обязанностей также представлены не были.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06.06.2018 по делу N А41-34842/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.