город Ростов-на-Дону |
|
10 сентября 2018 г. |
дело N А32-14722/2018 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе судьи Филимоновой С.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон
апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт риса"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2018 по делу N А32-14722/2018, принятое судьей Бондаренко И.Н.
по заявлению Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт риса"
к заинтересованному лицу Краснодарской таможне
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт риса" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Краснодарской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможня) N N 10309000-880/2018, 10309000-881/2018, 10309000-882/2018 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа.
Принятым в порядке упрощенного производства решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
В апелляционной жалобе учреждение ссылается на возможность применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены административного наказания на предупреждение.
Заинтересованное лицо с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в результате осуществления контрольных мероприятий за правильностью и своевременностью представления статистических форм учета перемещения товаров, уполномоченным сотрудником таможни было установлено следующее.
ФГБНУ "ВНИИ риса" несвоевременно передало в таможенный орган для регистрации на сайте ФТС Российской Федерации СФ системный номер 1300171025- 12470894. Данная СФ была зарегистрирована ФГБНУ "ВНИИ риса" на сайте ФТС России 25.10.2017 и передана в Краснодарскую таможню через ящик приема корреспонденции 26.10.2017. СФ присвоен регистрационный N 10309000/301017/С962322.
По данной СФ товары отгружены со склада ФГБНУ "ВНИИ риса" в адрес ТОО "Магжан и К" (Республика Казахстан, Кызылординская область, Сырдарьинский район, с. Наги-Ильясова, ул. Абая 16) во исполнение договора N 3 от 11.02.2017, по товарной накладной N 00000033 от 24.03.2017. Сумма сделки составляет 210 000 руб.
СФ заполнена на сайте ФТС Российской Федерации и направлена в Краснодарскую таможню директором ФГБНУ "ВНИИ риса" Гаркуша Сергеем Валентиновичем на бумажном носителе.
Из представленной ФГБНУ "ВНИИ риса" СФ 10309000/301017/С962322 (системный номер 1300171025-12470894), а также представленных ФГБНУ "ВНИИ риса" заверенных копий товарно-сопроводительных документов: товарной накладной N 00000033 от 24.03.2017 следует, что товары, указанные в данных документах отгружены со склада ФГБНУ "ВНИИ риса" в адрес ТОО "Магжан и К" (Республика Казахстан, Кызылординская область, Сырдарьинский район, с. Наги-Ильясова, ул. Абая 16) 24.03.2017.
Статистическая форма регистрационный номер СФ 10309000/301017/С962322 (системный номер 1300171025-12470894) заполнена на сайте ФТС России 26.10.2017 и передана ФГБНУ "ВНИИ риса" в Краснодарскую таможню через ящик приема корреспонденции 26.10.2017 и содержит сведения о взаимной торговле за отчетный месяц - март 2017 года.
ФГБНУ "ВНИИ риса" несвоевременно передало в таможенный орган для регистрации на сайте ФТС Российской Федерации СФ системный номер 1300171025- 11273588. Данная СФ была зарегистрирована ФГБНУ "ВНИИ риса" на сайте ФТС России 25.10.2017 и передана в Краснодарскую таможню через ящик приема корреспонденции 26.10.2017. СФ присвоен регистрационный N 10309000/301017/С962341.
По данной СФ товары отгружены со склада ФГБНУ "ВНИИ риса" в адрес ТОО "Магжан и К" (Республика Казахстан, Кызылординская область, Сырдарьинский район, с. НагиИльясова, ул. Абая 16) во исполнение договора N 1 от 11.02.2017, по товарной накладной N 00000031 от 24.03.2017. Сумма сделки составляет 240 000 руб.
СФ заполнена на сайте ФТС Российской Федерации и направлена в Краснодарскую таможню директором ФГБНУ "ВНИИ риса" Гаркуша Сергеем Валентиновичем на бумажном носителе.
Из представленной ФГБНУ "ВНИИ риса" СФ 10309000/301017/С962341 (системный номер 1300171025-11273588), а также представленных ФГБНУ "ВНИИ риса" заверенных копий товарно-сопроводительных документов: товарной накладной N 00000031 от 24.03.2017 следует, что товары, указанные в данных документах отгружены со склада ФГБНУ "ВНИИ риса" в адрес ТОО "Магжан и К" (Республика Казахстан, Кызылординская область, Сырдарьинский район, с. Наги-Ильясова, ул. Абая 16) 24.03.2017.
Статистическая форма регистрационный номер СФ 10309000/301017/С962341 (системный номер 1300171025-11273588) заполнена на сайте ФТС России 26.10.2017 и передана ФГБНУ "ВНИИ риса" в Краснодарскую таможню через ящик приема корреспонденции 26.10.2017 и содержат сведения о взаимной торговле за отчетный месяц - март 2017 года.
ФГБНУ "ВНИИ риса" несвоевременно передало в таможенный орган для регистрации на сайте ФТС Российской Федерации СФ системный номер 1300171025- 12581101. Данная СФ была зарегистрирована ФГБНУ "ВНИИ риса" на сайте ФТС России 25.10.2017 и передана в Краснодарскую таможню через ящик приема корреспонденции 26.10.2017. СФ присвоен регистрационный N 10309000/301017/С962335.
По данной СФ товары отгружены со склада ФГБНУ "ВНИИ риса" в адрес ТОО "Магжан и К" (Республика Казахстан, Кызылординская область, Сырдарьинский район, с. НагиИльясова, ул. Абая 16) во исполнение договора N 4 от 11.02.2017, по товарной накладной N 00000032 от 24.03.2017. Сумма сделки составляет 640 000 руб.
СФ заполнена на сайте ФТС Российской Федерации и направлена в Краснодарскую таможню директором ФГБНУ "ВНИИ риса" Гаркуша Сергеем Валентиновичем на бумажном носителе.
Из представленной ФГБНУ "ВНИИ риса" СФ 10309000/301017/С962335 (системный номер 1300171025-12581101), а также представленных ФГБНУ "ВНИИ риса" заверенных копий товарно-сопроводительных документов: товарной накладной N 00000032 от 24.03.2017 следует, что товары, указанные в данных документах отгружены со склада ФГБНУ "ВНИИ риса" в адрес ТОО "Магжан и К" (Республика Казахстан, Кызылординская область, Сырдарьинский район, с. Наги-Ильясова, ул. Абая 16) 24.03.2017 года.
Статистическая форма регистрационный номер СФ 10309000/301017/С962335 (системный номер 1300171025-12581101) заполнена на сайте ФТС России 26.10.2017 передана ФГБНУ "ВНИИ риса" в Краснодарскую таможню через ящик приема корреспонденции 26.10.2017 и содержат сведения о взаимной торговле за отчетный месяц - март 2017 года.
По выявленным признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, состоящем в нарушении срока представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров на 197 дней, таможенным органом составлены протоколы от 28.03.2018 N N 10309000-880/2018, 10309000-881/2018, 10309000-882/2018.
Постановлениями таможни от 10.04.2018 о назначении административных наказаний по делам об административных правонарушениях N N 10309000-880/2018, 10309000-881/2018, 10309000-882/2018 ФГБНУ "ВНИИ риса" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде административных штрафов в размере 20 000 руб. по каждому постановлению.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлено, что непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, составляет, в том числе, несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров.
Согласно положениям статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
Статистику взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС в силу пункта 3 части 1 статьи 12, частью 1 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) ведут таможенные органы на основании сведений, указанных в статформе, и иных источниках информации.
Частью 2 статьи 104 Закона о таможенном регулировании обязанность представлять в таможенный орган статформу возложена на российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в РФ с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения определяются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 104 Закона о таможенном регулировании).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" (далее - Правила N 1329), которые определяют порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
Согласно абзацу 3 пункта 5 Правил N 1329 российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения. Контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений осуществляют таможенные органы (абзац 4 пункта 5 Правил N 1329).
В силу пунктов 6 и 7 Правил N 1329 статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте ФТС России, и представляется в электронном виде или на бумажном носителе за отчетный месяц, в котором осуществлялась отгрузка или получение товаров, по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Датой представления статформы в электронном виде считается дата ее отправки посредством сети Интернет, а на бумажном носителе - дата отправки по почте заказным письмом, указанная на почтовом штемпеле, либо дата фактической передачи в таможенный орган, то есть дата регистрации в таможенном органе в соответствии с установленными правилами делопроизводства.
Абзац 1 пункта 7 Правил N 1329 предусматривает, что статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Согласно пункту 10 Правил N 1329 непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела, а именно из информации, содержащейся в статистических формах учета перемещения товаров N N 10309000/301017/С962322, 10309000/301017/С962341, 10309000/301017/С962335, договоров от 11.02.2017 NN 1, 3, 4, товарных накладных NN 00000033, 00000031, 00000032 от 24.03.2017, следует, что товар перемещался через таможенную границу в рамках международных контрактов с Казахстаном.
При таких обстоятельствах информация о движении товара, поставляемого в рамках спорного договора, подлежала статистическому учету и контролю. Общество обязано было предоставить статистические формы учета перемещения товаров в срок до 12.04.2017.
В связи с тем, что статистические формы учета перемещения товаров N N 10309000/301017/С962322, 10309000/301017/С962341, 10309000/301017/С962335 фактически зарегистрированы заявителем на сайте ФТС России 25.10.2017 и переданы в таможню через ящик приема корреспонденции 26.10.2017, с задержкой установленного срока на 197 дней, таможенный орган пришел к правомерному выводу о наличии в деянии учреждения объективной стороны вмененного правонарушения.
Заявитель является надлежащим субъектом вмененного ему правонарушения как лицо, которое заключило сделку, в соответствии с которой товары ввозятся на территорию РФ из государства - члена ЕАЭС.
Имея реальную возможность для соблюдения правил и норм, определяющих установленный порядок представления в таможенный орган статистической формы учета перемещаемых товаров, общество проявило в должной степени заботливости и осмотрительности и не предприняло всех мер по исполнению возложенной на него действующим таможенным законодательством обязанности, в связи с чем, было допущено нарушение пресекательных сроков предоставления в таможенный орган статистической формы учета перемещаемых товаров.
Совокупность перечисленных выше элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, что по существу не оспаривается заявителем.
Нарушений порядка привлечения предприятия к административной ответственности, определенного положениями КоАП РФ, судом не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не усматривается, поскольку учреждением не представлены доказательства того, что при совершении вмененного административного правонарушения, имел место исключительный случай.
Довод апелляционной жалобы о возможности применения статьи 4.1.1 КоАП РФ был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно отклонен по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии фактов причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Судом первой инстанции верно установлено и сторонами не отрицается тот факт, что заявитель не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
В данном случае назначенное учреждению административное наказание в минимальном пределе санкции части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 Кодекса), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что основания для замены наказания в виде примененного административного штрафа в минимальном размере на предупреждение отсутствуют, в связи с этим апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2018 по делу N А32-14722/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14722/2018
Истец: ФГБНУ ВНИИ риса, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт риса"
Ответчик: Краснодарская таможня