город Томск |
|
11 сентября 2018 г. |
Дело N А03-20548/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Павловой Ю.И., |
судей: |
Киреевой О.Ю., |
|
Полосина А.Л., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ермаковой Ю.Н., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай (N 07АП-7754/2018) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 26 июня 2018 года по делу N А03-20548/2017 (судья Зверева В.А.) по иску Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю (656015, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 74, ОГРН 1022201536587, ИНН 2224011531) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай (656038, Алтайский край, город Барнаул, улица Молодежная, 3, ОГРН 1092221004040, ИНН 2221172516) об обязании принять объекты недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (656002, Алтайский край, город Барнаул, улица Советская, 16, ОГРН 1042202282132, ИНН 2225066565).
СУД УСТАНОВИЛ:
Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю (далее по тексту - ГУ МВД, истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай (далее по тексту - управление, ответчик) об обязании принять в казну Российской Федерации нежилое здание, общей площадью 94,6 кв. м, с кадастровым (условным) номером 22:63:020104:22, расположенное по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, тракт Новосибирский, д. 2; принять в казну Российской Федерации здание поста ДПС, общей площадью 68,6 кв. м, с кадастровым (условным) номером 22:61:040201:331, расположенное по адресу: Алтайский край, Змеиногорский тракт, д. 89; принять в казну Российской Федерации земельный участок (для эксплуатации здания поста ДПС), площадью 352 кв. м, с кадастровым (условным) номером 22:61:044601:10, расположенный по адресу: Алтайский край, Змеиногорский тракт, д. 89 (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявленные требования мотивированы тем, что спорное имущество является неиспользуемым, излишним, необходимость в его сохранении за истцом отсутствует, и оно должно быть изъято собственником для целей его эффективного использования.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 26.06.2018 требования истца удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, ГУ МВД ввиду специального статуса ограничено в распоряжении закрепленным за ним имуществом, поэтому не вправе без согласия собственника отказаться от переданного в оперативное управление имущества; изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за учреждением либо приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему собственником, является правом собственника. Судом применена не подлежащая применению статья 236 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того ответчик указал, что истцом не доказано, что владение и пользование спорным имущество противоречат целям деятельности ГУ МВД и отсутствие целесообразности использования спорных объектов не может являться исключительным основаниям для обязания управления принять данное имущество и прекратить право оперативного управления истца.
Истец представил в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором, отклоняя доводы заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении не заявляли. В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, нежилое здание, общей площадью 94,6 кв. м, с кадастровым (условным) номером 22:63:020104:22, расположенное по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, Новосибирский тракт, 2, здание поста ДПС, общей площадью 68,6 кв. м с кадастровым номером (условным) 22:61:040201:331, расположенное по адресу: Алтайский край, Змеиногорский тракт, 89д и земельный участок для эксплуатации здания поста ДПС, площадью 352 кв. м с кадастровым (условным) номером 22:61:041601:10, расположенный по адресу: Алтайский край, Змеиногорский тракт, 89д, являются собственностью Российской Федерации, что подтверждено представленными в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 24.08.2017 N 22/001/052/2017-7149, свидетельствами о государственной регистрации права от 19.08.2014 серия 22 АД N 302786, серия 22АД N 182566, серия 22АГ N 443255.
На основании распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом Администрации Алтайского края N 1003 от 11.12.2002 здание КПП предоставлено ГУ МВД в пользование на праве оперативного управления, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.05.2004 сделана запись регистрации N 22-01/63-58/2004-514, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 25.12.2014 серии 22АД 441786.
На основании распоряжения управления N 30 от 23.01.2013 нежилое здание с общей площадью 94,6 кв. м, кадастровый (условный) номер 22:63:020104:22, предоставлено на праве оперативного управления ГУ МВД, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права серия 22АД N 197416 от 19.06.2014.
На основании распоряжения управления N 923 от 24.12.2012 здание поста ДПС, общей площадью 68,6 кв. м, кадастровой номер 22:61:040201:331 также предоставлено ГУ МВД, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права серия 22АД N 097860 от 11.03.2014.
Согласно распоряжению управления N 191 от 04.03.2013 земельный участок с кадастровым номером 22:61:041601:10, площадь. 352 кв. м по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, Змеиногорский тракт, 89 д, ГУ МВД в постоянное (бессрочное) пользование, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 05.04.2013 сделана запись регистрации N 22-22-01/146/2013-107, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.04.2013 серия 22АГ N 583463.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 04.09.2003 N 705 дпс "О стационарных постах дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции" указанный стационарный пост исключен из дислокации.
Письмом N 1/12706 от 02.12.2016 Министерство внутренних дел Российской Федерации согласовало прекращение права оперативного управления на объект недвижимого имущества: нежилого здания с кадастровым номером 22:63:020104:22, общей площадью 94,6 кв. м, реестровый номер федерального имущества (РНФИ) П2220010953, закрепленный за ГУ МВД.
Письмом N 1/6603 от 18.08.2015 Министерство внутренних дел Российской Федерации согласовало прекращение права оперативного управления на объект недвижимого имущества: здание поста ДПС с кадастровым номером 22:61:040201:331, общей площадью 68,6 кв. м, реестровый номер федерального имущества (РНФИ) П12220010574, закрепленный за ГУ МВД.
Письмом N 11/6602 от 18.08.2015 Министерство внутренних дел Российской Федерации согласовало прекращение права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 22:61:041601:10, общей площадью 352 кв. м, закрепленный за ГУ МВД.
В ответ на указанные обращения ответчик письмом N ВК-1280 от 05.04.2017, ВК-836 от 17.03.2017 сообщил о нецелесообразности изъятия в казну Российской Федерации указанного имущества.
Отказ ответчика принять имущество в казну Российской Федерации послужил основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 120, 235, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что на собственнике имущества лежит обязанность принять имущество ранее переданное им в оперативное управление в случае отказа учреждения от указанного права.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (пункт 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым, излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (абзац 1 статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вопреки доводам апелляционной жалобы положения статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации не исключают возможность прекращения права оперативного управления путем отказа от вещного права.
Из материалов дела следует, что спорные объекты недвижимого имущества не используются истцом для осуществления его деятельности, отказ от права оперативного управления согласован истцом с Министерством внутренних дел Российской Федерации, истец обращался с заявлениями об отказе от права оперативного управления неиспользуемого им по назначению спорного имущества к ответчику, последний реализует правомочия собственника имущества - Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд пришел к обоснованным выводам о том, что истец реализовал свое право на отказ от права оперативного управления спорным имуществом и наличии правовых оснований для передачи имущества в казну Российской Федерации.
Аргумент ответчика об отсутствии у учреждения права без согласия собственника отказаться от переданного в оперативное управление имущества основан на неверном толковании приведенных выше норм действующего права, в связи с чем признан несостоятельным.
Ссылка заявителя жалобы на иную судебную практику не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет, принята судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
Учитывая, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения, апелляционная инстанция посчитала обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 26 июня 2018 года по делу N А03-20548/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Ю.И. Павлова |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-20548/2017
Истец: ГУ МВД России по Алтайскому краю
Ответчик: ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае.
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по АК